Московская дань хану Хуснуллину
За три недели до выборов мэра Москвы власти отдали полтриллиона рублей на проектирование и строительство метро муниципальному проектному институту «ОАО «Мосинжпроект». Ни «Мосинжпроект», ни его новый гендиректор Константин Матвеев никогда не строили метро. Но получили заказ, «опережающий» на 200 млрд руб. трехлетний бюджет метростроек, на который приходится около 300 млрд руб.
С суперофертой очень торопились. Конкурс объявили 31 июля, а 12 августа уже был известен победитель. Если бы проводился полноценный конкурс на генподрядчика по строительству метро, то только на его организацию ушло бы не менее полугода, как это происходит при реализации крупных дорожных проектов. Но власти спешили распределить бюджет до выборов. Чтобы заказ гарантированно достался «Мосинжпроекту», заказчик, ГУП «Мосметрополитен», выдвинул требование для соискателя: иметь годовой оборот в 40 млрд руб. Никто из метростроителей подобным оборотом похвастаться не может. Даже у «Мосметростроя», старейшей метростроительной компании страны, он примерно вдвое меньше.
В феврале 2013 г. в «Мосинжпроекте» поменялся директор. На смену 61-летнему Геннадию Рязанцеву, работавшему здесь с 1969 г., пришел Константин Матвеев, являющийся, как и глава московского стройкомплекса Марат Хуснуллин, выходцем из Татарстана. Там Матвеев работал генеральным директором ООО «Нефтегазинжиниринг», компании, специально созданной для возведения нефтеперерабатывающего предприятия «Танеко» в Нижнекамске. В это время Марат Хуснуллин был министром строительства в правительстве Татарстана и курировал стройку. Но Константин Матвеев никогда не руководил ни метростроительными, ни дорожностроительными компаниями.
Геннадий Рязанцев, впрочем, не ушел на пенсию, а стал директором филиала института «Мосинжпроект», который теперь, собственно, и будет заниматься проектно-изыскательскими работами. А в совет директоров «Мосинжпроекта» вошли люди Хуснуллина. Это Рафик Загрутдинов, сейчас — первый зам Хуснуллина в правительстве Москвы, а ранее в Министерстве строительства и ЖКХ Татарстана; Ирина Романенко, первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики Москвы (работает с Хуснуллиным с 1997 г., с «Ак Барс Инвеста»); Владимир Швецов, заместитель руководителя департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры, шесть лет проработавший в правительстве Татарстана министром транспорта и дорожного хозяйства (в то самое время Хуснуллин был министром строительства, ЖКХ и архитектуры).
Подобное поведение — фирменный стиль работы 47-летнего Марата Хуснуллина. У себя на родине в Татарстане через близких ему людей в советах директоров он контролировал все ключевые госкорпорации, связанные со строительством. Сегодня «Мосинжпроект» напоминает «Татстрой», который при Хуснуллине строил 1 млн м² в год, а с его уходом превратился в банкрота. Разница лишь в том, что «Татстрой» занимался жилищным строительством, а «Мосинжпроект» распределяет заказы на метро и дорожное строительство.
По мнению Марата Хуснуллина, «у российских метростроителей нет опыта работы в крупных проектах строительства метро, когда заранее невозможно точно предвидеть стоимость, например, перекладки коммуникаций, затраты на освобождение территории. Поэтому для того, чтобы построить такой крупный объект, как метро, необходимо было выбрать оператора, который смог бы взять на себя ответственность за весь комплекс работ. Такое решение обеспечивает необходимую скорость строительства и экономию бюджетных средств. К сожалению, никто из рыночных игроков к этому оказался не готов — беспрецедентный уровень сложности проекта и очень большие риски».
Это для АСа