"Борьба за эффективность труда"

08 мая 2007, 09:03

В январе 1983 года часов в 11-12 дня нередко можно было наблюдать такую картину. Из дверей кинотеатров, парикмахерских, магазинов выбегают дяди и тети с выпученными глазами и красными от волнения лицами.

Юрий АндроповЭтих людей в рабочее время только что застукали милиционеры, и завтра им всем на работе в лучшем случае объявят выговор. Это новый генсек Юрий Андропов повел беспощадную войну с нарушителями трудовой дисциплины. Дело доходило до казусов, когда в милицию забирали домохозяек, отпускников, пенсионеров. Одновременно с «борьбой за дисциплину» были подняты цены на водку с 3 рублей 62 копеек до 4 рублей 70 копеек. Ни та, ни другая акция большого эффекта не дали. Люди снова спокойно приобретали «два билета на дневной сеанс», а в продаже появилась «Первоклассница» по цене 4 рубля. «Первоклассницей» прозвали водку, которая появилась в магазинах 1 сентября. «Товарищ, верь, взойдет она - на водку старая цена».

Но наряду с этими, скорее, пропагандистскими мерами, которые практически не имели никакого эффекта, Андропов попытался повести борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти и, прежде всего, в МВД.

Одним из самых первых его шагов на посту генсека было смещение с должности министра МВД Николая Щелокова - человека, очень близкого Брежневу. С одной стороны, при Щелокове милиция максимально была приближена к народу: народные дружины, опорные пункты милиции в жилых домах. С другой стороны, коррупция в ее нынешнем понимании началась именно с Щелокова. Огромное количество конфискованного имущества проходило мимо «государственной кассы». Щелоков в те годы был настолько могущественен, что мог позволить открыть магазин по продаже конфиската. Естественно, работа магазина никак не афишировалась, в нем могли отовариваться только близкие люди министра, практически это был семейный магазин.

Стоит добавить, что между Андроповым и Щелоковым (КГБ и МВД) существовала давняя вражда. За допущенные ошибки в работе Щелокова вывели из состава ЦК КПСС, лишили звания генерала армии, исключили из партии, а чуть позже лишили и всех правительственных наград. В феврале 1983 года покончила жизнь самоубийством жена Щелокова, а в 1984 в доме на Кутузовском проспекте, надев генеральский мундир, застрелился и он сам.

Коллеги по ЦК КПСС, из состава которого Щелоков был выведен в июне 1983 года, по слухам, намекали развенчанному министру на разумность такого исхода, а впрочем, легко можно себе представить, что человек, никак не ожидавший столь бесславного конца карьеры, решился на отчаянный шаг вполне добровольно, тем более что, вероятно, рассчитывал своим уходом защитить детей - ведь начнись уголовный процесс, на скамье подсудимых оказались бы все члены семьи.

В сущности, судьба обошлась со Щелоковым несправедливо - что он сделал такого из ряда вон выходящего? Да, устроил для своих близких торжество коммунизма в одной отдельно взятой семье - так он ли один? Конечно, когда читаешь список «незаконно присвоенного» семьей Щелоковых, охватывает недоумение: куда столько? Зачем, к примеру, одной семье шестьдесят две хрустальные люстры? С другой стороны, если учесть, что это - на девять квартир и несколько дач... Или вот - картины. Ну, предположим, из любви к прекрасному - все-таки Кустодиева, Бенуа, Фалька приятно иметь перед глазами, но зачем же полотна под кровать складывать? Воистину, у сильных мира сего свои причуды. А в принципе, министр не делал ничего такого, чего не делало бы его начальство. Верно, Щелокову нравились «Мерседесы», сыну и дочке тоже, и они их, естественно, получили и, естественно, безвозмездно - но какие это, в сущности, пустяки, если вспомнить, какая роскошная коллекция автомобилей была у его «шефа».

Было еще знаменитое дело Юрия Соколова, вошедшее в историю не по имени главного подсудимого, а по имени магазина, которым он руководил, - знаменитого Елисеевского. Директора Елисеевского гастронома в Москве Юрия Соколова арестовали 30 октября 1982 года в его собственном кабинете во время якобы передачи ему взятки размером в триста рублей. К моменту суда над Соколовым ЦК КПСС был завален тысячами писем трудящихся, требующих его расстрела с конфискацией имущества. Люди резонно считали “найденные” миллионы своими, недополученными в течение всей своей нищенской жизни.

Пост министра МВД занял кадровый чекист Василий Федорчук, получивший прозвище «чистильщика». За 4 года из МВД уволили 88 тысяч сотрудников. Понятно, что в ходе такой масштабной чистки из милиции было изгнано немало людей достойных. Самого Федорчука считали самым бескорыстным министром МВД - к старости остался почти в нищете.

Георгий ЯНС

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.86.235.207

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 166 (+1)
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи