Пару слов об актуальном искусстве
Случай 1. Друг-художник год назад отправился в ЦДХ (или в какую-то другую галерею с именем) на выставку современного искусства, а попал на выставку…анусов (а-ля черная дыра). Еще там были фигуры известных людей, у которых вместо лица — половые «принадлежности» и т. д. т. п. Модно? Охотно верю некоторым моим коллегам арт-критикам. Прибыльно? Да. Пошло? Безусловно.
Случай 2. Он же (друг) отправился в местную галерею Долининой — выяснить, возьмут ли его картины (масло, холст) и за сколько. «Оценщица» скривила лицо в гримасе и сказала — ну, а что вы хотите, картинки так себе, мы можем дать 600 руб. Да вы что? Один холст стоит 500. Плюс краски. Таким образом, сама работа просто ни во что не ставится. Извините, до свидания.
Случаи 3,4,5
Сама была на многочисленных выставках (в Манеже. например), перформансах, экспериментальных театральных постановках. И впечатление редко, когда хорошее. Все больше тошнит. Такое ощущение, что всем кажется, будто если в искусстве есть смысл, есть идея, то это не искусство. Во всяком случае, только не современное.
Мой папа, художник-любитель, ярый противник так называемого искусства. И никак не удается его убедить, что инсталляция не всегда бывает бессмысленным нагромождением каких-то предметов. Сама я тоже не могу сказать, что поклонница c. art. Все это как-то больше для фриков, живущих вне этого мира. Хотя за границей все уже давно «осовременилось». И «современное искусство» уже не такое уж и современное. Люди спокойно ходят по выставкам. Как по классическим, так и по необычным. В то время как у нас по-прежнему существует 2 лагеря — тех, кто ненавидит «актуальщину» и тех, кто ее деланно восхваляет, слепо следуя моде. Третьего пока не дано?
От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять, что на ней нарисовано.
– Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, – говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить».
Что-то в этом есть, хоть и сам Дюшан не воспринимал все это всерьез. «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством», — писал он в 1962 г.
Вся фигня остается нам — мы смотрим и не может понять чего в нем хорошего.
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос необходимо уточнить, что именно вы имели в виду под «актуальным» в контексте вашей статьи?
«Актуально» — следует понимать — современно и модно? Или актуально — это то, что беспокоит и тревожит в наш сегодняшний день, те проблемы, которые необходимо освещать и мимо которых невозможно пройти?
И фишка в том, что это настоящая, добротная живопись. Суть произведений Дениса Егельского, по его собственному мнению, в том, что «они о смерти, а значит и о жизни», хотя и посвящены пяти элементам: огню, воде, земле, воздуху и эфиру. И от этого такой сверкающий эффект, который объединяет работы.
«Я (Сергей Наумов) придумал концепцию, Равиль Юсупов слепил фигуру, которую я раскрасил, а Максим Алёшкин сфотографировал два варианта изображения. Я также сделал раму и часть мелких деталей скульптуры на этапе отделки. Таким образом, получилась коллективная работа, продолжением которой будет скульптура (высота 2 м)».
Текст экспликации к проекту:
«Император.
Мы предлагаем Вашему вниманию проект идеального памятника, сочетающего в себе проверенную веками форму (фигуру Августа из Музеев Ватикана) и голову Фантомаса, которая символизирует сегодняшний день (и зависимость сегодняшнего дня от штампов массовой культуры). Необходимость обращения к традиции продиктована устройством нашего восприятия, которое способно опознать что-либо новое как целое лишь сопоставив его с уже известным.
Образ Божественного Октавиана Августа как первого римского императора (Цезарь был лишь диктатором), для последующих изображений императоров играет такую же роль, как единица для ряда последующих чисел — Август всегда будет символом власти и связанных с нею надежд. А маска Фантомаса, закрывая подлинное лицо императора, подчёркивает дистанцию между императором и прочими смертными. Актуальным памятник будет и в будущем, ведь неизвестно кто каждый раз скрывается под маской, но это и сегодня любому понятно, и, безусловно, будет всем понятно и завтра. Так как скульптура вместо известного лица предъявляет маску, которая лишь отсылает к её носителю, то и почитателя и владельца скульптуры нельзя будет упрекнуть в угодничестве и низкопоклонстве. Император как собирательный (идеальный) образ является памятником каждому, напоминая, что любой может стать Императором в обществе равных возможностей. Если такой памятник установить в Москве, то по вышеизложенной причине он не может никого оскорбить, то есть не может идти и речи о его сносе. В силу своей необычности и узнаваемости одновременно, он быстро станет любимым у горожан. Памятник может масштабироваться в зависимости от задач, в гигантском виде, например, может украсить собой курган или остров, а может продаваться как сувенир в качестве миниатюры. Может тиражироваться в любых количествах, если другие города пожелают установить Памятник у себя, может также быть изготовлен в том или ином материале, который заинтересованный город или частное лицо может себе позволить.
Неизвестно, остаёмся ли мы ещё «Третьим Римом», но хочется услышать, что ещё скажет Император Городу и Миру…»
Вот такие есть художники, а воображение есть у каждого! Так что же дерзайте и творите!