Сергей Кузин – живописец света и радости
Просто посмотрите эти картины... Нет сомнений - вам понравится. Журналист Радио России Сергей Маркус предлагает познакомиться с творчеством нашего земляка Сергея Кузина. Теперь его картины можно посмотреть в специальном разделе нашей галереи.
С 2000 года в Одинцово поселился один из самых жизнерадостных и легких живописцев нынешней России – Сергей Кузин. Его первый московский арт-дилер Сергей Ананьев задавался риторическим вопросом: «Можно ли изобразить ветер, открывший дверь или передать шелест падающих листьев? Можно ли почувствовать вкус ароматных яблок, глядя на картину?» И отвечал: «Да. Можно – если она написана художником Сергеем Кузиным! Поэтичность сюжетов, лиризм пейзажей, глубина женских образов, талант и масштабность художника позволяют назвать Сергея Кузина – Есениным в живописи».
Фото: Сергей Кузин перед своей картиной
Есть ли, действительно, основания для такой оценки? Во-первых, оказывается, Сергей не только тезка, но и земляк великого русского поэта – в 1962 году он родился в деревне близ рязанского городка Сасово. И, конечно же, хоть давно уже канула в лету «есенинская Русь» - дух этой земли, говор рязанский, пейзажи и трудно передаваемый словами особый стиль этого края остались. А на годы его юности пришлась официальная реабилитация имени и творчества Есенина, более того – именно в то время созрело и заявило о себе литературно-публицистическое движение «деревенщиков». Думается, все это не случайно - и подспудно определило тягу начинающего художника и к русской реалистической школе, и к сугубо русским темам в живописи. Начав с 14 лет страстно и увлеченно рисовать и живописать, Сергей сначала экстерном закончил художественную школу, затем в 1984 году Суздальское Художественное Училище (мастерская профессора П.А. Морозова) – наконец, поступил в твердыню современного реализма – Суриковский институт в Москве.
Сергей Кузин в мастерской
Не будем забывать, что к концу 20 столетия ценности реализма в живописи были потеснены (а для многих и вытеснены) авангардными экспериментами. Началось это в Европе, не без мощного влияния русских – Кандинского и Малевича. Авангард расцвел и получил максимальную политическую и финансовую поддержку. Провозглашенная в начале века формула «Живопись умерла!» пленила множество умов. И многие этому поверили. Теперь на большинстве европейских и американских выставок «современного искусства» господствуют инсталляции, хэппенинги и прочие фокусы, далекие от живописи и, скорее, имитирующие театр или дизайн.
В итоге, пренебрежение к будто бы «умершей» живописи привело к тому, что ныне мало кто может получить в европейских институтах элементарную школу рисунка и живописи. Парадоксально, но Россия оказалась оазисом, сохранившим выросшую в ренессансной Европе школу реализма. И Суриковский институт (как бы его ни критиковать за потворство коммунистической идеологии и соцреализму) все-таки передал следующим поколениям опыт и эстетику старых мастеров. Это любовь к мастерству, к академизму и строгости в рисунке, эстетика «московской школы живописи», исходящая из традиций передвижников и «Товарищества русских художников».
В эту среду и попал Сергей Кузин. До сих пор он с благодарностью вспоминает таких педагогов, как А.Т. Даниличев, И.В. Шацкий, В.М. Николаев, А.Г. Кузнецов, С.А. Сиренко, В.М. Сидорова. Но, кажется, наибольшее влияние на него оказал Михаил Георгиевич Абакумов, живописец тонкий и патриотичный. Он живет в своей родной Коломне (кстати, на полпути между Москвой и Рязанью), дышит провинциальным воздухом – в прямом и переносном смыслах слова. Провинция для него – не «окраина» или «глушь», но Россия в ее несуетности и естественности. Так видеть национальный пейзаж и столь чутко передавать его сокровенную жизнь может лишь влюбленный и «живущий внутри» человек. Несомненно, ранние холсты Кузина написаны под обаянием «Руси абакумовской».
А сам Михаил Абакумов говорил об ученике: «Сережа упорный человек в достижении своей цели, талантливый колорист; у него хороший дар живо и эмоционально чувствовать натуру. Жизнь его не баловала, и большое достоинство, что он добивается всего самостоятельно». Подобная оценка от такого мастера многого стоит!
В 1996 году Кузин с отличием окончил Суриковку, и тогда же приобрел квартиру в Одинцово – но перебрался сюда лишь через 4 года. Ждал, пока завершит образование в той же Суриковке жена Татьяна. Она (что бывает не так часто среди дипломированных художников!) осознала свое призвание – не продолжать свою карьеру, но быть помощницей живописца. И теперь можно с уверенностью сказать – успехи Сергея во многом и ее заслуга.
С начала 1990-х годов холсты Кузина – всегда жизнерадостные и яркие – стали постоянной приметой Центрального Дома Художника в Москве. Сейчас уже трудно перечислить, в каких российских и зарубежных выставках он участвовал, в скольких странах, у каких коллекционеров и любителей находятся его холсты…
Сергею Кузину повезло со временем и он умело с ним ладит. После развала СССР и краха идеологического искусства, в Россию хлынули все течения авангарда и сначала показалось, что реализм - подобно своему «пасынку» соцреализму - тоже уйдет в прошлое. Однако, вихри идеологий покружились над миром искусств, и теперь все мирно разошлись «по своим интересам». Выяснилось, что у традиционного реализма есть свои зрители, заказчики, меценаты. И круг ревнителей строгой школы, добротного письма не только не сузился, но вербует все больше сторонников. Уже не редкость стали выезды российских реалистов на «мастер-классы» на Запад.
В Одинцово первым оценил качество кузинских работ и его трудолюбие живущий здесь с 1963 года Виктор Васильевич Гришин (ныне гендиректор ООО «Поддержка» и президент футбольного клуба с тем же именем). Он позволил ему разместиться с мастерской в одном из арендуемых торговых залов, а супруге Татьяне предложил вывешивать по выходным уличный художественный Вернисаж. В основном там представлены работы современных художников Одинцово. Нельзя еще сказать, что торговля идет бойко: но ведь дело это тонкое, и пока еще только начало…
Чем же сейчас занимается живописец? Можно сказать, что «суриковский период» творчества с необходимым ученичеством у мастеров, «почвенническо-деревенскими сюжетами» и палитрой, напоминающей Михаила Абакумова – позади. Потом пришел интерес к двум новым для него направлениям: к импрессионизму и к академическому парадному портрету.
Причем, выявилась основная волнующая его тема: безоглядное и радостное прославление солнечно яркой жизни. Эту тему он варьирует то в мягких нюансах импрессионизма, то в жарко-ярких и все более условных формах постимпрессионизма. Формула «светлого гимна жизни» пришлась по вкусу прежде всего тем, кто сумел преуспеть в постперестроечной России. Они украшают свои интерьеры картинами Кузина, его светоносными пейзажами и портретами жен и дочерей. Но, оказалось, возник также спрос на «деловой портрет», или, как говорится, «официальный парадный портрет». Здесь никакие вольности импрессионизма неуместны – художник меняет манеру и пишет строго, предельно академично, примеряя на себе забытую было в 20 веке роль «придворного портретиста». Так и складывается нынешний творческий распорядок Кузина: реализм – в камерных портретах и родных пейзажах, импрессионизм и постимпрессионизм – для огромных холстов- «гимнов жизни», и, наконец, академизм – для заказных портретов.
Фото: вместе с женой Татьяной
Ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства В. Прохорова считает: «Творчество Сергея Кузина принадлежит к пространству русской живописной стихии. Только в русском искусстве могут сочетаться одновременно сила и лиризм, полнота чувств и недосказанность, фантазия и ощущение реальности. В этом художник продолжает традиции своих знаменитых предшественников: Константина Коровина, Федора Малявина, Абрама Архипова. Но есть в его работах свой собственный творческий почерк и особое обаяние".
Не будет преувеличением сказать еще раз: сейчас рядом с нами в Одинцово живет и работает один из самых светлых и жизнерадостных живописцев России. И это стоит оценить.
Выставка С. Кузина в Муниципальном выставочном центре
Мы могли видеть его холсты на выставке, устроенной в Муниципальном выставочном зале к Дню Города 3-5 сентября 2005 года и впервые собравшей многих художников, творчество которых стало для нас открытием. На вопрос – почему в его холстах постоянны «вечные темы» - Сергей Кузин ответил: «Один из моих учителей по Суриковке профессор Шацкий говорил мне, что всегда, при любых переменах политики, моды и вкусов, останутся интересными для человека именно «вечные темы»: любовь, материнство, красота природы… Вы идете по залам Эрмитажа, и что вы там смотрите? Все те же неувядаемые «вечные темы»!»
13.58.40.171
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
А потом, почему это вы решаете когда мне промолчать, а когда нет. Может быть я сам решу этот вопрос?
Пожалуйста-пожалуйста, я не возражаю. Позорьтесь дальше.
Завели разговор про оружие и тутже перевели его на интриги, которые якобы были между конструкторами. Да если и были, нам ли их судить? Даю идею, причем совершенно бесплатно: если уж хотите в этом вопросе разобраться - приезжайте в МАИ, поговорите с людьми которые имеют хоть какое то отношение к "Катюшам", да и не только к ним. Сделайте репортаж в "Новых рубежах", только правдивый. Что, слабо? Конечно гораздо проще какие то небылицы из интернета перессказывать!
Да фрицы тырили у нас "Катюши", и не один раз. Ну и что? Дальше то чего? Применить то они их не смогли! Несмотря на то, что не такие уж и дураки были как нам в фильмах показывают. А уж про АКМ,........ ну смех, да и только. Как вы любите всякие похожести искать. То в символике, то в оружии....... . А все пистолеты тоже похожи, вы знаете об этом? Ну ка, расскажите какой и от кого мы сп.......ли?
Впрочем, бог вам судья с вашими безумными идеями. Пропагандируйте ваши коммунистические бредни и дальше. Вот только цитируйте поэтов и писателей поосторожнее - не исключен вариант, что автор погиб в застенках. И про творцов оружия тоже аккуратнее - может быть, его тоже расстреляли коммунисты. И про ученых советских я бы не советовал - кто его знает, сколько тот или иной отсидел в тюрьме за вольнодумство. Военачальников - очень разборчиво упоминайте. Даже тех, кто выжил и чистки пережил. Есть там тааакие.... Конечно, всё это делалось коммунистами на благо народа, мы понимаем...
Нет, я вам рот не закрываю, что вы. Хотите - пишите дальше. Просто будьте аккуратнее, не доводите дело вашей агитации до позорных случаев, подобных высказыванию от "Марка Твена".
Пожалуйста-пожалуйста, я не возражаю. Позорьтесь дальше.
А помоему позоритесь как раз вы. У вас и мухи, и котлеты - все в одну кучу.
Да, а я разобраться хочу, прежде чем как вы орать "долой", кто и за что и кого расстреливал. Потому что, знаю я, что кроме вашего дедеушки с коровой еще некоторые люди на свете жили в то время. А, ну да, забыл - все они были людоеды, изверги, извините,запамятовал, один только дедушка ваш был белый и пушистый.
А вообще то вы правы, какого черта мы тут спорим, тема то ведь совсем о другом, о прекрасном, нет нет, действительно прекрасном.
прежде чем как вы орать "долой"
А я никому не ору "долой". "Долой" первым заорал Ф, и адресовал это "долой" Зурабову. Приписав ему что-то этакое очередное людоедское. Вы поддержали, как и полагается члену партии, только и делающей в последние годы, что беспрерывно орущей "долой" по любому поводу.
Если же можно выразить одним словом, что ору я, то это будет "помните". Не забывайте - ни хорошего, ни того плохого, чего это "хорошее" стоило тем, кого назначали плохими.
Нет, я вам рот не закрываю, что вы. Хотите - пишите дальше. Просто будьте аккуратнее, не доводите дело вашей агитации до позорных случаев, подобных высказыванию от "Марка Твена".
Можно, да, ну спасибо.
Хм, а вот интересно по вашему: миллионы репрессированных солдат, рабочих, ученых, инженеров, конструкторов, военноначальников ............ . А вы представляете создать самолет, пушку, танк, "Катюшу" и т. д. И все "из под палки"? Смешно! А победить в тяжелейшем противостоянии? Тоже - "из под палки" по вашему? А, ну конечно, оружие ведь зеки в шаражках клепали, а пользовались им штрафники и попы ( ну как же телевизер показал и интернет поведал)! Да самому то не смешно? Только почему то сейчас вот мы уже 15 лет не можем выбраться с........................... уровня 1990 года, а те, "из под палки" уже наверное на Марсе бы побывали и не только.
Можете спорить сколько угодно, но только знаете, у меня тоже был дедушка.......... .
Если же можно выразить одним словом, что ору я, то это будет "помните". Не забывайте - ни хорошего, ни того плохого, чего это "хорошее" стоило тем, кого назначали плохими.
Во блин, загнул, ну загнууул.
Вы поддержали, как и полагается члену партии, только и делающей в последние годы, что беспрерывно орущей "долой" по любому поводу.
Демагогия чистой воды. Да "F" высказал свое мнение на счет Зурабова, я тоже.
По вашему выходит если мнение людей не совпадает с вашим , значит они орут "долой", всем недовольны и т. д. А потом, что это вы так сразу - член партии. Это кто, прокаженный что ли, или монстр какой то. Да как вы вообще с таким монстром красно- коричневым беседу то ведете. Не боитесь?
Хм, а вот интересно по вашему: миллионы репрессированных солдат, рабочих, ученых, инженеров, конструкторов, военноначальников
Где это у меня? Я нигде не писал про миллионы. Вы любите приписывать мне все, что говорят другие ваши оппоненты. Это именно демагогический прием, хотя в демагогии почему-то меня упрекаете вы. Вы сами цифру определили, сказали как-то "всего лишь 800 000". Я на это офигел - это ж надо так спокойненько: "всего лишь" сказать о собственном народе... Так только убежденные коммунисты могут легко выражаться.
Миллионы, не миллионы - вы объясните, на кой было расстреливать выдающихся конструкторов, ученых, военачальников? Не можете? Ну и славно.
Во блин, загнул, ну загнууул
Так и было задумано, спасибо, что оценили.
А потом, что это вы так сразу - член партии.
А я что, высказался в уничижительном смысле? Обидел, что ли, вас? А чего здесь такого? Разве вы в КПРФ не состоите? "Член партии", по-моему, не ругательство пока. Спокойней надо относиться. Или вы сами эти слова как оскорбление воспринимаете? Ну, тогда сочувствую. Извините, коли обидел. ("Это... волюнтаризм! - В моем доме попрошу не виражаться" Копирайт Кавказская пленница)
вы в свое время не только комсомольцем были
состояли в комитете комсомола школы, ну или что то в этом роде
В школе - нет. И в институте - тоже.
Эх, черт, давайте лучше о живописи.
А вот это правильно.
Итак, в 1937 году были расстреляны художники... ))))))))))))
А вот на счет
Миллионы, не миллионы - вы объясните, на кой было расстреливать выдающихся конструкторов, ученых, военачальников? Не можете? Ну и славно.
я готов где нибудь на другом форуме вам объяснить, если конечно вы соизволите.
Кстати, на счет "миллионов репрессированных"- вы говорили, вспомните, врать то зачем.
А я вам ответил, что вместо "миллионов" - 800тысяч и все. Вы первый заговорили про цифры, а не я. Значит "миллионы" не людоедство, а 800тыс. - людоедство. Где логика то?
Хотя, конечно, любая человеческая жизнь - бесценна, я это также как и вы прекрасно понимаю, и не надо из меня людоеда делать, уж больно смешно у вас это получается.
"миллионы" не людоедство, а 800тыс. - людоедство. Где логика то?
Я понял. Дмитрий, видимо, вы родом так. Не думаю, что в общении с вами есть смысл. Сочиняйте себе оппонента дальше, в том же самом духе.