Битва за право... не учиться в православной гимназии
Любопытный конфликт развернулся вокруг православного учебного заведения, расположенного в нашем районе. Речь идет о
На снимке с сайта гимназии святителя Василия Великого — 1 сентября 2009 года
Как можно понять из
Мать имеет иные воззрения, она забрала девочку из обычной школы и определила её в религиозную.
Отец обратился в суд, написал открытое письмо патриарху Кириллу (именно он является попечителем религиозной гимназии). Обращался также и в администрацию Одинцовского района, однако там выяснилось, что все вопросы по подобным образовательным учреждениям находятся в компетенции Министерства образования Московской области.
Отец ведёт
Кроме того, он выступает публично, что именно говорит — можно прочитать
Конфликт, как видим, суровый. Под стать временам Гражданской войны, когда брат шёл на брата, сын на отца, отстаивая каждый свою правду. Нельзя исключать, что это лишь первая ласточка, а в дальнейшем подобные коллизии станут достаточно распространёнными, раздирая конфликтами семьи и поколения.
К слову, обучение в гимназии, как мы выяснили, стоит весьма недёшево. 385 200 рублей в год (8 учебных месяцев), то есть более 48 тыс. руб. в месяц. Плату можно вносить в рассрочку, за каждый месяц обучения.
Предлагаем нашим читателям высказаться — что вы думаете по данной проблеме? Кто вам кажется правым, кто виноватым? Как найти выход из весьма непростой ситуации?
3.136.22.184
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Скажите, dimmik, а вы готовы отдать своего ребёнка в такую школу, где ему будут препродавать "православный вариант биологии"? Я вот не очень
Среднее общее образование в рамках государственных и принятых Гимназией стандартов качества - а именно:
· стандарт классической гимназии по дисциплинам: латынь, логика, каллиграфия, риторика, родная словесность, церковнославянский язык;
· стандарт успешного абитуриента Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам (соответственно избранному профилю): физика, химия, биология, география; история, литература;
· европейский стандарт в сфере социальных наук по дисциплинам: экономика, основы правоведения, информационные технологии, иностранные языки.
Могу сказать про подобную гимназию в Крылатском. Её отличие от светской школы в том, что там дается двойная оценка тех или иных событий. Если в обычной школе мы говорим только о Дарвине, то там говорят и о Дарвине и о других учениях.
Так что мне сложно судить как в этой гимназии представлен "православный вариант биологии".
— Безусловно, риск огромный. В системе массового образования на одного Учителя приходится десять «училок». И чтобы по возможности минимизировать вред от них, надо постараться сделать качественный учебник, в который должна быть встроена система защиты и от воинствующего атеиста «Петровича», и от православной неофитки «Марьиванны». Хотелось бы увидеть учебник, который может стать предметом самостоятельного интереса хотя бы для некоторых учеников. Вне зависимости от их отношения к конкретному учителю. Учебник должен быть настолько «вкусным», чтобы влюбить педагога в поначалу чужой для него материал. И чтобы ребенок мог сам идти дальше, как в интернет-тексте по гиперссылкам. Чтобы он сам искал, что еще посмотреть и почитать.
Конечно, это не панацея, школа может привить отторжение по отношению к любому предмету — физику тоже не Гинзбурги преподают! Но если мы хотим, чтобы появился один Ростропович, мы должны открыть сотни музыкальных школ. Чтобы добиться хоть чего-то, нужно для начала рискнуть и начать. Успех не гарантирован, зато в случае отказа гарантирован провал.
Никто же не скажет, что, убрав классическую литературу из школьной программы, можно сделать ее более популярной и привить к ней массовую любовь. Скорее, все будет наоборот: о ней просто забудут совсем и навсегда.
— Кстати, а будут ли предъявляться какие-то требования к религиозным взглядам учителей?
— Никаких. Школа остается светской и государственной. Поэтому в школе, как и в любом ином госучреждении, к сотруднику не могут предъявляться никакие религиозные требования. Нормы чисто профессиональные. Но среди неписаных профессиональных норм в мире гуманитариев есть и такая: не берись читать курс лекций о том, чего не любишь. Бердяев однажды сказал, что все русские интеллигенты делятся на три группы: те, кто любят Достоевского; те, кто любят Толстого, и те, кто никого не любят. Если ты относишься к первой группе — зачем писать диплом по Толстому? При выборе темы работы научный руководитель прежде всего спрашивает соискателя: «А тебе самому-то что интересно?»
Так что при подборе преподавателей ОПК можно ожидать от педагога доброжелательного и вдумчивого отношения к миру Православия. Требовать же согласия с ним нельзя.
Знаю, что не все тут со мной согласятся. У нас в Церкви есть люди, которые считают, что только глубоко церковный человек может вести эти уроки. Я же уверен, что декларация такой позиции ошибочна и с правовой точки зрения, и с точки зрения интересов самой Церкви, потому что Церковь не должна рассматривать этот проект как свою собственность.
Думаю, от появления новой дисциплины не столько школа получит импульс «клерикализации», сколько церковной интеллигенции придется научиться говорить о своей святыне на отстраненном языке, как бы отчуждая ее от себя.
Адекватная политкорректность
— Давайте тогда перейдем к самому главному. Вы уже говорили, что мечтаете сделать учебник как можно более «вкусным». Не могли бы Вы рассказать подробнее: как Вы планируете построить курс, рассказав о религии, но сохранив «светскость» предмета?
— Описание и объяснение обряда может быть темой урока. Например, можно рассказать, какую молитву читала Герда, входя во дворец Снежной королевы*. Можно объяснить, почему Герда читала эту молитву, в чем ее смысл и что эта молитва означает для христиан. Можно сказать, что христиане каждый день начинают с этой молитвы. Но нельзя призвать: «Итак, дети, вы тоже должны перед уроком прочитать “Отче наш!”»
Можно объяснить детям, что такое молитва «Аvе Маria» или что происходит на Литургии в православном храме. Но объяснять — не значит внушать. Здесь допустима лишь интонация типа: «христиане считают, что…»
С призывами учитель тоже должен быть осторожен. Допустимы лишь учебные императивы: «Подумайте! Прочтите! Нарисуйте!» И нравственные. Но нельзя призывать учащихся к исполнению религиозного обряда или к личному согласию с излагаемым конфессиональным материалом.
Конфессиональные тезисы могут излагаться только от третьего лица: «С точки зрения христиан, это место Евангелия имеет такой смысл…», но без личностной самоидентификации.
Педагог может сказать «мы» только в двух случаях: «мы, люди» и «мы, граждане России». А вот самоидентификация по конфессиональному принципу: «все мы православные» или «наш Господь заповедует нам» — на этих уроках совершенно недопустима.
— Безусловно, учебник «Основы православной культуры» будет говорить обо всем христианстве, но все же существуют разные христианские конфессии — подойдет ли этот курс для них?
— Я полагаю, что девяносто процентов материалов будут интересны христианину любой конфессии. Скажем, первый урок я хотел бы начать с календаря. Почему годы отсчитываются от определенной точки? Что тогда произошло? А это уже повод поговорить о Рождестве Христовом… Сомневаюсь, что при таком разговоре будут задеты или травмированы религиозные чувства неправославных христиан.
Только в одном случае их ждет травма: если суть учения их группы — в ненависти к остальному христианству и, в частности, к Православию, ведь на наших уроках не будет критики никакой религии. Поэтому тем, кто символ своей веры сводит к хулению веры других, наш курс не понравится. Но если ребенок из такой группы (а точнее — секты) прослушает наш курс, он уже не будет верить тезису о том, что «православные — это не христиане».
Знакомство же с десятью процентами сугубо православных тем, по-моему, вряд ли повредит даже неправославному ребенку, живущему в России.
— А как Вы будете объяснять различия между христианством и другими религиями?
— Никак не буду. Задача курса — рассказать о своем, а не критиковать чужое. Светский статус предмета означает также, что уроки не могут превращаться в ярмарки конфессионального тщеславия. Я считаю недопустимым ни в учебнике, ни на уроках критику любой живой религии, действующей в России. Слово «еретик» будет табуировано, никакого превознесения одной религии над другой я также не предполагаю. Собственно, это первейшее требование к учебнику — не быть травмоопасным. Если уж дети захотят на переменке использовать его при выяснении отношений между собою, то пусть они бросаются книгами, но не цитатами из них.
Поэтому упоминание о других религиях я вижу только в такой интонации: «Мусульмане, как и христиане, также считают, что…» или «Не только христиане, но и буддисты по этому вопросу говорят…»
Если же будут упоминания о различиях, то безоценочные. Например: «Христиане считают Христа Богом, а мусульмане почитают Его только как пророка». Это спокойное сообщение о религиоведческом факте, но без конфессионального вывода: «Поэтому они хуже нас».
Рассуждения кажутся мне достаточно здравыми.
По существу вопроса. Я, как и отец ребёнка, тоже считаю, что религиозное воспитание в обычной школе давать рановато, вырастет - сам решит что ему нужно, а что нет, там можно ограничиться обзорным курсом истории всех религий или курсом светской этики. В православной же гимназии такой вопрос не стоИт по определению. Не хочешь, чтобы твоё чадо изучало религию - не отдавай его туда учиться, во всяком случае против его воли это точно недопустимо. Но вот в данном случае было ли это против воли Натальи? Об этом в материале ни слова. Думаю, что нет, иначе непременно было бы сказано. Сказано, что отец (верующий, заметьте!) не живёт с семьёй. Такой случай не уникальный, разумеется, но это уже ненормально. Семья не может считаться полноценной. Способен ли он трезво оценить данную ситуацию, когда мать с дочерью хотят, а он нет? Или же здесь главную скрипку играет чувство обиды: а вы, мол, меня-то спросили? Если убрать отсюда религиозный оттенок, то конфликт превращается в заурядную бытовуху, таких сотни тысяч и миллионы по стране…
Посмотрим, что решит суд.
Будет ли этот предмет рассказывать детям правду - хотя бы по поводу упомянутой точки отсчёта даты, скажут ли там, что никаких достоверных сведений о дате рождения Христа не существует, и назначена эта дата решением римского императора?
Хотел бы я ознакомиться с этим учебником, которого пока нет, а предмет уже есть. Лично я намерен его использовать для обучения ребёнка умению отличать правду от лжи. В условиях массовой пропаганды религиозности это будет явно не лишним.
А вообще, это как им рассказывать будут. Некоторые "математики" так детишек учат, что у них от таблицы умножения глаза на лоб лезут.
Надо сказать, что к Новому Завету историк претензий не имеет. А вот Ветхий, по его мнению, просто пестрит антиобщественными цитатами, противоречащими федеральному закону о борьбе с экстремизмом.
Как оказалось, Анатолий Иванович - не единственный в своих порывах запретить Ветхий Завет. В заявлении его поддержал третейский судья и методолог по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Евгений Труфанов.