"Благовест"

13 февраля 2002, 12:36

Международные Рождественские образовательные чтения


Пять тысяч православных и светских педагогов из различных регионов России и стран СНГ, в том числе с Украины, из Белоруссии, Латвии и Эстонии, принимали участие в работе традиционного образовательно-катехизического форума, открывшегося в Москве 27 января 2002 года.
Торжественному открытию Чтений предшествовало Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя.
Затем в Государственном Кремлевском Дворце состоялось открытие X Международных Рождественских образовательных чтений. С приветственным словом к участникам форума обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Было оглашено приветствие руководителя Администрации Президента РФ А.С.Волошина. В послании, в частности, отмечается, что Рождественские чтения стали заметным явлением в общественной и научной жизни страны. "Высокий авторитет вашего форума, богатое содержание проходящих дискуссий обеспечиваются участием в них видных представителей Русской Православной Церкви, светских научных кругов, государственных учреждений и общественных организаций. Образовательная и миссионерская деятельность Церкви, ее социальное служение заслуживают всяческой поддержки и глубокого осмысления", - говорится в послании.
На торжественном открытии Чтений выступили Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, министр образования Российской Федерации В.М.Филиппов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцев, президент Академии образования Российской Федерации Н.Д.Никандров, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, представители органов государственной власти и общественных организаций.
Работа православного форума продолжилась пленарными заседаниями в здании мэрии Москвы. В рамках Рождественских чтений прошли также около шестидесяти конференций и "круглых столов" по проблемам церковной и общественной жизни, вопросам религиозного образования.
Завершилась работа Международных Рождественских чтений 1 февраля торжественным заседанием, посвященным десятилетнему юбилею этого форума.
"Не препятствуйте детям приходить ко Мне" (Мф. 19. 14)

Слово Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II на открытии X Международных
Рождественских образовательных чтений
27 января 2002 года


Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, дорогие братья и сестры!
С духовной радостью приветствую всех вас - людей, посвятивших себя великому и святому делу образования.
Проблемы, обсуждаемые на нашем форуме, актуальны, как никогда прежде. За прошедшее десятилетие они стали общезначимыми. Недаром мы видим здесь руководителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов разных уровней, представителей региональных и местных администраций. Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны и ее выход из затяжного кризиса. На протяжении последних лет мы воочию убедились, как может быть беспомощно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно-нравственный идеал.
Наш народ по-прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошенности. Разве случайно, что почти два миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщилось к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познало душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу, Первоисточнику всякого блага, Зиждителю всякой жизни.
Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор. Чему служить - добру или злу? Богу или маммоне? Своему Отечеству и народу или же сиюминутной выгоде, тщеславию и эгоизму?
Церковь возвещает и власть имущим, и простым людям, и всему роду человеческому: без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения Его заповедей, без нравственных приоритетов никакое внешнее благополучие, никакие знания и технологии, никакие вещи и деньги, никакая власть и сила не способны дать человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Святой апостол Павел пишет: "О горнем помышляйте, а не о земном... Облекитесь, как избранные Божии, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий". (Кол. 3. 2, 12-15). Мир в душе человеческой, мир в семьях и в коллективах соработников, мир в стране и мире немыслим без возрождения духовной жизни.
Сегодня мы проходим трудный путь очищения от скверны, от всего, что затемняет подлинный лик Русской земли. В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Но свобода, обретенная людьми, не должна смениться рабством греху и пороку. "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти", - мудро остерегает апостол (Гал. 5. 13).
Борьба добра и зла ныне достигла чрезвычайной остроты. Если раньше зло предпочитало действовать исподтишка, под покровом ночной тьмы, то теперь оно вышло из подполья и уже почти не прикрывается маской блага и пользы. Зло заявляет о себе все громче и откровеннее, претендуя на то, чтобы стать непререкаемой нормой общественной и личной жизни. Мы пережили период длительного насильственного отторжения от Бога. И на собственном опыте знаем, как внутренне обеднена жизнь, лишенная соприкосновения с Творцом. Все больше понимает это и западный мир, немалая часть которого в свое время добровольно отреклась от Бога, провозгласив себя постхристианским обществом.
Впрочем, теракты в Соединенных Штатах изменили отношение американцев к нравственному содержанию культуры. Были положены на полку десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия. На американском телевидении сейчас стараются показывать больше программ, вызывающих добрые чувства, пробуждающих патриотизм и сочувствие к страждущим. Приходит понимание того, что увиденное на экране может воплотиться в реальности и обернуться тысячами погибших.
А у нас по-прежнему любое выступление против пропаганды насилия, разврата, цинизма пытаются объявить посягательством на свободу самовыражения. Но недаром многие люди, православные и неправославные, верующие и неверующие, возмущаются такими передачами, как шоу "За стеклом". Подобные программы душевредны не только для обитателей стеклянных клеток, но, может быть, еще в большей мере для подглядывающих за чужой интимной жизнью.
Неблагополучная ситуация в обществе не могла не отразиться и на школе, на ее материальном благосостоянии, на учебном процессе, а прежде всего - на духовно-нравственных основах ее бытия. Неразбериха в программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения, такие, как вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую оккультизм и моральный нигилизм несут незрелым душам.
Конечно, всем нам хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Однако физическое здоровье не может достигаться любой ценой, в особенности ценой здоровья духовного. Забота о здоровье не оправдывает насаждения культа силы и гордыни, унижения убогих и немощных, попыток сказать детям и подросткам, что все, чего они ни пожелают, хорошо и правильно, а вековые нравственные нормы, легшие в основу общественного порядка, якобы являются лишь "пережитками прошлого" и порождают "комплексы".
Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и сердца. Вот почему школа, давая знания и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям.
Все шире распространяется наркомания - новая страшная беда молодежи и всего нашего общества. Этот пагубный недуг растет как снежный ком, поглощая новые и новые жертвы. Одними административными мерами справиться с ним невозможно. Только укрепляя внутреннюю целостность человека, его духовный стержень, можно одолеть эту беду.
Уже не раз с этой трибуны приходилось говорить о развращающих детей программах полового воспитания, которые ничего, кроме вреда, принести не могут. Сумеют ли дети, растленные с малолетства, создать впоследствии полноценную семью и воспитать собственных чад?
Надо с самых ранних лет учить детей бороться с грехом, проповедовать им идеалы целомудрия, чистоты и верности в отношениях между мужчиной и женщиной. Ведь из своего духовного опыта Церковь знает: человек, не умеющий победить блудной страсти, не сможет обуздать в себе и других пороков. Тот, кто заражает детей бациллами разврата в привлекательной упаковке удовольствия, растит будущих преступников. Недаром сурово предупреждает Господь: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18. 6).
Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, - способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты.
Подобная ситуация и в школе, и во всем нашем обществе сложилась не сама по себе. К ней привели семьдесят лет воинствующего безбожия и пренебрежение традиционными ценностями, усилившееся в последние годы. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, . усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству, нестяжания, самоотречения, подвижничества.
Думается, что пора распространить опыт преподавания "Основ православной культуры" на все государственные школы России. Законодательство нашей страны позволяет вводить данный предмет в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы или в рамках ее школьного компонента. Конечно, для расширения преподавания этого предмета нужны десятки тысяч преподавателей. Они уже готовятся - и в духовных школах, и в Свято-Тихоновском православном богословском институте, и в Российском православном университете, а с недавнего времени также в рамках высшего теологического образования в светских вузах. Очевидно, следует начать готовить соответствующие кадры в пединститутах, университетах, институтах повышения квалификации. Необходимо, чтобы преподавание "Основ православной культуры" было поставлено на достаточно высокий уровень, дабы духовное наследие народа не оставило безразличным детские сердца.
И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ.
Во многих школах уже осуществляется добровольное православное образование и воспитание. Такая практика нуждается в расширении. Причем она никоим образом не ущемляет прав национальных и религиозных меньшинств - мы будем только рады, если они смогут реализовать возможность религиозного обучения в рамках государственной системы образования, и такая возможность должна быть перед ними открыта.
Огромную роль играют православные гимназии, лицеи и иные подобные школы, которых становится все больше. Убежден, что они достойны самой широкой государственной поддержки, равно как и воскресные школы, успешно действующие при сотнях приходов и монастырей.
Дорогие участники чтений! Православие - вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений. Это жизнь, наполненная любовью ко Господу и к людям, добрым отношением ко всему творению Божию. Утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, все еще очень малочисленного, но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле.
Еще совсем недавно подавляющее большинство детей и взрослых было не по своей воле лишено великой духовной радости о Воплотившемся Спасителе. И как отрадно видеть, что сегодня души множества людей, еще пребывающих во мраке неведения Истины, вновь тянутся к теплу и свету Вифлеемского очага. Будем всегда помнить слова Христовы: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19. 14).

18.224.63.123

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
57
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи