Где готовить элиту страны?
4 мая в Общественной палате прошли слушания, на которых обсуждалась проблема неразвитости в России так называемого элитарного образования. Имея высокий интеллектуальный потенциал, наша страна предоставляет одаренным детям слишком мало возможностей раскрыть свой талант. По единому мнению экспертов, если Россия научится грамотно выявлять, развивать и использовать способности юных гениев на благо общества, то это в значительной степени поможет улучшить благосостояние всего населения.
В каждом развитом государстве присутствует элита, состоящая главным образом из одаренных людей.
Многочисленные исследования, проведенные в США, Франции, Великобритании, Испании и ряде других стран, даже показали, что доходы государства напрямую зависят от интеллекта нации. Первый вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы Игорь Ушаков даже приводит конкретные цифры: «Если средний интеллектуальный уровень населения в стране не ниже 16% верхних показателей людей, то это гарантирует увеличение дохода государства вдвое». При этом, как ни странно, в нашей стране, богатой скрытыми и явными талантами, до сих пор системе образования одаренных детей уделяется мало внимания.
Одной из причин такого парадокса председатель Комиссии Общественной палаты по образованию Михаил Ковальчук называет «генетику уравнительности», сидящую в нас с советских времен. Его слова подтверждает Ушаков, который приводит данные о том, что в странах левого толка социальная политика ориентирована на массы, а большинство родителей хотят, чтобы их дети не отличались от других. Тем временем, по словам Ковальчука, право человека на одаренность должно обеспечиваться возможностью обучаться в специализированных заведениях или по специальной методике. Эксперты сходятся во мнении, что, возможно, нашей стране нужна государственная целевая программа работы с одаренными людьми.
Вторым немаловажным фактором, тормозящим развитие российского интеллектуального потенциала, является отношение самого общества в вопросу одаренности. Во время слушаний руководитель проекта Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова рассказала о результатах недавно проведенного общероссийского социологического исследования. Несмотря на то, что 25% опрошенных готовы заявить о своей одаренности, а 50% — об одаренности своих детей, наличие таланта не считается среди россиян главным условием успешной карьеры. Гораздо более важными факторами называются сила, внешние данные, лидерские качества и умение рисковать. При этом, по мнению большинства респондентов, степень одаренности детей напрямую зависит от того, какой доступ его семья имеет к определенным ресурсам. Данные исследования показали, что чем выше статус, образованность и доход семьи, тем амбициознее и увереннее в себе растущие в ней дети. У «низкоресурсных» семей возможности ограничены, следствием чего является полное отчуждение от самого понятия «одаренность». По словам Л. Паутовой, 17% опрошенных людей в возрасте 16-25 лет не ориентированны на профессиональный рост, не собираются получать образования и, как правило, все из бедных семей.
Одним из путей развития интеллектуальной элиты России эксперты называют создание специальных образовательных учреждений. Директор одной из московских школ-интернатов для одаренных детей Евгений Маркелов говорит, что по результатам своей пятилетней работы наблюдает острую необходимость в подобных учебных заведениях, особенно в регионах. В связи с этим вполне перспективным выглядит проект создания федеральной сети школ для одаренных детей, который сейчас реализуется Санкт-Петербургским благотворительным фондом Государственного Пушкинского Лицея. Планируется, что в учебные заведения со специально разработанной программой обучения будут принимать талантливых ребят 10-12 лет не только со всей России, но и из стран СНГ.
В последнее время мы много обсуждаем гимназию ОГУ для одаренных детей. Большое недовольство у людей вызывает то, что это учебное заведение для избранных. Но, как видим, элитарное образование не только возможно, но и необходимо. Главное, чтобы элитарность образования не определялась толщиной кошельков родителей. Но в любом случае уравнительного образования быть не может. Это очень вредная иллюзия.
Использованы материалы агентства «Интерфакс».
3.133.133.39
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Нравится или не нравится, но элита, как правило, формируется из высших социальных групп. А редкие исключения лишь подтверждают правило. От осинки не родятся апельсинки. Элитарность почти такое же наследство, как и богатство. Классический пример -русское дворнянство конца 18 - нач. 19 веков.
Все заслуживают, чтобы ими занимались, но все талантливы. Чудес на свете не бывает.
А к 20-му веку то же дворянство полностью выродилось. Да и в 18-19 вв многие изобретатели, художники, поэты и другие признанные таланты были отнюдь не из дворянской элиты.А сколько талантливых людей было среди крепостных? Нравится или не нравится, но талантливые и гениальные люди рождаются независимо от социального положения. Просто талантливому человеку труднее выжить и пробиваются лишь самые сильные.
А данная цитата вообще говорит о незнании автора темы либо о "заказе" на статью. И после таких статей у нас вдруг начинают сокрушаться, что нет желающих идти работать по рабочим специальностям!! Конечно, такого начитаешься и навсегда примешь априори, что рабочие - вырожденцы, идиоты и дебилы, работать вредно. А потом начинаются ахи-вздохи, что ж у нас молодежь хочет, чтобы ей все на блюдечке с голубой каемочкой приносили, а вот трудится совсем не хочет! Вот от высказанной выше позиции, см. цитату, и начинаются алкоголь и наркотики, автор заранее списал на свалку тех, кому не повезло родится богатым
И уничтожено тоже. Знаменитый пароход 1922, на котором из Сов. России была выслана, как раз, элита. В основном представители дворянства. Повторяю - исключение подтверждает правило. Начало 19 века- возьмите 10-15 поэтов и назовите хотя бы двух-трех. Элита не столько талант, сколько образование. По определению более качественное образование доступно представителям высших социальных групп. Царскосельский лицей - каждый выпускник - значимая фигура в истории России. Так есть и будет. Это абсолютно нормально. Из других социальных групп могут пробиться прежде все очень талантливые. И это нормально.
В СССР был ВУЗ у которого была реальная система выявления и обучения талантливых детей, которая работала и дала стране многих талантливых ученых, это МГУ им. Ломоносова. Мы же в наше врямя стараемся уничтожить все то хорошее, что было в прошлом и вытягиваем на поверхность муть, пошлость и бездарность, зато хорошо оплачивыемые.
Нравится или не нравится, а процесс формирования элиты пошел. Не все сразу. Дворянская элита складывалась почти триста лет. И талантливые есть. И не продавцы, и не номенклатурщики. Было, есть и будет - элита и все остальные. Надо это понимать. Если понимаешь, значит, принимаешь.
А за вашу состоятельную элиту дипломы и диссертации писать будут все те же самые малообеспеченные граждане за пол-литру. Монархист Вы однако.
А мне хотелось бы жить в развитой стране.
А за вашу состоятельную элиту дипломы и диссертации писать будут все те же самые малообеспеченные граждане за пол-литру. Монархист Вы однако.
А мне хотелось бы жить в развитой стране.
Я повторяю, что процесс формирования элиты может занять десятилетия. Дорогая уже у вас пол-литра - тыщи долларов стоит. По поводу страны помочь ничем не могу. Мне нравится жить в этой стране.
...а какие у тебя варианты-то, Жора?
Современная "элита" - это гламурно-пафосно-попсовые тусовщики на папино-мамины денежки, делающие 4 ошибки в слове из 3-х букв. Миром правит БАБЛО, се ля ви, и пока будет так (т.е. пока эти школы для одаренных и дополнительное образование будут платными) ниче у вас-у нас не выйдет.
Также будут таланты-самородки пытаться пробиться сквозь толщу кошельков власть и бабло имущих. У кого-то это получится, а кто-то скатится на наркоту от безысходности.