Сергей Кузин – живописец света и радости
Просто посмотрите эти картины... Нет сомнений - вам понравится. Журналист Радио России Сергей Маркус предлагает познакомиться с творчеством нашего земляка Сергея Кузина. Теперь его картины можно посмотреть в специальном разделе нашей галереи.
С 2000 года в Одинцово поселился один из самых жизнерадостных и легких живописцев нынешней России – Сергей Кузин. Его первый московский арт-дилер Сергей Ананьев задавался риторическим вопросом: «Можно ли изобразить ветер, открывший дверь или передать шелест падающих листьев? Можно ли почувствовать вкус ароматных яблок, глядя на картину?» И отвечал: «Да. Можно – если она написана художником Сергеем Кузиным! Поэтичность сюжетов, лиризм пейзажей, глубина женских образов, талант и масштабность художника позволяют назвать Сергея Кузина – Есениным в живописи».
Фото: Сергей Кузин перед своей картиной
Есть ли, действительно, основания для такой оценки? Во-первых, оказывается, Сергей не только тезка, но и земляк великого русского поэта – в 1962 году он родился в деревне близ рязанского городка Сасово. И, конечно же, хоть давно уже канула в лету «есенинская Русь» - дух этой земли, говор рязанский, пейзажи и трудно передаваемый словами особый стиль этого края остались. А на годы его юности пришлась официальная реабилитация имени и творчества Есенина, более того – именно в то время созрело и заявило о себе литературно-публицистическое движение «деревенщиков». Думается, все это не случайно - и подспудно определило тягу начинающего художника и к русской реалистической школе, и к сугубо русским темам в живописи. Начав с 14 лет страстно и увлеченно рисовать и живописать, Сергей сначала экстерном закончил художественную школу, затем в 1984 году Суздальское Художественное Училище (мастерская профессора П.А. Морозова) – наконец, поступил в твердыню современного реализма – Суриковский институт в Москве.
Сергей Кузин в мастерской
Не будем забывать, что к концу 20 столетия ценности реализма в живописи были потеснены (а для многих и вытеснены) авангардными экспериментами. Началось это в Европе, не без мощного влияния русских – Кандинского и Малевича. Авангард расцвел и получил максимальную политическую и финансовую поддержку. Провозглашенная в начале века формула «Живопись умерла!» пленила множество умов. И многие этому поверили. Теперь на большинстве европейских и американских выставок «современного искусства» господствуют инсталляции, хэппенинги и прочие фокусы, далекие от живописи и, скорее, имитирующие театр или дизайн.
В итоге, пренебрежение к будто бы «умершей» живописи привело к тому, что ныне мало кто может получить в европейских институтах элементарную школу рисунка и живописи. Парадоксально, но Россия оказалась оазисом, сохранившим выросшую в ренессансной Европе школу реализма. И Суриковский институт (как бы его ни критиковать за потворство коммунистической идеологии и соцреализму) все-таки передал следующим поколениям опыт и эстетику старых мастеров. Это любовь к мастерству, к академизму и строгости в рисунке, эстетика «московской школы живописи», исходящая из традиций передвижников и «Товарищества русских художников».
В эту среду и попал Сергей Кузин. До сих пор он с благодарностью вспоминает таких педагогов, как А.Т. Даниличев, И.В. Шацкий, В.М. Николаев, А.Г. Кузнецов, С.А. Сиренко, В.М. Сидорова. Но, кажется, наибольшее влияние на него оказал Михаил Георгиевич Абакумов, живописец тонкий и патриотичный. Он живет в своей родной Коломне (кстати, на полпути между Москвой и Рязанью), дышит провинциальным воздухом – в прямом и переносном смыслах слова. Провинция для него – не «окраина» или «глушь», но Россия в ее несуетности и естественности. Так видеть национальный пейзаж и столь чутко передавать его сокровенную жизнь может лишь влюбленный и «живущий внутри» человек. Несомненно, ранние холсты Кузина написаны под обаянием «Руси абакумовской».
А сам Михаил Абакумов говорил об ученике: «Сережа упорный человек в достижении своей цели, талантливый колорист; у него хороший дар живо и эмоционально чувствовать натуру. Жизнь его не баловала, и большое достоинство, что он добивается всего самостоятельно». Подобная оценка от такого мастера многого стоит!
В 1996 году Кузин с отличием окончил Суриковку, и тогда же приобрел квартиру в Одинцово – но перебрался сюда лишь через 4 года. Ждал, пока завершит образование в той же Суриковке жена Татьяна. Она (что бывает не так часто среди дипломированных художников!) осознала свое призвание – не продолжать свою карьеру, но быть помощницей живописца. И теперь можно с уверенностью сказать – успехи Сергея во многом и ее заслуга.
С начала 1990-х годов холсты Кузина – всегда жизнерадостные и яркие – стали постоянной приметой Центрального Дома Художника в Москве. Сейчас уже трудно перечислить, в каких российских и зарубежных выставках он участвовал, в скольких странах, у каких коллекционеров и любителей находятся его холсты…
Сергею Кузину повезло со временем и он умело с ним ладит. После развала СССР и краха идеологического искусства, в Россию хлынули все течения авангарда и сначала показалось, что реализм - подобно своему «пасынку» соцреализму - тоже уйдет в прошлое. Однако, вихри идеологий покружились над миром искусств, и теперь все мирно разошлись «по своим интересам». Выяснилось, что у традиционного реализма есть свои зрители, заказчики, меценаты. И круг ревнителей строгой школы, добротного письма не только не сузился, но вербует все больше сторонников. Уже не редкость стали выезды российских реалистов на «мастер-классы» на Запад.
В Одинцово первым оценил качество кузинских работ и его трудолюбие живущий здесь с 1963 года Виктор Васильевич Гришин (ныне гендиректор ООО «Поддержка» и президент футбольного клуба с тем же именем). Он позволил ему разместиться с мастерской в одном из арендуемых торговых залов, а супруге Татьяне предложил вывешивать по выходным уличный художественный Вернисаж. В основном там представлены работы современных художников Одинцово. Нельзя еще сказать, что торговля идет бойко: но ведь дело это тонкое, и пока еще только начало…
Чем же сейчас занимается живописец? Можно сказать, что «суриковский период» творчества с необходимым ученичеством у мастеров, «почвенническо-деревенскими сюжетами» и палитрой, напоминающей Михаила Абакумова – позади. Потом пришел интерес к двум новым для него направлениям: к импрессионизму и к академическому парадному портрету.
Причем, выявилась основная волнующая его тема: безоглядное и радостное прославление солнечно яркой жизни. Эту тему он варьирует то в мягких нюансах импрессионизма, то в жарко-ярких и все более условных формах постимпрессионизма. Формула «светлого гимна жизни» пришлась по вкусу прежде всего тем, кто сумел преуспеть в постперестроечной России. Они украшают свои интерьеры картинами Кузина, его светоносными пейзажами и портретами жен и дочерей. Но, оказалось, возник также спрос на «деловой портрет», или, как говорится, «официальный парадный портрет». Здесь никакие вольности импрессионизма неуместны – художник меняет манеру и пишет строго, предельно академично, примеряя на себе забытую было в 20 веке роль «придворного портретиста». Так и складывается нынешний творческий распорядок Кузина: реализм – в камерных портретах и родных пейзажах, импрессионизм и постимпрессионизм – для огромных холстов- «гимнов жизни», и, наконец, академизм – для заказных портретов.
Фото: вместе с женой Татьяной
Ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства В. Прохорова считает: «Творчество Сергея Кузина принадлежит к пространству русской живописной стихии. Только в русском искусстве могут сочетаться одновременно сила и лиризм, полнота чувств и недосказанность, фантазия и ощущение реальности. В этом художник продолжает традиции своих знаменитых предшественников: Константина Коровина, Федора Малявина, Абрама Архипова. Но есть в его работах свой собственный творческий почерк и особое обаяние".
Не будет преувеличением сказать еще раз: сейчас рядом с нами в Одинцово живет и работает один из самых светлых и жизнерадостных живописцев России. И это стоит оценить.
Выставка С. Кузина в Муниципальном выставочном центре
Мы могли видеть его холсты на выставке, устроенной в Муниципальном выставочном зале к Дню Города 3-5 сентября 2005 года и впервые собравшей многих художников, творчество которых стало для нас открытием. На вопрос – почему в его холстах постоянны «вечные темы» - Сергей Кузин ответил: «Один из моих учителей по Суриковке профессор Шацкий говорил мне, что всегда, при любых переменах политики, моды и вкусов, останутся интересными для человека именно «вечные темы»: любовь, материнство, красота природы… Вы идете по залам Эрмитажа, и что вы там смотрите? Все те же неувядаемые «вечные темы»!»
18.221.238.204
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Вот уж жизнь повернулась к человеку, а? Черной своей стороной. А посмотрите на цвета его картин... Не знаю - усы ли а ля Дали тому виной, но ощущение - он везде на снимках улыбается. А может, рядом с ТАКИМИ картинами невозможно представить себе хмурого автора...
И еще - вот что значит школа... Такой художник может писать так, как сам захочет. А получаться будет так, что зрители всё равно будут толпиться. На выставке ко дню города такое было.
Говорят, он инвалид - нет руки. Правой. Когда посмотрел на фото - подумал, видимо, это правда. На всех снимках - мы ее не видим. Вы можете себе представить - ТАК писать, что называется, одной левой? Это удивительно...
Удивляйтесь, пока есть возможность. Зурабов планирует, ежегодно сокращать численность инвалидов на 250 тыс. чел., и среди них на уничтожение попадёт очень много таких талантливых людей.
А реализм в живописи - это как классическое направление в fashion-индустрии. Классика - вечна. Просто можно найти кучу способов интерпретировать ее по-разному.То же и в музыке: классика - база, на которой строятся все остальные направления. Без знания классики далеко не уедешь ни в одном из искусств.
Искренне желаю успехов этому художнику.
Даже не знаю, кому больше посочувствовать - ему ли, судя по всему, счастливому, несмотря на несчастье, или вам - задыхающемуся от злобы и ненависти. Знаете, наверное, сочувствовать надо вам.
А в чем "F" неправ то? Вы же сами прекрасно понимаете что он прав. А вас, что господин Зурабов, восхищает что ли своими "действиями"?
Ну, вот вышел закон про монетизацию льгот. Уж как коммунисты бушевали, как демонстрировали свою озабоченность отменой льгот (которые ввел, кстати говоря, ненавистный им Ельцин - при СССР многих из этих льгот просто не было). И - и что? Все утихло, кто хотел - оставил себе льготы, кто хотел - деньги. Наиболее хитрые умудряются и деньги взять, и льготы с водителей автобусов вытрясти. Ничего абсолютно не произошло. Мир не рухнул, хотя трескотни было немеряно.
Впрочем, мы с вами отвлеклись. Зурабов тут ни при чем, и коммунисты - тоже. Статья - о талантливом художнике, давайте же оставим перемывание друг другу костей и выяснение, кто чье мясо сожрал. А инвалидам во все времена жилось не сладко. Да и художникам некоторым доставалось изрядно.
Кузина... По-моему, как раз она слева на последнем снимке... Офигительная, очень понравилась! Одна из трех понравившихся на выставке. (Но я в живописи ничего не смыслю, просто на эмоциях...)
Удивляйтесь, пока есть возможность.
Опять, Эф, от ваших комментов дурно пахнет... Действительно уже вас жалко. Всё вам не так - начиная от "местной потаскухи" (очень мне запомнилось, когда девчонка в Блоге хвалилась отдыхом в Болгарии - вы ее так определили...) и заканчивая "Зурабов планирует". Жизнь-то одна, неужели тратить ее на постоянное брюзжание? Впрочем, это ваш выбор.
Нет, не восхищает, я к нему равнодушно отношусь.
Я так и понял, что вы вообщем то ко всему равнодушны ( задавал ведь вам вопрос про выборы где то месяца два - три назад, про выборы в Нашем Одинцовском районе. Вы мне ответили - что мол " я птичка маленькая ........" или что то в этом роде). Надо понимать так, ваша позиция - РАВНОДУШИЕ?? Однако, вы все-таки пришли и поинтересовались как идут дела на выборах? Для чего? Для галочки? Для того что бы просто что то доложить начальству?
Вы наверное знаете, что по поводу равнодушия сказал М. Твен : "Не бойся врагов - они, в крайнем случае, могут тебя убить. Не бойся друзей - они, в крайнем случае, могут тебя предать.Бойся равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят и убийства, и предательства!
Кто такой Ясенский? Коммунист, еврей, переселившийся из Польши в СССР.
Как закончил свою жизнь этот человек? Был репрессирован и расстрелян в 1938 году. СССР остался к этому факту равнодушным...
Воистину, уважаемый Дмитрий - иногда лучше помолчать бывает...
А на счет Ясенского могу вам сказать следующее: расстрелян, а кем? Вы разберитесь сначала кто кого расстреливал в те годы ( в 1930-35гг. и в 1935-40гг.) и за что.
Да, с М.Твеном я прокололся, признаю, ошибся (уж прям сразу позооор) Но по сути высказывания то" М.Твена" ...........я наверное прав? Или нет?
"Катюшу" изобрел и разработал еще в 1938 году заместитель начальника Реактивного научно-исследовательского института Георгий Лангемак. Вскоре после этого его - и начальника института Клейменова - расстреляли. А после первого залпа награды посыпались на инженера Костикова, который, увы, был стукачом в институте и не только содействовал гибели Лангемака и Клейменова, но и исковеркал жизнь Сергею Королеву, тоже работавшему в НИИ и арестованному по доносу Костикова. В дальнейшем попал на год в тюрьму и сам Костиков - не выполнил обещания спроектировать реактивный самолет. Умер он в 1950 году - с оставленной ему звездой героя соцтруда".
Мда... Боюсь, еще более разозлю вас.... Но недавно поразила меня одна вещь... Увидел я картинку немецкой штурмовой винтовки, название, вроде MG-44. Полагаю, вы тоже поразитесь, если увидите когда-нибудь её изображение. Потому что сходство со знаменитым русским автоматом, известным всему миру как АК, просто невероятное. Хотя нет сомнений - АК явно доработанный вариант оружия фашистов.
А на счет Ясенского могу вам сказать следующее: расстрелян, а кем? Вы разберитесь сначала кто кого расстреливал в те годы ( в 1930-35гг. и в 1935-40гг.) и за что.
Да, с М.Твеном я прокололся, признаю, ошибся (уж прям сразу позооор) Но по сути высказывания то" М.Твена" ...........я наверное прав? Или нет?
А потом, почему это вы решаете когда мне промолчать, а когда нет. Может быть я сам решу этот вопрос?