Путешествие в Захарово
В канун празднования 45-летия города Одинцово многие краеведы, старожилы и историки ищут факты, которые связывают нашу малую родину с именами, известными всей России. Никто не будет оспаривать, что Александра Сергеевича Пушкина знают не только у нас, но и во всем мире. Пушкин и Одинцово - тема для именитых историков спорная, однако, она прозвучала недавно на конференции в Государственном историко-литературном музее-заповеднике "Захарово-Вяземы". Докладчиком был одинцовский краевед Евгений Константинович Марченко и его ученики из лицея № 6. Сегодня перед днем рождения великого поэта мы публикуем выдержки из этого сообщения. Если кто-то заинтересуется подробностями пребывания поэта в нашем районе, то пусть 6 июня включит первый канал центрального телевидения и посмотрит программу "Большая стирка", посвященную Пушкину. Е. К. Марченко будет одним из участников этой передачи.
В 1805-1810 годы через Одинцово ежегодно два раза в год проезжал малолетний Александр Пушкин: весной из Москвы в подмосковное Захарово, осенью - обратно. Это общеизвестный факт. Однако, среди многих жителей Одинцова широко распространен миф о том, что Пушкин в Одинцове никогда не был. Никогда! Проезжал? Но мало ли, где мы проезжали. Одинцово в то время было незаметным, людьми и богом забытым селом, и никакого интереса для Пушкина представлять не могло. Так ли это?
Неужели детский глаз любознательного мальчика ни на чем не остановился? Этого не могло быть. Если мы об этом ничего не знаем, то, скорее всего, в силу нашего традиционного равнодушия и крайней нелюбознательности. Исторические факты не исчезают бесследно, их всегда можно восстановить.
Зная кое-что об Одинцове в прошлом, попытаемся восстановить исторические факты.
Переезды Пушкиных из Москвы в Захарово и обратно (1805-1810 годы) совпадают с начальным периодом Наполеоновских войн 1805-1815 годов. Главная военная дорога России уже работала на полную мощность. Летом русская армия, включая союзников в Западной Европе, имела численность около ста тысяч. Многие из них участвовали в сражении под Аустерлице. Их надо было в свое время доставить к месту сражения. Полки вместе с лошадьми, пушками, полевыми кухнями, санитарными носилками, запасами боеприпасов, продовольствия и фуража прошли по той самой старой Смоленской дороге, по которой семья Пушкиных в мае 1805 года первый раз ехала в Захарово, а в октябре возвращалась в Москву. Выбывавших из строя бойцов надо было не только заменять новыми, но и наращивать мощь армии - война все разгоралась.
Все годы, начиная с 1805 по 1810 год, маленький впечатлительный мальчик не только наблюдал эти громадные, бесконечные колонны пеших и конных войск, но сам участвовал в этом движении.
Домашние заботы Надежде Осиповне были непривычны. Всем этим раньше занималась её мать Мария Алексеевна, и все хлопоты по дому лежали на ней. А тут нужно было хлопотать самой. Ей помогал Никита Козлов: он загружал рыдван корзинами, баулами, связками книг, всё утягивал верёвками, так как дорога была дальняя, ухабистая.
Но вот всё готово. Дети сели в крытую карету, с ними рядом разместились Надежда Осиповна и Сергей Львович. Кормилица с Лёвушкой и Никита Козлов сели в рыдван с поклажей.
"Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами. И вот уселись, и возок почтенный, скользя, ползет за ворота".
"Евгений Онегин"
К полудню, наконец, от дома в Харитоньевском переулке, где жили в то время Пушкины, "отплыл" старый рыдван с поклажей, а потом тронулась и карета.
Как приятно, подъезжая к Одинцову, еще издали от Мамонова увидеть освещенную солнцем маковку купола Гребневской церкви. Потом спуск в лощину - и золоченый купол исчезает. У Мамоновского оврага снова подъем. На горе (где сейчас магазин "Лазурный") снова появляется церковь - уже в полной красе. Дальше за церковью начинается ряд изб. Иногда здесь делали остановку: детям надо было побегать. Тогда церковь была красного, "кирпичного" цвета, и у нее не было ее высокой части - колокольни. Колокольню и трапезную с двумя приделами, а также две часовенки в задней части двора (сохранилась только одна, левая) к храму пристроили в 1898 году.
Но церковь не казалась маленькой: все познается в сравнении. Сегодня 30-метровая колокольня величественно смотрится на фоне 12-14-этажных зданий. Тогда церковь стояла на ровном месте, вдали от одноэтажных изб и, хотя не имела колокольни, выглядела вполне монументально.
Вот, например, как описывает дальнейшую дорогу из Москвы в Захарово писатель и исследователь детской биографии Пушкина Ю.Тынянов: "Это была первая дорога и первая деревня в его жизни. Ямщик на козлах пел одну и ту же песню без конца и начала, стегал лошадей, потом пошли полосатые версты, редкие курные избы и кругом холмы, поля и рощицы, еще голые и мытые последними дождями. Он жадно слушал всю эту незнакомую музыку - песню колес и ямщика - и вдыхал новые запахи: дегтя, дыма, ветра. Черные лохматые псы, заливаясь и скаля зубы, лаяли".
Принято считать, что проезд через село, если при этом там не произошло каких-то важных исторических событий и об этом нет документальных данных, не представляет никакого интереса. Мало ли сел, деревень и даже небольших городов "проскакиваем" мы на скорых поездах, комфортабельных машинах, не обращая внимания не только на красивые пейзажи, архитектурные памятники, но не замечая даже сел, деревень и даже небольших городов. Захарово - Большие Вяземы - Малые Вяземы - Жаворонки - Перхушково - Крюково - Юдино - Дубки - Акулово - Одинцово - Мамоново - Баковка - Трехгорка - Ивановское - Немчиновка... И вот уже Первопрестольная. Сегодня это почти сплошная цепь населенных пунктов - пятнадцать, не считая множества тех, которые непосредственно не выходят на главную дорогу, но удалены от нее не более чем на 200-500 метров. Тогда их было значительно меньше, и они были крохотными. Изменились время, пространство, масштабы, техника, скорости. Другой стала психология людей.
Все, кто проезжал по старой Смоленской дороге (семья Пушкиных, очевидно, не составляла исключения) от Москвы до Вязем и далее, как правило, делали остановку не только в Перхушкове, но и в Одинцове: от Москвы проехали уже двадцать верст - проголодались, устали, да и лошадей пора кормить, детям надо побегать. А где еще найдешь такое уютное и красивое место, как одинцовская дубрава.
На всем пути от Москвы до Захарова нет места, подобного одинцовской дубраве. Да и церковь рядом. Наверняка здесь, у оврага, и останавливались. Обедали, лошадей распрягали, задавали овса. Старшие дети, Ольга и Александр, наскоро перекусив, с удовольствием бегали, разминали затекшие от длительной езды ноги. Николенька тут же ползал по траве.
Трудно судить о том, какое влияние оказали на творчество будущего поэта одинцовские дубы и одинцовская дубрава. И оказали ли? Однако, - и это уже факт, не вызывающий сомнения, - в творчестве Пушкина образ дуба, дубравы занимает особое место.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
И кто после этого станет утверждать, что одинцовская дубрава не оставила у Пушкина никаких впечатлений.
Почему мы должны исключать влияние Одинцова, одинцовского храма, одинцовской дубравы, одинцовских ощущений и впечатлений на формирование поэтического таланта совсем юного поэта. Ничего не утверждаем, никому ничего не навязываем! Но убеждены, что свою лепту в формирование мировоззрения и поэтического таланта Пушкина внесли и дорога, проходящая через Одинцово, и одинцовская дубрава.
Путешественник пушкинской поры страдал не от недостатка времени, а от его избытка. Например, дорога от Москвы до Захарова занимала около 10-12 часов - столько же времени, сколько теперь от Москвы до Киева или Минска. От Москвы до Петербурга - неделя. Чем ее занять?
Что видели по пути в Захарово в течение долгих 10-12 часов дети, их родители, бабушка, няня? Редко встречающиеся села, поля и луга, густые, еловые леса. А каково детям? "Лето красное, любил бы я тебя. Когда б не зной, да комары, да мухи", - напишет позже Пушкин, может быть, вспоминая такие поездки.
Если, двигаясь по Можайскому шоссе от Москвы, напротив вокзала под светофором свернуть направо на Красногорское шоссе и пройти по нему около ста метров, то справа, напротив Детского городка и культурно-спортивного центра "Мечта", начинается красивая дубовая роща - дубам по 100-150 лет. Великолепная дубрава! Но посмотрите вниз: как большие грибы-боровики в густой траве замшелые пни-патриархи. Многие из них спилены 50-100 лет назад. Поклонитесь им. Это не просто пни - это родители нынешних, уцелевших и тоже уже ставших патриархами великанов.
Некоторые из них помнят маленького Сашу Пушкина, его старшую сестру Ольгу, младших братьев Николеньку и Левушку, проезжавших с родителями из Москвы к бабушке в Захарово. Не исключено, что отдельные из этих "патриархов", - как позже он их назовет - помнят и Петра I, проезжавшего через Одинцово в 1706 и 1707 годах к своему воспитателю Голицыну в его вотчину Вяземы. Не могут они не помнить и вереницу экипажей, сопровождавших императора Александра I, возвращавшегося из Вильны в Петербург с заездом в Москву в начале июля 1812 года. Дубрава, которая сейчас занимает пространство между улицей Говорова и Красногорским шоссе и далее по обе стороны Красногорского шоссе вплоть до кладбища Лайково, - это лишь небольшая часть дубового массива. Он простирался в начале XIX века по обе стороны старой Смоленской дороги почти от Мамоновского оврага до улицы Маршала Неделина и далее через Отрадное до Акулова и до поселка с лирическим названием Дубки. И не случайно один из комплексов зданий, расположенных в этом районе на Можайском шоссе, получил название "Дубрава".
Документальных данных о пребывании Пушкина в Одинцове нет. Но есть много материалов о том, каким Одинцово было в то время и каким его мог видеть Пушкин. Весной и осенью погода такая неустойчивая поэтому осенние поездки - возвращение из Захарова в Москву - были менее поэтическими.
Почему мы должны исключать влияние на творчество Пушкина того, что он видел, проезжая через Одинцово двенадцать раз! Неужели не оставили никакого следа в его восприимчивом сознании остановки у церкви, куда бабушка с Ариной Родионовной и внуками заходила поставить свечку. А гроза, однажды застигнувшая их в Одинцове, когда молния расколола дерево. Или того, как они осенью после дождя застряли в грязи при переезде через ручей, (протекавший по нынешней улице Чикина) и у телеги отвалилось колесо.
Впечатления объединялись, ассоциировались с теми ранними детскими, которые формировались у него в 1805-1810 годах, когда он через Мамоново, Одинцово, Перхушково, Вяземы ездил в Захарово и видел, что рядом с их повозкой "Шли тучи конные, брадатая пехота" (и пушек медных светлый строй) - так двигались войска, направлявшиеся по старой Смоленской дороге к полям сражений.
Спустя почти двадцать лет Пушкин на короткое время еще раз приехал в Захарово. Опять ехал по той же Смоленской дороге. Он видел полосатые версты, редкие курные избы, холмы, поля и рощи. Опять проезжал через Одинцово, но это было совсем другое, незнакомое ему Одинцово. Церковь казалась громадной. Столбовая дорога, холмистая и грязная, с пустыми сторожевыми будками.
Позже названия окрестных сел и деревень встречаются в пушкинских произведениях: "...были и колбинские, эахарьевские, приказчица с дочерью, хлупинские", - рассказывает своей барышне о сельском празднике Настасья в повести "Барышня-крестьянка". А в трагедии "Борис Годунов" хозяин корчмы объясняет Григорию Отрепьеву (Самозванцу) дорогу на Литву знакомым с детства Пушкину языком: "...Вот хоть отсюда свороти влево, да боро иди по тропинке до часовни, а там ишшо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево..."
18.189.186.247
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: