Где готовить элиту страны?

06 июня 2008, 11:15

Гимназия ОГУ

4 мая в Общественной палате прошли слушания, на которых обсуждалась проблема неразвитости в России так называемого элитарного образования. Имея высокий интеллектуальный потенциал, наша страна предоставляет одаренным детям слишком мало возможностей раскрыть свой талант. По единому мнению экспертов, если Россия научится грамотно выявлять, развивать и использовать способности юных гениев на благо общества, то это в значительной степени поможет улучшить благосостояние всего населения.

В каждом развитом государстве присутствует элита, состоящая главным образом из одаренных людей.

Многочисленные исследования, проведенные в США, Франции, Великобритании, Испании и ряде других стран, даже показали, что доходы государства напрямую зависят от интеллекта нации. Первый вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы Игорь Ушаков даже приводит конкретные цифры: «Если средний интеллектуальный уровень населения в стране не ниже 16% верхних показателей людей, то это гарантирует увеличение дохода государства вдвое». При этом, как ни странно, в нашей стране, богатой скрытыми и явными талантами, до сих пор системе образования одаренных детей уделяется мало внимания.

Одной из причин такого парадокса председатель Комиссии Общественной палаты по образованию Михаил Ковальчук называет «генетику уравнительности», сидящую в нас с советских времен. Его слова подтверждает Ушаков, который приводит данные о том, что в странах левого толка социальная политика ориентирована на массы, а большинство родителей хотят, чтобы их дети не отличались от других. Тем временем, по словам Ковальчука, право человека на одаренность должно обеспечиваться возможностью обучаться в специализированных заведениях или по специальной методике. Эксперты сходятся во мнении, что, возможно, нашей стране нужна государственная целевая программа работы с одаренными людьми.

Вторым немаловажным фактором, тормозящим развитие российского интеллектуального потенциала, является отношение самого общества в вопросу одаренности. Во время слушаний руководитель проекта Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова рассказала о результатах недавно проведенного общероссийского социологического исследования. Несмотря на то, что 25% опрошенных готовы заявить о своей одаренности, а 50% — об одаренности своих детей, наличие таланта не считается среди россиян главным условием успешной карьеры. Гораздо более важными факторами называются сила, внешние данные, лидерские качества и умение рисковать. При этом, по мнению большинства респондентов, степень одаренности детей напрямую зависит от того, какой доступ его семья имеет к определенным ресурсам. Данные исследования показали, что чем выше статус, образованность и доход семьи, тем амбициознее и увереннее в себе растущие в ней дети. У «низкоресурсных» семей возможности ограничены, следствием чего является полное отчуждение от самого понятия «одаренность». По словам Л. Паутовой, 17% опрошенных людей в возрасте 16-25 лет не ориентированны на профессиональный рост, не собираются получать образования и, как правило, все из бедных семей.

Одним из путей развития интеллектуальной элиты России эксперты называют создание специальных образовательных учреждений. Директор одной из московских школ-интернатов для одаренных детей Евгений Маркелов говорит, что по результатам своей пятилетней работы наблюдает острую необходимость в подобных учебных заведениях, особенно в регионах. В связи с этим вполне перспективным выглядит проект создания федеральной сети школ для одаренных детей, который сейчас реализуется Санкт-Петербургским благотворительным фондом Государственного Пушкинского Лицея. Планируется, что в учебные заведения со специально разработанной программой обучения будут принимать талантливых ребят 10-12 лет не только со всей России, но и из стран СНГ.

В последнее время мы много обсуждаем гимназию ОГУ для одаренных детей. Большое недовольство у людей вызывает то, что это учебное заведение для избранных. Но, как видим, элитарное образование не только возможно, но и необходимо. Главное, чтобы элитарность образования не определялась толщиной кошельков родителей. Но в любом случае уравнительного образования быть не может. Это очень вредная иллюзия.

Использованы материалы агентства «Интерфакс».

3.133.124.161

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
9 328
Basya
лично#
Olegus: на кого намекаете?

На того, который "ушных дел мастер-ломастер". А тот, который "сидит высоко и видит далеко", других дел
Рrojector, а я до сих пор обажаю многоголосие. Тут оттянулась во время пребывания в
Твери, когда там завершался всероссийский праздник славянской письменности. Поразил
масштаб и размах праздника. Сошлись по такому случаю и музыковеды, которых медведь не обидел, и "я там был..." сбоку, акапелло насладились пением "для себя", редко такое для меня удовольствие нынче бывает. Сольфеджио мне никогда не было внапряг и внуку смогла это привить, потому сочков не было. И всё потому, что медведь не обидел
Marisa
лично#
Susel: Почему-то в гимназию ОГУ зачислили на бесплатной основе только детей, которые имеют отношение к администрации, не смотря на то, что многие из них отстают в развитии от своих сверстников и ходят в логопедические группы.

не звездите, мои дети никакого отношения к администрации не имеют, не посещают логопеда и не отстают в развитии от сверстников.
Утомили уже эти амбициозные родители.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи