Домашнее задание. Польза или зло?
Так исторически сложилось, что у нас практически все знают, как учить и лечить. Слава Богу, что их «знание» в целом не влияют на ситуацию. Гораздо опаснее, когда такие «знайки» обладают административными рычагами.
Очередной «знайка» теперь руководит всем образованием области. Полное ощущение, что в области на руководящие кадры подбирают не по профессиональным качествам, а каким-то иным параметрам, которые ближе к модельному бизнесу. Но сегодня речь не о нашем министре.
«Подписчик прислал мне запись стендапа Алексея Щербакова «О начале школьной жизни сына» — видео весёлое, своеобразное, но справедливое. Домашние задания — это плохая многолетняя привычка, которая травмирует и ученика, и родителя. От нее будем уходить», — пишет «ВКонтакте» губернатор Белгородской области Евгений САВЧЕНКО.
«О начале школьной жизни сына»
Это, как говорится, полбеды. Беда в том, что губернатор уже поручил департаменту образования пересмотреть этот вопрос и внести кардинальные изменения в систему.
Больше всего настораживает прилагательное «кардинальные». Будем надеяться, что это очередное чиновничье бла-бла.
В СанПиН чётко прописано, что в 2-м классе время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 3 — до 2 часов. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.
Надо признать, что и в целом отношение к домашним заданиям достаточно неоднозначное. Кто-то категорически «за», кто-то категорически «против».
Специалисты, естественно, «за».
Гильда БОТТ, депутат Совета депутатов Одинцовского городского округа, бывший начальник управления образования:
— В идеале домашних заданий быть не должно. Но это в идеале. А так я считаю, что задания должны быть такие, чтобы их можно выполнить за 30-40 минут.
Валентина ХОЛИНА, директор средней школы №12:
— Я считаю, что домашние задания нужны. Ребёнок тогда приобретает знания, когда умеет самостоятельно работать. У нас в школе имеются четыре ГПД, в которых детях выполняют домашние задания. Открыть больше, мы не имеем технической возможности.
Если педагоги в общем-то единодушны, то мнения родителей разделились:
— Я против домашних заданий, у меня нет вечером ни сил, ни времени на уроки.
— Домашние задания, конечно, нужны. Но хотелось бы, чтобы мой ребенок делал их без моего участия.
— У моей дочери нет проблем с выполнением домашних заданий (2 класс). Я только проверяю, когда она заканчивает их делать.
Проблема на самом деле не в самом факте домашних заданий. Тот же губернатор выступает не против них. Он за то, чтобы они выполнялись в школе. Такое возможно в школах полного дня или там, где имеются в достаточном количестве группы продлённого дня. Но подобная организация выполнения домашних заданий на сегодняшний день возможна в основном только в частных школах.
В условиях же переполненных классов и школ в Одинцово, когда качественное обучение невозможно по определению, роль домашних заданий только возрастает. Я думаю, что ни один родитель бы не возражал, если бы он был избавлен от их выполнения. Родителей можно и нужно понять. Весь день на работе, а тут ещё какие-то домашние задания у ребёнка.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Конечно, есть. И даже два. 1. Отмена домашних заданий. 2. Иметь такой объём финансирования и такое количество учебных зданий, чтобы каждый ученик имел возможность выполнять домашние задания, не выходя из школы.
Но это всё из области ненаучной фантастики. Поэтому, дорогие родители, вкладывайте деньги и силы в образование детей, чтобы в старости получить шанс на то, что они о вас позаботятся, хотя бы в благодарность за достойное образование.
P.S. Только давайте в обсуждении обойдемся без штампа «а вот в наше время». Мы живём здесь и сейчас.
Домашние задания, конечно, нужны. Но многие родители хотели бы, чтобы дети делали его самостоятельно. Почему же в России система образования всё больше склоняется к практикам регулярного и непосредственного участия родителей в образовательном процессе?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
3.143.235.104
себе злобный буратинакузнец. Можно и не читать. Но лучше читатьПродленка до 17.30, но родители работают до 18+час минимум на дорогу. Для кого тогда продленка? Школы могут оказывать дополнительные платные услуги? Ну так почему не сделать за плату продленку до 19-20 часов с полдником и ужином?
А домашние задания если и должны быть, то минимальные: 1 пример, или 1 задача, 1 упражнение небольшое. Недавно довелось познакомиться с системой образования Финляндии. Там все значительно проще, значительно легче, дети здоровые и счастливые.
Я бы, например, сделала все основные уроки сдвоенными или строенными — это даёт большие возможности и учителям, и ученикам. Можно охватить больший материал, да еще и успеть закрепить без огромного д. з. Такая практика существует и даёт прекрасные результаты. К тому же дома нужно подготовить всего 3 или 2 предмета, а не 5-6.
Но, понятно, что никто ничего менять не будет.
Однако уровень жизни в Финляндии значительно более высокий и без Нобелевских лауреатов.
Мы говорим о школе. Хочу напомнить: Ландау был троечник))