Битва за право... не учиться в православной гимназии

01 октября 2009, 17:35

Любопытный конфликт развернулся вокруг православного учебного заведения, расположенного в нашем районе. Речь идет о Гимназии святителя Василия Великого, расположенной в Жуковке-3. Подробности сообщает сайт «Славянский правовой центр».

На снимке с сайта гимназии святителя Василия Великого — 1 сентября 2009 года

 

Как можно понять из опубликованной в интернете информации, против обучения ребёнка в данной гимназии протестует родной отец. Как ни странно, он — православный верующий, который полагает, тем не менее, что подобное обучение для детей недопустимо.

Мать имеет иные воззрения, она забрала девочку из обычной школы и определила её в религиозную.

Отец обратился в суд, написал открытое письмо патриарху Кириллу (именно он является попечителем религиозной гимназии). Обращался также и в администрацию Одинцовского района, однако там выяснилось, что все вопросы по подобным образовательным учреждениям находятся в компетенции Министерства образования Московской области.

Отец ведёт блог своих злоключений.

Кроме того, он выступает публично, что именно говорит — можно прочитать здесь.

Конфликт, как видим, суровый. Под стать временам Гражданской войны, когда брат шёл на брата, сын на отца, отстаивая каждый свою правду. Нельзя исключать, что это лишь первая ласточка, а в дальнейшем подобные коллизии станут достаточно распространёнными, раздирая конфликтами семьи и поколения.

К слову, обучение в гимназии, как мы выяснили, стоит весьма недёшево. 385 200 рублей в год (8 учебных месяцев), то есть более 48 тыс. руб. в месяц. Плату можно вносить в рассрочку, за каждый месяц обучения.

Предлагаем нашим читателям высказаться — что вы думаете по данной проблеме? Кто вам кажется правым, кто виноватым? Как найти выход из весьма непростой ситуации?

3.136.22.184

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
23 151
Barmaleikin
лично#
dimmik:  И кто об этом знал?
Во всяком случае, свой поход он начал до Байсарова и Орбакайте.

Скажите, dimmik, а вы готовы отдать своего ребёнка в такую школу, где ему будут препродавать "православный вариант биологии"? Я вот не очень
dimmik
лично#
Barmaleikin:  Скажите, dimmik, а вы готовы отдать своего ребёнка в такую школу, где ему будут препродавать "православный вариант биологии"?
Barmaleikin, честно говоря не очень понятна методика преподавания в этой гимназии. Есть цели:
Среднее общее образование в рамках государственных и принятых Гимназией стандартов качества - а именно:

· стандарт классической гимназии по дисциплинам: латынь, логика, каллиграфия, риторика, родная словесность, церковнославянский язык;
· стандарт успешного абитуриента Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам (соответственно избранному профилю): физика, химия, биология, география; история, литература;
· европейский стандарт в сфере социальных наук по дисциплинам: экономика, основы правоведения, информационные технологии, иностранные языки.

Могу сказать про подобную гимназию в Крылатском. Её отличие от светской школы в том, что там дается двойная оценка тех или иных событий. Если в обычной школе мы говорим только о Дарвине, то там говорят и о Дарвине и о других учениях.
Так что мне сложно судить как в этой гимназии представлен "православный вариант биологии".
Barmaleikin
лично#
dimmik:  Её отличие от светской школы в том, что там дается двойная оценка тех или иных событий. Если в обычной школе мы говорим только о Дарвине, то там говорят и о Дарвине и о других учениях
Ага. А в случае с системой Коперника - о тверди земной и небесной
dimmik
лично#
Barmaleikin:  А в случае с системой Коперника - о тверди земной и небесной
Честно не понял, в чем вопрос.
Barmaleikin
лично#
Так это не вопрос
ac19411941
лично#
Barmaleikin: 
dimmik:  Её отличие от светской школы в том, что там дается двойная оценка тех или иных событий. Если в обычной школе мы говорим только о Дарвине, то там говорят и о Дарвине и о других учениях
Ага. А в случае с системой Коперника - о тверди земной и небесной
О тверди Земной и хляби небесной
Гость
#
Господь любит атеистов. Они не грузят его своими проблемами.
Dod
лично#
Отрывок из беседы с одним из авторов будущего учебника по ОПК "Как будут говорить о православии в школах".
Цитата: … Все мы прекрасно знаем, как умеют отбивать в школе любовь к классической литературе, а в 90-е, с ослаблением внимания к работе педагогов, школьникам стало угрожать еще и банальное самоуправство некоторых учителей, преподающих не по учебникам, а «по собственной программе».
— Безусловно, риск огромный. В системе массового образования на одного Учителя приходится десять «училок». И чтобы по возможности минимизировать вред от них, надо постараться сделать качественный учебник, в который должна быть встроена система защиты и от воинствующего атеиста «Петровича», и от православной неофитки «Марьиванны». Хотелось бы увидеть учебник, который может стать предметом самостоятельного интереса хотя бы для некоторых учеников. Вне зависимости от их отношения к конкретному учителю. Учебник должен быть настолько «вкусным», чтобы влюбить педагога в поначалу чужой для него материал. И чтобы ребенок мог сам идти дальше, как в интернет-тексте по гиперссылкам. Чтобы он сам искал, что еще посмотреть и почитать.
Конечно, это не панацея, школа может привить отторжение по отношению к любому предмету — физику тоже не Гинзбурги преподают! Но если мы хотим, чтобы появился один Ростропович, мы должны открыть сотни музыкальных школ. Чтобы добиться хоть чего-то, нужно для начала рискнуть и начать. Успех не гарантирован, зато в случае отказа гарантирован провал.
Никто же не скажет, что, убрав классическую литературу из школьной программы, можно сделать ее более популярной и привить к ней массовую любовь. Скорее, все будет наоборот: о ней просто забудут совсем и навсегда.

— Кстати, а будут ли предъявляться какие-то требования к религиозным взглядам учителей?
— Никаких. Школа остается светской и государственной. Поэтому в школе, как и в любом ином госучреждении, к сотруднику не могут предъявляться никакие религиозные требования. Нормы чисто профессиональные. Но среди неписаных профессиональных норм в мире гуманитариев есть и такая: не берись читать курс лекций о том, чего не любишь. Бердяев однажды сказал, что все русские интеллигенты делятся на три группы: те, кто любят Достоевского; те, кто любят Толстого, и те, кто никого не любят. Если ты относишься к первой группе — зачем писать диплом по Толстому? При выборе темы работы научный руководитель прежде всего спрашивает соискателя: «А тебе самому-то что интересно?»
Так что при подборе преподавателей ОПК можно ожидать от педагога доброжелательного и вдумчивого отношения к миру Православия. Требовать же согласия с ним нельзя.
Знаю, что не все тут со мной согласятся. У нас в Церкви есть люди, которые считают, что только глубоко церковный человек может вести эти уроки. Я же уверен, что декларация такой позиции ошибочна и с правовой точки зрения, и с точки зрения интересов самой Церкви, потому что Церковь не должна рассматривать этот проект как свою собственность.
Думаю, от появления новой дисциплины не столько школа получит импульс «клерикализации», сколько церковной интеллигенции придется научиться говорить о своей святыне на отстраненном языке, как бы отчуждая ее от себя.

Адекватная политкорректность

— Давайте тогда перейдем к самому главному. Вы уже говорили, что мечтаете сделать учебник как можно более «вкусным». Не могли бы Вы рассказать подробнее: как Вы планируете построить курс, рассказав о религии, но сохранив «светскость» предмета?

— Описание и объяснение обряда может быть темой урока. Например, можно рассказать, какую молитву читала Герда, входя во дворец Снежной королевы*. Можно объяснить, почему Герда читала эту молитву, в чем ее смысл и что эта молитва означает для христиан. Можно сказать, что христиане каждый день начинают с этой молитвы. Но нельзя призвать: «Итак, дети, вы тоже должны перед уроком прочитать “Отче наш!”»
Можно объяснить детям, что такое молитва «Аvе Маria» или что происходит на Литургии в православном храме. Но объяснять — не значит внушать. Здесь допустима лишь интонация типа: «христиане считают, что…»
С призывами учитель тоже должен быть осторожен. Допустимы лишь учебные императивы: «Подумайте! Прочтите! Нарисуйте!» И нравственные. Но нельзя призывать учащихся к исполнению религиозного обряда или к личному согласию с излагаемым конфессиональным материалом.
Конфессиональные тезисы могут излагаться только от третьего лица: «С точки зрения христиан, это место Евангелия имеет такой смысл…», но без личностной самоидентификации.
Педагог может сказать «мы» только в двух случаях: «мы, люди» и «мы, граждане России». А вот самоидентификация по конфессиональному принципу: «все мы православные» или «наш Господь заповедует нам» — на этих уроках совершенно недопустима.

— Безусловно, учебник «Основы православной культуры» будет говорить обо всем христианстве, но все же существуют разные христианские конфессии — подойдет ли этот курс для них?
— Я полагаю, что девяносто процентов материалов будут интересны христианину любой конфессии. Скажем, первый урок я хотел бы начать с календаря. Почему годы отсчитываются от определенной точки? Что тогда произошло? А это уже повод поговорить о Рождестве Христовом… Сомневаюсь, что при таком разговоре будут задеты или травмированы религиозные чувства неправославных христиан.
Только в одном случае их ждет травма: если суть учения их группы — в ненависти к остальному христианству и, в частности, к Православию, ведь на наших уроках не будет критики никакой религии. Поэтому тем, кто символ своей веры сводит к хулению веры других, наш курс не понравится. Но если ребенок из такой группы (а точнее — секты) прослушает наш курс, он уже не будет верить тезису о том, что «православные — это не христиане».
Знакомство же с десятью процентами сугубо православных тем, по-моему, вряд ли повредит даже неправославному ребенку, живущему в России.

— А как Вы будете объяснять различия между христианством и другими религиями?
— Никак не буду. Задача курса — рассказать о своем, а не критиковать чужое. Светский статус предмета означает также, что уроки не могут превращаться в ярмарки конфессионального тщеславия. Я считаю недопустимым ни в учебнике, ни на уроках критику любой живой религии, действующей в России. Слово «еретик» будет табуировано, никакого превознесения одной религии над другой я также не предполагаю. Собственно, это первейшее требование к учебнику — не быть травмоопасным. Если уж дети захотят на переменке использовать его при выяснении отношений между собою, то пусть они бросаются книгами, но не цитатами из них.
Поэтому упоминание о других религиях я вижу только в такой интонации: «Мусульмане, как и христиане, также считают, что…» или «Не только христиане, но и буддисты по этому вопросу говорят…»
Если же будут упоминания о различиях, то безоценочные. Например: «Христиане считают Христа Богом, а мусульмане почитают Его только как пророка». Это спокойное сообщение о религиоведческом факте, но без конфессионального вывода: «Поэтому они хуже нас».

Рассуждения кажутся мне достаточно здравыми.
По существу вопроса. Я, как и отец ребёнка, тоже считаю, что религиозное воспитание в обычной школе давать рановато, вырастет - сам решит что ему нужно, а что нет, там можно ограничиться обзорным курсом истории всех религий или курсом светской этики. В православной же гимназии такой вопрос не стоИт по определению. Не хочешь, чтобы твоё чадо изучало религию - не отдавай его туда учиться, во всяком случае против его воли это точно недопустимо. Но вот в данном случае было ли это против воли Натальи? Об этом в материале ни слова. Думаю, что нет, иначе непременно было бы сказано. Сказано, что отец (верующий, заметьте!) не живёт с семьёй. Такой случай не уникальный, разумеется, но это уже ненормально. Семья не может считаться полноценной. Способен ли он трезво оценить данную ситуацию, когда мать с дочерью хотят, а он нет? Или же здесь главную скрипку играет чувство обиды: а вы, мол, меня-то спросили? Если убрать отсюда религиозный оттенок, то конфликт превращается в заурядную бытовуху, таких сотни тысяч и миллионы по стране…
Посмотрим, что решит суд.
Гость
#
Dod:  Рассуждения кажутся мне достаточно здравыми
А мне - не очень. Рассуждения очень противоречивые. Прежде всего, почему предмет с названием "Основы ПРАВОСЛАВНОЙ культуры" намерен рассказывать обо всём христианстве? Да и обо всём ли? Ой ли? По любому его стоило бы назвать в таком случае иначе, если целью предмета не является возвеличение единственной конфессии, как пытается нас уверить один из авторов учебника.
Будет ли этот предмет рассказывать детям правду - хотя бы по поводу упомянутой точки отсчёта даты, скажут ли там, что никаких достоверных сведений о дате рождения Христа не существует, и назначена эта дата решением римского императора?
Хотел бы я ознакомиться с этим учебником, которого пока нет, а предмет уже есть. Лично я намерен его использовать для обучения ребёнка умению отличать правду от лжи. В условиях массовой пропаганды религиозности это будет явно не лишним.
Dod
лично#
Гость:  Рассуждения очень противоречивые. Прежде всего, почему предмет с названием "Основы ПРАВОСЛАВНОЙ культуры" намерен рассказывать обо всём христианстве?
А каким же образом рассказать о частном случае, не рассказывая при этом об общем? От чего отталкиваться? Если человека предполагается научить теории относительности, то начинать с уравнений Эйштейна бессмысленно, сначала курс общей физики надо преподать
Гость:  Да и обо всём ли? Ой ли?
Думаю, что "ой". Мало того, думаю, что начнётся с краткой истори возникновения религии как таковой вообще, не только христианства.
Гость:  По любому его стоило бы назвать в таком случае иначе, если целью предмета не является возвеличение единственной конфессии, как пытается нас уверить один из авторов учебника.
А где Вы увидели хоть одно слово о "возвеличивании"? По-моему, он на протяжении всего разговора говорит как раз о вредности и недопустимости такого подхода.
Гость:  Будет ли этот предмет рассказывать детям правду - хотя бы по поводу упомянутой точки отсчёта даты, скажут ли там, что никаких достоверных сведений о дате рождения Христа не существует, и назначена эта дата решением римского императора?
Если предмет преподавать будет учитель, а не "училка"(см. цитату), то должен сказать. Причём, именно в упомянутом ключе: "Некоторые учёные пришли к выводу о том, что дата рождения Христа…, однако верующие считают, что Христос родился…". Как-то так, наверное.
Гость:  Хотел бы я ознакомиться с этим учебником, которого пока нет, а предмет уже есть.
Я бы тоже с удовольствием его посмотрел. Кстати, автор тоже не в восторге от того, что предмет преподаётся по "тому, что уже есть".
Гость:  Лично я намерен его использовать для обучения ребёнка умению отличать правду от лжи. В условиях массовой пропаганды религиозности это будет явно не лишним.
Такое обучение не будет лишним в любом случае, при любом раскладе. А что касаемо выбора пособий для обучения - Вы вольны выбирать что угодно.
Gogogogost
#
Dod:  А каким же образом рассказать о частном случае, не рассказывая при этом об общем? От чего отталкиваться?
В данном случае - от иудаизма, частным случаем которого и является христианство. Далее - о православии, как частном случае христианства. Далее нужно рассказать о множестве церковных расколов, о весьма непростых отношениях христиан друг с другом. Я понимаю, что у детей от описания этих скандалов будут круглые глаза, но уж выкрутитесь как-нибудь.
Dod:  Мало того, думаю, что начнётся с краткой истори возникновения религии как таковой вообще, не только христианства
О, а вот это полезно! Осознание, что всякая религия имеет своим происхождением шаманизм - только на пользу.
Dod:  А где Вы увидели хоть одно слово о "возвеличивании"?
А прямо с первого слова, прямо с названия предмета. Основы ПРАВОСЛАВНОЙ культуры, с ума сойти. Иконы всей толпой лобзают, к ручкам батюшек прикладываются, из одной ложки вино хлебают. Культура прёт.
Dod:  Если предмет преподавать будет учитель, а не "училка"(
Хех. Фантазёр. Если бы, да кабы. А преподавать-таки будет училка.
Dod:  Причём, именно в упомянутом ключе: "Некоторые учёные пришли к выводу о том, что дата рождения Христа…, однако верующие считают, что Христос родился…".
Упомянутый ключ звучит совсем иначе, чем вам кажется. Не учёные пришли к выводу, а исторический факт состоит в том, что дата рождения Христа нигде не подтверждена - евреи не праздновали дней рождений и не хранили их дат. Рождество, придуманное на 7 января по новому стилю - фикция. А ещё смешно будет детям объяснять разницу с церковным календарём. Уж тут-то православная культура будет видна наглядно - хрен с ней, с наукой, мы такие культурные, что готовы пользоваться календарём Рима, преследовавшего христиан, но не переходить на календарь римского папы, христианина…
Dod
лично#
Gogogogost:  В данном случае - от иудаизма, частным случаем которого и является христианство. Далее - о православии, как частном случае христианства. Далее нужно рассказать о множестве церковных расколов, о весьма непростых отношениях христиан друг с другом.
Так может быть так и будет. Может от иудаизма, может от зороастризма или от приключений Гильгамеша, кто ж его знает?
Gogogogost:  Я понимаю, что у детей от описания этих скандалов будут круглые глаза, но уж выкрутитесь как-нибудь.
Выкрутятся, не сомневайтесь, вот только если "как-нибудь", то это плохо. От этого "как-нибудь" "кое-какерами" становятся.
А вообще, это как им рассказывать будут. Некоторые "математики" так детишек учат, что у них от таблицы умножения глаза на лоб лезут.
Gogogogost:  О, а вот это полезно! Осознание, что всякая религия имеет своим происхождением шаманизм - только на пользу.
Всё когда-то с чего-то начинается. И развивается. И знать это действительно полезно.
Gogogogost:  А прямо с первого слова, прямо с названия предмета. Основы ПРАВОСЛАВНОЙ культуры, с ума сойти. Иконы всей толпой лобзают, к ручкам батюшек прикладываются, из одной ложки вино хлебают. Культура прёт.
А что, надо было назвать "Основы православного бескультурия"? Если ты преподаёшь курс иностранной литературы, то он так и должен называться "Иностранная литература". Это же отнюдь не возвеличивает её перед отечественной. Не мне Вам объяснять, что культура - понятие очень ёмкое, а применительно к христианской религии она - отчасти - состоит и в том, о чём вы с таким презрением и написали.
Gogogogost:  Хех. Фантазёр. Если бы, да кабы. А преподавать-таки будет училка.
Это беда всей школы, а не одного предмета.
Gogogogost:  Упомянутый ключ звучит совсем иначе, чем вам кажется.
Довольно странная посылка. "Это вам кажется так, а на самом деле этак". Не о том речь. Я показал направление, в котором, по моему скромному разумению, будут освещаться подобные различия. Это простое предположение, а совсем не методические указания.
Matthaus
лично#
Ветхий завет требуют признать экстремистским:

Ветхий Завет содержит откровенные пропаганду и призывы к убийствам, насилию, ведению агрессивных войн, геноциду - уничтожению всех других национальных культур и внедрению в жизнь деструктивного образа жизни. Такие ужасающие выводы сделал ученый, кандидат технических наук, а заодно и исследователь российской истории Анатолий Долженко, просто купив Библию в одном из книжных магазинов краевого центра. Теперь он добивается изъятия «экстремистской» литературы из обращения, а тех, кто ее распространяет, требует привлечь к уголовной ответственности. И не просто на словах добивается - недавно он подал заявление из 11 листов в прокуратуру Ленинского района Ставрополя.

Надо сказать, что к Новому Завету историк претензий не имеет. А вот Ветхий, по его мнению, просто пестрит антиобщественными цитатами, противоречащими федеральному закону о борьбе с экстремизмом.

Как оказалось, Анатолий Иванович - не единственный в своих порывах запретить Ветхий Завет. В заявлении его поддержал третейский судья и методолог по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Евгений Труфанов.
ujcnm
#
Dod:  Если убрать отсюда религиозный оттенок, то конфликт превращается в заурядную бытовуху, таких сотни тысяч и миллионы по стране…
В точку!
Toma
#
Цитата:  Если убрать отсюда религиозный оттенок, то конфликт превращается в заурядную бытовуху, таких сотни тысяч и миллионы по стране…
Ну, да. Продолжение серии "Байсаров-Орбакайте". А нас науськивают на совсем другое. Спецзаказ или попытка дешевой популярности?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи