Подлость из истории не вычеркнешь
Во ВНИИССОК была открыта памятная арка у входа в агропарк имени Елизаветы УШАКОВОЙ — специалиста в области селекции и семеноводства овощных культур, в сентябре 2020 года сообщили нам новости...
Ушакова Елизавета Ивановна
Елизавета Ивановна Ушакова в 1937-1966 годах работала директором Грибовской овощной селекционной станции. Она первая женщина-академик ВАСХНИЛ, причем даже доктором наук не была, всего лишь кандидатом сельскохозяйственных наук, но этот недостаток, видимо, восполнил факт членства в РКП(б) с 1920 года — не бог весть какой специалист, зато партийный. Было и ещё одно тонкое обстоятельство, которое поспособствовало фантастическому превращению к. с-х. н, которая, по собственному признанию, долго для своей кандидатской диссертации рецензентов не могла найти (верный признак низкого уровня работы), в академика.
Назначена Сталиным в академики
Приснопамятный бичеватель генетики Трофим Денисович Лысенко готовил в 1948 году особую, карательную сессию ВАСХНИЛ, где собирался расправиться со своими врагами. Для этого ему требовалось обеспечить в составе академии побольше своих сторонников. И Лысенко беспрецедентно, в обход общепринятой практики избрания в академию голосованием её членов, после личного приема у Сталина подписал у того список об утверждении академиками ВАСХНИЛ группы своих сторонников, не пользовавшихся авторитетом в научной среде. Это полный абсурд, некомпетентный в науке политический деятель росчерком пера НАЗНАЧАЕТ (!) академиками малоизвестных людей, но 15 июля 1948 года список членов ВАСХНИЛ пополнился 35-ю ставленниками Лысенко, в том числе и Ушаковой.
Бичевала вредителей и врагов советской науки
А уже 3 августа на сессии ВАСХНИЛ новоиспеченный академик Елизавета Ушакова вовсю бичевала вредителей и врагов советской науки с высокой трибуны. Она заклеймила позором «идеалистические, реакционные течения» морганизма и менделизма, а также последствия их применения на Грибовской селекционной станции.
Стенограмма этой сессии сохранилась, став историческим документом, любой может прочитать речь научной фурии из Лесного Городка. Впрочем, она не была одинока, Лысенко выпустил на ученых целую свору «коммунистических мичуринских биологов».
Материалы сессии публиковались в газетах, их предписывалось изучать в коллективах. Последствия были мрачными — лишились работы и были репрессированы многие ученые, на их места Лысенко расставлял своих приверженцев, и на 20 лет наука нашей страны погрузилась в почти средневековый мрак абсурдной схоластики, в которой роль религии играл марксизм, преданным сторонником которого полагал себя Лысенко. Не забывал при этом Трофим Денисович заручиться поддержкой Сталина — ведь кто ещё в нашей стране может считаться единственно истинным марксистом и ленинцем?
Иностранные ученые в знак протеста сложили с себя почетные звания членов советских академий, их невозможно было заставить играть в этом театре. Аналогичные погромы по примеру лысенковской «сессии» начались в других отраслях науки, малообразованные коммунистические схоласты-маразматики громили физиологию, геологию, объявляли лженаукой кибернетику…
Лысенко Трофим Денисович
Ушакова под портретом Сталина планирует перевоспитание растений по методам мичуринской агробиологии Трофима Лысенко
Приходится догонять до сих пор
Но вскоре после смерти Сталина настали иные времена. В 1955 году уцелевшие ученые ответили Лысенко ударом на удар. Они написали коллективное письмо в ЦК КПСС, вошедшее в историю как «письмо трехсот». Ученые с фактами в руках доказали, что лысенковщина — это ужасающий по последствиям блеф, никаких полезных результатов «мичуринская советская биология» стране не дала, несмотря на псевдонаучную трескотню, щедро сдобренную коммунистическим начетничеством. А тем временем на Западе произошел настоящий научный взрыв — и как раз благодаря достижениям в области зашельмованной в СССР генетики. Если страна не хотела оказаться навсегда на задворках мировой науки, нужно было возвращаться к отвергнутым истокам. Получилось плохо — Запад ушёл далеко вперед, пришлось, и приходится догонять до сих пор.
Профессор Эдельштейн и академик Ушакова. Сам Виталий Иванович (один из подписантов «Письма трехсот») стал почетным академиком ВАСХНИЛ только в 1956 году. В отличие от Ушаковой — избран.
Щедро вознаграждена за лженауку
За своё участие в погроме генетики Ушакова была щедро вознаграждена. Она — лауреат Государственной премии СССР (1946). Награждена тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями СССР, Большой золотой медалью ВСХВ. Опубликовано около 150 научных работ, в том числе 11 книг и брошюр.
Какова их нынешняя ценность, сказать сложно. Труды Лысенко тоже не вспоминаются в научной литературе, разве что в качестве иллюстрации лженауки, зря старался.
Памятник подлости
И вот теперь память дамы, назначенной Сталиным в академики, верной соратницы Лысенко, будет увековечена агропарком. Почему так решили в Лесном Городке — бог весть, если причины были, наверное, авторы идеи о них расскажут. Возможно, участие Ушаковой в травле генетиков принесло важные выгоды её подчиненным — их, как «правильных» марксистских биологов в те очень непростые годы не коснулись репрессии, тогда как другие ученые хлебнули их сполна. Ответственность была в те годы коллективной, если уничтожали одного ученого, как вредителя, то следом часто шли и его сторонники и сотрудники, а вот в коллективах их «разоблачителей» предполагался полный идеологический ажур. Отрицательный отбор — тоже отбор.
Поучительный пример
Но пример жизни Ушаковой, как и пример жизни Трофима Лысенко, поучителен всем нам. Живешь хорошо, нос в табаке, обласкан властями за то, что охотно подпеваешь им, успешно освоил риторику, ловко подличаешь, лжешь сам и учишь этому других. А потом наступают иные времена. Могущественные покровители исчезли, абсурд и схоластика выморочных умопостроений разоблачены и стали очевидны даже несведущим. И получается, что жизнь прошла никчемно, в потакании своим и чьим-то низменным страстям. Стране нанесен трудновосполнимый ущерб, потеряно время, репрессированы или даже физически уничтожены светлые умы, реальная гордость и слава народа…
Что ощущали они, Ушакова и Лысенко на закате жизни? О чём думали, чем жили? Пытались ли чем-то оправдать перед собственной совестью самих себя, или в отсутствие ума и совести оправдания излишни?
Мерзость дней нынешних
Что будут ощущать нынешние подпевалы и лизоблюды, все соучастники после неизбежного краха очередного российского вождизма? Может быть, лелеять мечту о наименовании в свою честь чего-нибудь этакого? Суета сует. А подлости из истории теперь не вычеркнуть — как сохранились материалы лысенковской сессии ВАСХНИЛ, так сохранятся для потомков и мерзости дней нынешних.
UPD. В связи с появлением в комментариях предположений о заказном характере публикации хотел бы отметить, что данный материал не имеет отношения ни к газете, в которой я работаю, ни к редакционной политике портала Одинцово-ИНФО, а отражает только мою, личную точку зрения. Не ищите подводных камней там, где их нет, каждый человек имеет право поделиться своими воззрениями и мыслями. Я просто пытался узнать, кто такая Е.И. Ушакова, прочитал ее речь на сессии ВАСХНИЛ 1948 года и сделал собственные выводы. Возможно, они неверны в чем-то или полностью, но никакой внешней подоплеки у публикации нет.
3.136.26.156
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
И какие могут быть воры, когда все уже своровано на 1800 триллионов долларов сша, а экономика упала в 30 раз по сравнению с СССР, из-за кого она в таком случае так сильно упала по вашему?
А вот антисоветизм и неонацизм это крайне опасная разрушительная паническая продажная тенденция/эпидемия, новое психо-биологическое оружие, принесенное оттуда, чрезвычайно губительные для всех граждан СССР последствия применения которого мы все повсеместно наблюдаем, которое безусловно требует решительного и безоговорочного применения очень серьезных ответных действий массовых мер лечения, подобных мер для лечения коронавируса, вплоть до изоляции от общества, для которого больные представляют опасность чрезвычайного уровня степени опасности. Победить эту «чуму 21-го века оттуда» советскому трудовому народу безусловно предстоит.