Здесь берегут историю Отечества

26 ноября 2005, 18:34


Звенигородскому историко-архитектурному и художественному музею исполнилось 85 лет. Традиции многих направлений деятельности музея были заложены в период его создания. в первом путеводителе по залам, изданном в 1929 году, было написано: «Музей — это открытая книга, которую может читать всякий. это зеркало, в котором отражаются жизнь и культура прошлого и настоящего».
Звенигородский музей открылся для посетителей 18 июня 1920 года в национализированной усадьбе Введенское, принадлежавшей графу А.В. Гудовичу. В нем демонстрировались многочисленные собрания из национализированных усадеб Звенигородского уезда.
С самого начала власть придала музею высокий статус, что было подчеркнуто торжественным открытием с участием артистов Большого театра, струнного оркестра, а также показательными археологическими раскопками под руководством профессора В.А. Городцова и крупнейшего специалиста в области изучения керамики профессора А.В. Филиппова. Экспонаты музея были тщательно изучены и описаны.
В конце 1920 года это собрание, состоявшее более чем из 2000 экспонатов, начали переводить в Саввино-Сторожевский монастырь. Одновременно формировалась не менее значимая часть музейного собрания, основу которой составила монастырская ризница. Эта экспозиция получила название «Музей церковной старины».
В конце 1922 года Звенигородский музей объединили с музеем в усадьбе графов Олсуфьевых в Ершове. было принято решение о создании единого музея в зданиях Саввино-Сторожевского монастыря, в котором к тому времени была прекращена монашеская жизнь. Он получил название «Музей церковной старины и помещичьего быта». Первая экспозиция открылась в 1923 году. Ее посетили 40 экскурсионных групп и более тысячи индивидуальных посетителей.
Однако в 1927 году на несколько месяцев музей был закрыт. это кратковременное прекращение деятельности не прошло бесследно для коллекций: многие бесценные экспонаты исчезли, часть оказалась в собраниях других музеев. Через несколько месяцев музей, изменив свой профиль на краеведческий, продолжил работу. Одной из сильных сторон его деятельности в этот период стало комплектование коллекций по истории звенигородских промыслов и ремесел. К этому времени все собрание музея насчитывало более пяти тысяч предметов.
В 1939 году в условиях приближающейся войны деятельность музея вновь была приостановлена. на территории монастырского ансамбля была дислоцирована воинская часть. Музейное собрание спешно вывезли в Ново-Иерусалимский монастырь, где тогда находился Московский областной краеведческий музей.
За год до окончания Великой Отечественной войны, 6 мая 1944 года, исполком Мос¬облсовета принял решение «О восстановлении Звенигородского районного краеведческого музея». Однако в монастыре еще стоял 7-й воздушно-десантный полк. музей смог начать свою работу в полуразрушенном монастыре только в августе 1947 года. Итогом послевоенного развития Звенигородского музея стало современное полноценное музейное собрание, насчитывающее около 50000 единиц хранения.
Благодаря усилиям реставраторов по темперной живописи музей смог спасти уникальный иконостас Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря середины XVII века. В 1989 году отреставрированные иконы заняли свое привычное место на алтарной преграде Рождественского собора.
В настоящее время музей является хранителем усадебных портретов, произведений известных художников-пейзажистов, работавших в окрестностях Звенигорода (Левитана, Якунчиковой, Переплетчикова, Крымова), коллекции русской и западноевропейской графики, а также части экспонатов первого Звенигородского собрания во Введенском: мебели, произведений декоративно-прикладного искусства. Богата и этнографическая коллекция музея, включающая собрание известного этнографа Г.С. Масловой, а также предметы звенигородских промыслов: великолепная плетеная мебель, часы, музыкальные инструменты. Находки и открытия музейных археологов обеспечивают постоянное пополнение самой многочисленной коллекции музея.
Вот уже четверть века решает Звенигородский музей одну из важнейших задач — вернуть современникам представление об историческом месте Звенигорода в истории страны. Сотрудники музея последовательно работали в этом направлении, создавая в 80-е годы экспозиции «Звенигород и исторически связанные с ним окрестности», «Звенигородские промыслы». Они пытались участвовать в определении градо¬строительной политики с помощью выставки «Звенигород вчера, сегодня, завтра», выявляя типы исторической городской застройки. Основная музейная экспозиция 1990-х годов — «Древний Звенигород» — рассказывает о становлении духовного начала в истории Отечества в непосредственной связи с историей Звенигородской земли и Саввинской обители.
85 лет — срок более чем достойный. появилась реальная возможность оценить прошлое, понять настоящее, посмотреть в будущее. На состоявшихся по этому поводу торжествах поздравить юбиляров пришли заместитель министра культуры правительства Московской области С.А. Анохина, глава администрации Звенигорода Л.О. Ставицкий, наместник Саввиной обители архимандрит Феоктист, настоятель Успенского собора архимандрит Иероним, директора и сотрудники подмосковных музеев, представители общественности и деловых кругов города.
После торжественных речей, вручения наград и подарков праздник переместился в Царицыны палаты. В хоромах гостей встречала и угощала боярыня, а под сводами древних палат звучала музыка Вивальди в исполнении камерного ансамбля под управлением А. Хургина.
Так совпало, что в этом году исполнилось 600 лет Рождественскому собору. в конференц-зале музея состоялась научная конференция «Проблемы изучения памятников раннемосковского зодчества». Эта тема не случайна для Звенигорода — из четырех сохранившихся памятников этого периода два самых ранних находятся именно в Звенигороде.

3.139.239.157

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
64
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи