«Хочется работать и лечить в комфортных условиях»
Когда человек известен тысячам жителей, то интервью с ним только с журналистскими вопросами не очень уместно. В данном случае неуместно вдвойне, потому что герой интервью — главный врач Центральной районной больницы Ольга МИСЮКЕВИЧ.
Ольга МИСЮКЕВИЧ
Вопросы медицины, здравоохранения по определению касаются каждого из нас. Поэтому «Одинцово-ИНФО», анонсировав интервью с главным врачом ЦРБ, предложило читателям задать Ольге Мисюкевич свои вопросы. Большая часть интервью — это ответы Ольги Александровны на вопросы читателей. Конечно, я тоже спрашивал. Но мои вопросы были в развитие темы и носили по большей части уточняющий характер. Итак, вопрос-ответ.
— Почему так сложно получить талон на УЗИ в женской консультации?
— На самом деле ничего сложного нет. Случается, что доктор может заболеть или быть в отпуске, но мы не отказываем в услуге. По тем же талонам направляем в родильное отделение. Прием идет без сбоев и проблем. УЗИ у нас работает круглосуточно.
— Почему невозможно попасть на прием к эндокринологу в 1 поликлинике?
— По штатному расписанию у нас два специалиста. Один эндокринолог ушел в декрет. Мы не бездействуем, ищем замену. Как понимаете, врача так просто не найти. И чтобы хорошая зарплата была, и чтобы мог много работать.
— Кстати, какая зарплата в ЦРБ? И насколько она сегодня обеспечена специалистами?
— У нас средняя зарплата выше на 12 тысяч, чем в целом по Московской области. Она составляет 78 тысяч рублей. Есть доктора, которые получают и 120, и 140 тысяч. Все зависит от КПД врача. Есть доктора, которые приходят в 8:30, в 14 заканчивают, отключают телефон. Такой врач, не болеющий за дело, получит только оклад. Есть и другие, которые не отказываются от увеличения объема работ. За это они получают дополнительные деньги.
Больше всего не хватает участковых терапевтов и педиатров. Из 48 вакансий больше всего вакансий по этой специализации.
Сейчас по зарплате мы приближаемся к Москве. Раньше зарплата очень разнилась — разница была в три-четыре раза. Но все равно в Москве комфортнее работать. У нас огромная нагрузка. Мы работаем в районе. В Москве все четко разграничено и достаточно компактно. К нам идут все, и мы не можем отказать. Мы Центральная районная больница — у нас должен быть перечень всех услуг, и наши специалисты работают на весь район. Наши врачи раз в две недели выезжают на прием в амбулатории.
В ЦРБ работают пять онкологов. Работаем на весь медицинский округ, проводим для больных химиотерапию. Что мы хотим сделать?
У пациента есть онкологический диагноз. Ему нужно назначить химиотерапию. Сначала больной должен поехать в Балашиху. Высидеть очередь, чтобы получить справку, что ему требуется три препарата. Вернуться к нам. Сдать справку, и получить к нам же направление на химиотерапию.
Недавно на совещании приняли решение, что не будем гонять людей. Мы пишем направление в наше отделение, и больному никуда ездить не надо. Необходимые препараты он получит здесь.
— Как люди реагируют на диагноз?
— Все по-разному. Все зависит от внутреннего стержня человека. Врач обязан учитывать состояние пациента, чтобы тем или иным образом сообщить о диагнозе. Если видишь человека сильного, он сам спросит о диагнозе, сколько ему осталось жить. Когда человек слаб духом, нужно привлекать родственников. Иначе известие о диагнозе может его убить. Проще, когда идет открытый диалог врача и пациента.
У нас стоит на учете 905 онкобольных. Средняя цифра. Так примерно везде, где нет ярко выраженных вредных производств. Менее устойчивые к стрессам люди склонны к онкологическим заболеваниям.
Интервью с Ольгой МИСЮКЕВИЧ
— Когда в ЦРБ появятся санитары, которые будут ухаживать за больными? Санитары работают как чиновники: с 8:00 до 17:00. Ночью и в выходные ухода за больными нет.
— Упреки принимаю. К моему глубокому сожалению, за год не смогла переломить ситуацию в работе младшего медицинского персонала. Я приняла решения этот вид услуг перевести на клининг. Пригласить стороннюю организацию через торги. Перейти на аутсорсинг. Больница в целом перешла уже на аутсорсинг. Мы не трогаем только транспорт.
Будут две категории санитаров: палатные и коридорные. Надо найти добросовестного поставщика подобных услуг. Сейчас объявляем торги. Контракт детализированно прописан. Надеюсь, к июню перейдем на новую форму работы. Ситуация станет более управляема.
— Почему в Одинцово (и насколько я знаю в районе) нет ни одного бесплатного маммолога?
— У нас на Можайском шоссе будет открываться онкологическое амбулаторно-поликлиническое отделение, где в штатном расписании предусмотрен маммолог.
— Почему в талоне к любому врачу поликлиники №1 стоит конкретное время приема, а по факту — живая очередь? Не должны ли врачи принимать пациентов в назначенное время, а не после нескольких часов в очереди?
— Электронная очередь и живая очередь. Проблема есть. Часть вины ложится на нас, медиков, но часть и на пациентов.
Есть электронная очередь, которая пошла в 8:30. Тут появляется человек. «Ребят, мне пять минут, закрыть больничный». Начинается перехлест вторичных пациентов. Сейчас мы принимаем жесткие требования. Эти требования относятся и к пациентам. Вчера звонит женщина из Акулово. Жалуется, что не приняли мужа с высокой температурой. Врач правильно поступил, что не принял. А зачем надо было ехать в поликлинику с высокой температурой? У нас есть «Скорая помощь», «Неотложная помощь». Достаточно вызвать на дом. Повторяю, у нас своя «неотложная помощь» для вызова на дом.
Вторичные больные (закрыть, продлить больничный лист) будут приниматься в последний час приема врача. Пациенты обязаны знать наш регламент, а не приходить, когда им вздумается. До этого времени прием идет в режиме электронной очереди. Порой люди просто не понимают, что есть электронная очередь, и образуют стихийно живую очередь. В общем, искусственно созданная проблема. Если и врачи, и пациенты, будут четко соблюдать требования, то таких накладок не должно быть.
За счет работы неотложной помощи врачи меньше будут ходить на вызовы. Это позволит продлить время приема на участке. Мы стремимся к тому, чтобы участковые врачи вообще не ходили на вызовы. Тем самым мы частично компенсируем нехватку кадров.
Мы сейчас формируем колл-центр, чтобы для вызовов на дом пациенты сразу звонили туда. Но это касается только прикрепленного населения к больнице. Пациенту с высокой температурой не нужно идти к врачу. Достаточно позвонить в регистратуру своей поликлиники, и в режиме он-лайн вызов получит врач «неотложки». Доктора «неотложки» работают с 8 утра до 8 вечера.
— При поступлении на госслужбу требуется медзаключение по форме 001-ГС/У. По какой причине такое заключение невозможно оформить бесплатно в поликлинике №1 (пройти двух врачей: психиатра и нарколога)? Сначала посылают на Можайку, 55, затем в МСЧ 123 (все платно) а уж потом в поликлинике, в каб. 68 наконец то получишь медицинское заключение!
— У нас нет ни психиатров, ни наркологов в штате. Эти специалисты относятся к соответствующим диспансерам.
— Я сам временно живу в будни в Калужской области, с регистрацией в Одинцовском районе, у меня здесь заболела жена и ее приняли по полису к терапевту без каких-либо лишних вопросов. А вот друг мой с женой сейчас временно живет здесь, у него прописка в г. Курган. Так, когда заболела его жена, им отказали в приеме терапевта, мотивируя тем, что посещение врача возможно только при вызове скорой помощи. Обязаны ли принимать врачи поликлиники граждан, не зарегистрированных в Московской области, но волей судьбы «загрипповавшие» в Одинцово?
— Мы принимаем всех, безусловно. Но все-таки работа поликлиники построена на условиях прикрепленного населения. Когда нужна экстренная помощь, мы ее оказываем. Но это не входит в ОМС. «Неотложная помощь» обслужит человека из другого региона, если у него есть полис.
— Когда уже в регистратурах начнут формуляры заполнять не вручную, а при помощи компьютера? Пока заполнят все бумажки, можно умереть в очереди за направлением. Компьютер стоит, а все равно чернила тратят. Когда уже начнет работать электронная запись к специалистам? Когда стационары и поликлиники начнут обеспечиваться лекарствами, да хотя бы шприцами? Посылают сдать кровь, но просят купить шприц, хотя кровь берут в пакетик. Зачем страховой полис тогда?
— Не могу не принять подобные упреки. Сейчас у нас установлены единые программы по ведению историй болезни по детству. Всех сотрудников учим компьютерной грамоте. Мы хотим купить сертифицированные программы, чтобы заполнять документы в режиме «регистратура». Пока у нас этих программ нет. Это у нас наболевшее. Замечание читателя принимается. Оно правильное.
Врач много времени тратит на заполнение документов. Это не наша прихоть. Должна быть единая система документооборота, но ее нет. Это должна быть государственная программа — одна больница просто не осилит. А по-другому пока нельзя. Но Министерство здравоохранения идет именно по этому пути. В ЦРБ сделали сети по истории детских болезней.
Заполнение документов в 21 веке ручками и карандашами — стыд и позор. Из-за обилия бумаг сокращается доступность медицинской помощи. Закупка шприцов и других препаратов пациентами — абсолютно не соответствует действительности. Больница обеспечена всем необходимым.
— Какова ситуация по ФАПу во ВНИИССОКе?
— У нас Лесной городок находится в не очень хорошем состоянии в плане материальной базы. Там давно не ступала нога человека ни с кисточкой, ни с мастерком. Деньги нам не выделялись.
Зато нашли хорошего педиатра. К сожалению, мы должны учиться работать, оказывать помощь в тех условиях, которые есть. Сейчас разводим по времени потоки пациентов к терапевту и педиатру.
— Я так понимаю, что одна из главных проблем практической медицины нехватка площадей. Как можно оптимизировать работу при нехватке площадей?
— Хочется работать и лечить в комфортных условиях. Хорошее средство для решения наших проблем без нового строительства — стационарно-замещающие технологии. Я была в Краснознаменске — восхищена. В поликлинике полностью этаж отдан под дневной стационар. Делаются определенные операции. Один-два дня — и пациент ушел.
— Что нам мешает сделать подобное в Одинцовском районе?
— Нет свободных площадей. Где разместить? Вообще, никак. Я бы разгрузила хирургию, травматологию. Гинекологию вообще можно было бы в два раза сократить. Все упирается в свободные площади.
— Я живу на улице маршала Бирюзова 2а, что находится рядом с ЦРБ. На данный момент в нашем районе практически отсутсвуют торговые точки, где жители могли бы купить продовольственные товары: молоко, хлеб, воду, мясо и тп. А также непродовольственные, для бытового пользования. Раньше у нас стоял ряд торговых павильонов, который в один день демонтировали и оставили пару, с не самыми нужными и свежими товарами. И причиной демонтажа, как мы узнали от продавцов удаленных павильонов, идет от начальства ЦРБ.
— Кто сказал, что они должны располагаться на территории больницы. Я не жалею, что по распоряжению администрации они были убраны. Я вообще считаю, что больница не должна граничить с торговыми точками.
— Существует список лекарств, который предоставляется бесплатно для всех детей до 3 лет. В Одинцово об этом, похоже, не слышали. Как родители малышей могут получить медикаменты бесплатно, введена ли такая практика?
— Мы знаем об этом законе. Перечень существует, он утвержден. Но он не всегда соответствует пожеланиям родителей. Мы не можем его менять. Выписываем строго по перечню.
— Как можно в ЦРБ хирургическое отделение после операции на кишечнике кормить людей по принципу общий стол (недоваренной рис и т. п.), питание отвратительное, а в меню на этаже вывешивают совсем другую информацию.
— Общий стол не может быть назначен без ведома врача. У нас 15 столов: бульоны, протертая пища и т. д. Четко по назначению врача. Мы следим строго за меню, у нас абсолютно нормальное питание.
— Когда в детской поликлинике будет работать электронная запись ко всем специалистам? Талон можно получить только утром в регистратуре. Талоны выдаются 2 раза в неделю. Сейчас запись к гастроэнтерологу за месяц! А проблема у ребенка — сегодня! За этот месяц ожидания можно выполнить курс лечения.
— Там работает электронная очередь. Запись ведется от врача к врачу. И талоны выдаются не два раза в неделю. Это однозначно. Потом всегда можно обратиться к руководству и нивелировать любое недопонимание и проблемы. Мой телефон доступен.
Кстати, обратил внимание, что на каждом этаже больницы на видных местах имеется информация с мобильным телефоном главного врача. Мелочь, которая позволяет решить возникающие проблемы буквально «с колес».
— Почему в хирургическом отделении дети лечатся вместе со взрослыми?
— Да, в хирургическом отделении взрослые пациентами лечатся вместе с детьми. Так было и так еще долго будет. У нас больнице более 200 детей. Они находятся во всех отделениях, а не только в хирургическом. У нас нет детской больницы. Но детям оказывается помощь на все 100%, даже на 150.
— Хватает ли средств ОМС на бесплатное лечение больных?
— Того дохода, что исходит от ОМС, достаточно, чтобы пациенты получали адекватное лечение. Сейчас в больнице все есть. Если пациент покупает медикаменты, для нас это ЧП. Мы покупаем медикаменты под конкретного пациента. Но мы должны не только хорошо делать операции, но и уметь их перенести на бумагу, чтобы страховая компания перечислила деньги, а не штрафовала. Раньше штрафные санкции доходили до 4 млн. руб. в месяц. Сейчас сократили до 1 млн. 200 тысяч. Забыли повторить анализ, паспортные данные перепутали.
У нас в больнице очень низкий процент платных услуг. Отчасти связано с тем, что нет условий для оказания платных услуг. Например, в больнице нет платных палат. Какие платные отдельные палаты, если пациенты лежат в коридорах. Платные услуги развиты и востребованы в родильном отделении. Но здесь совсем другие условия. Еще платные услуги есть в стоматологии и гинекологии. Есть рекомендации, что коммерческие услуги должны составлять 10% от доходов медицинского учреждения.
3.137.165.119
Может уважаемая О. А и задерживается на работе, но это только потому, что сама сроду с мужем не жила.