Платья наших матерей

5 342
Суббота, 5 июня 2021, 18:36

Хотел бы поделиться искренним и даже в чем-то тяжелым текстом Натальи Ефимовой, замечательного журналиста.

_______________________

Мой давний друг, писатель, выросший в среде литературных гениев, прочел мою заметку о дочери поэта (прим. — речь идет о Екатерине Рождественской) и не очень, как мне показалось, ее одобрил. Ведь я попробовала сравнить несравнимое. Мы росли слишком в разных условиях. Взгляд на мир, страну, ее прошлое — почти с противоположных ракурсов. А я подумала — может, в этих самых ракурсах и таятся проблемы сегодняшних сложных отношений зрителей, читателей с теми, кто для них снимает и пишет? Рассудите нас, пожалуйста. Стоит ли обращать на это внимание?

********

Гламурные фотоколлекции Екатерины Рождественской мало напоминают этот снимок. Но, видимо, она наткнулась на него, листая старые издания в поисках новых идей.

И написала у себя на странице, на какие тяжелые мысли натолкнуло ее то, что она увидела на фото.

Старая фотография 50-х. Женщина идет из магазина, несет что-то в авоське. Захотела попить, полезла в карман за мелочью. Совсем не старуха, лет ей не так уж много, от силы, 55-60… Ничего особенного. Но как можно было так выглядеть? Не поверю, что это вся ее одежда. Это просто другая психология. Уверена, ей неловко было даже подумать, что можно перед выходом в люди посмотреться в зеркало, причесаться — нет, она же рабочий человек! Не до того тогда вроде как было, другим жили, о другом думали. Вот и выжигали в себе женственность, — ни мужчин, ни женщин, просто работники. Но чтобы до такой степени себя не уважать… Не понимаю. Хотя сегодня могла бы быть в тренде)).

Мы с Екатериной почти ровесницы. Значит, помним что-то общее о молодости наших матерей. Или тоже не стоит сравнивать, поскольку мы росли в разных кабинах социального лифта? О себе я пишу, не стесняясь таёжного происхождения. В рубрике «Судьба» найдете почти всё и я не собираюсь останавливаться.

А вот короткая биографическая справка женщины, с которой мы родились в одной стране в одно и то же время. Юная Катя ходила в детский садик Литфонда. С семи лет изучала английский язык. С девятого класса мечтала стать врачом, но к окончанию школы вдруг изменила решение и поступила в МГИМО. В 1979 году окончила его по специальности «международные отношения». В институте выучила французский язык. После института работала на Гостелерадио СССР, где переводила иностранные передачи на русский язык. Потом трудилась переводчиком художественной литературы. В 1985 году вместе с мужем отправилась на три года в Индию — в корпункт Гостелерадио СССР. Ну, дальше известное увлечение фотографией, потом дизайном одежды, бренд, посвященный отцу «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya».

*******

Мы жили в одном городе, но в разных мирах. Отец, командир стройбата, приезжал домой раз в неделю. Гражданской одежды у него практически не было. Наоборот, братья часто носили его салатовые форменные рубашки за неимением других. Бабушка, приезжавшая к нам время от времени из алтайской Карагайки, носила в основном вещи, пошитые собственным руками (и кукол мне шила из холста), плюшевую кацавейку и полушалок. Когда приехал из Бийска дед Дементий, и отец повел его во Дворец съездов, он с гордостью достал белые праздничные валенки и надел их вместо черных. Незабываемый момент в истории семьи! У деда были козы, и он сам валял эти валенки из их шерсти.

Мама окончила офицерские курсы кройки и шитья. В доме стоял настоящий женский манекен на ножке. С крупными округлыми формами, поэтому субтильных актрис в современном кино про те времена не понимаю. Гонялись за выкройками, рисовали их сами на миллиметровке. Даже платье на выпускной сшила мне мама. И все удивлялись его неземной красоте.

Но когда подряд женились оба брата, маме пришлось забрать страховку, которая была у нее чем-то вроде сберкнижки. (На самом деле по нашим пятиэтажкам ходила душевная страховщица, они любили с матерью поболтать на кухне. Вот она ее и уболтала, и заходила потом на чай каждый месяц.) Но все равно после свадеб я оказалась без осеннего пальто. И мне принесла его соседка сверху — моя учительница биологии. Не скажу, что мне нравилось это пальто, тем более в нем уже походила ее подросшая дочка. Но было холодно. И спорить было не о чем.

Еще вспомнился мне фильм «Отчий дом», который я очень люблю. Видимо, Рождественская его не смотрела или не поняла. Помните, в самом начале героиня Людмилы Марченко, столичная девушка, с ужасом узнает, что она приемная дочь. А настоящая ее мать живет в деревне. Раздается звонок, приходит, она думает, как раз такая женщина. Молочница с бидоном. И Таня сразу смотрит ей на ноги, медленно поднимая глаза.

Девушка поедет в деревню знакомиться с деревенской мамой в своих красивых столичных платьишках и туфельках. Абсолютно в тренде. Будет смотреться в зеркало и блюсти женственность. Свою мать не сразу поймет и примет. Хотя та будет очень стараться… Мать заметит каждый взгляд, каждый вдох своей дочки, которую искала долгие годы. И как только девушка выбежит на улицу, уберет даже кошку в комод. И скажет деду, что он не понимает:

— Не нравится ей наша кошка. И всё…

Не знаю, как повела бы себя Таня, найдись настоящая мама не в деревне, а, скажем, в Ленинграде. И одета была бы не в ситцевую юбку, а так, как видится Екатерине Рождественской. К примеру, в наряды из Дома моделей. Но, мне кажется, первый сдвиг в сознании героини «Отчего дома» произойдет, когда она посмотрит на портреты на стене и, наконец, удосужится спросить деда, кряхтящего на печке — кто это. И узнает, что это ее семья. Отец погиб в 1943-м. Брат Ваня был тракторист, потом танкист. Убитый. И младшенький Петя тоже погиб. Подо Ржевом. Никто из них не вернулся с войны. Она у своей деревенская матери — женщины с выжженной женственностью, в стоптанных сапогах, полушалке, пошитой руками одежке — осталась одна. Единственная. Деревенская мать с натруженными руками, не «в тренде», в старом пиджаке с мужниного плеча, не скажет ей ни слова. Только горько вздохнет у порога, войдя в избу в этот миг.

Фильм снят в 1959 году. В то время, из которого Рождественская вытащила покоробивший ее снимок. И оскорбила всех наших матерей. Разве не имела я права об этом сказать? Даже если не ходила в детсадик Литфонда.

Я вообще не ходила ни в какой. Нас было четверо. Мы выросли во дворе. В саду, который цвел и зеленел перед домом.

Наталия Ефимова

________________________________

И еще от себя. Прочитал и вспомнил своих бабушек. Вспомнил, кстати, их руки. Какой там маникюр… Какой уход… Но эти руки, руки женщин России 20 века, это же памятник материнской любви, пронесенной сквозь лихие годы, сквозь тяжелейшие времена. Этими руками, которые «не в тренде», они держали мир и оберегали наше будущее. Моя покойная двоюродная бабушка, тётя Таня, рассказывала как летом 1941 года, когда наши жили в железнодорожном доме у станции Перхушково, во время бомбежки вытащила из дома моего отца, младенца, родившегося в феврале того года. А потом на подушке кроватки, где он лежал, нашли маленький осколок…

franz1419
лично#
почему несчастными? вы о чем?
maslov
лично#
ma333: А для них это была привычная жизнь.
Как это «привычная»?
Месить бетон молодой девушке?
Вы сами лично хотя бы 1 день работали на подобной физической работе?
Я думаю, врядли, поэтому и несёте пургу.
ma333
лично#
franz1419: почему несчастными? вы о чем?
О Маслове. Он в своем комменте назвал всех советских женщин «несчастными людьми».
franz1419
лично#
жизнь была не сахар, и я просто преклоняюсь перед этими людьми, и перед женщинами особенно…
franz1419
лично#
Валя Терешкова и понятия не имеет, как жила советская женщина))))
ma333
лично#
maslov: Как это «привычная»?
Месить бетон молодой девушке?
Вы сами лично хотя бы 1 день работали на подобной физической работе?
Я думаю, врядли, поэтому и несёте пургу.
Эта молодая девушка после бетона еще детей 7 здоровеньких родила. Вы думаете, в поле было легче работать? Или на ферме? Но работали, и считали это нормальным. Жизнь была
другая. А вы сегодняшние взгляды распространяете на другую эпоху. Еще бы первобытных женщин пожалели, пещерных медведей обдирать — еще та работенка.
ma333
лично#
franz1419: У них было 11 детей, трое умерли в войну, 8 осталось и все стали людьми.
У моих тоже 11, мальчишек раскидало по разным сторонам в гражданскую, и репрессированные были с другой стороны, и вкалывали они, заново строя жизнь с нуля по нескольку раз. Да только несчастненькими они не были. В этом было их уважение к себе, а не в причесывании перед зеркалом и в маникюре.
zaika
лично#
maslov: Как это «привычная»?
Месить бетон молодой девушке?
Вы сами лично хотя бы 1 день работали на подобной физической работе?
Я думаю, врядли, поэтому и несёте пургу.
Я то клала и месила, УПК и летние каникулы в Мособлстрое 6, бездельник.
А потом, в корыте лопатой ковырять не факт — месить, готовый в ведро класть…
На фото подразобрано уже…
fara
лично#
maslov: Месить бетон молодой девушке?
Эх… Недавно сцепилась с одной рафинированной девицей, которая выросла в музеях и театрах. По поводу детства. Каким оно должно быть.
Скажите, Вы в детстве кидали в лужу карбид? Ловили с дедом карасей? Варили раков или кукурузу? Ели зеленые яблоки?
И вот мне доказывают, что мое практически деревенское детство с садами, курями и поросятами было неправильным.
Потому лично мне такие вот фыркающие в сторону «колхозниц» дамы несимпатичны.
Как говорила моя бабка «Не буде смердіти, не буде і пахнути». 🇺🇦
biunit
лично#
Филиппов, следи за языком. Свинское воспитание пытайся обуздать в публичном пространстве, Иначе буду удалять.
lukanaft
лично#
С момента Фултонской речи Черчилля в 1946 году, его «табаками» производится намеренное искажение исторической правды с целью скрыть и оправдать неисполнение мировых международных соглашений по итогам Второй Мировой войны, нарушение устава ООН и восстановление участников гитлеровской коалиции на средства СССР и Соцлагеря. Кроме этого производится очернение советского народа (носителя суверенитета и единственного источника власти) всяческими пасквильными инсинуациями враждебных деятелей искусства и СМИ, с целью принизить морально-этический уровень советского народа (точно также как гитлеровскими захватчиками), в то время как за всем этим стоит и скрывается наглое предательство хозяев западных государств и их приспешников. Конечно после всего случившегося буквального ограбления советского народа силой оружия, эти действия расцениваются не иначе как насмешка и оскорбление народа России, который вынужден в суровых условиях восстанавливать своё общенародное достояние. Про эти чудовищные преступления почему-то умалчивается. Но всё-таки тема поднимается, становится актуальной и встаёт вопрос о законном выходе из сложившейся ситуации, а законный выход — это производство санации взыскания с должника всей упущенной народом России выгоды, то есть изъятия всего незаконно нажитого имущества на деньги СССР и Соцлагеря (смотри материалы Бреттон-Вудской Валютно-финансовой международной конференции 1944 года).
biunit
лично#
Филиппов, дай ссылку на этот текст. Пока это фейк, поисковик не даёт результатов, Поэтому удалено.
Интернационализм советский ставишь под сомнение?
Не называли никогда негров черножопыми в СССР, насколько я помню.
maslov
лично#
biunit: Филиппов, дай ссылку на этот текст. Пока это фейк, поисковик не даёт результатов, Поэтому удалено.
Интернационализм советский ставишь под сомнение?
Не называли никогда негров черножопыми в СССР, насколько я помню.
Ещё как называли и сейчас называют (даже не только негров).
Никакого «интернационализма» не было-пример отношения «интернационалистов» Армении и Азербайджана.
Ещё пример-называли «воинами -интернационалистами» солдат напавших на соседнюю страну и творившие там многочисленные военные преступления (только убили 1 млн афганцев ни за что).
Лично я был и остаюсь интернационалистом, но чёрное не могу признать белым.
Насчёт ссылки-это был пост в ФБ.
biunit
лично#
Негров так не называли, не надо сочинять.
К ним познавательно-почтительное было отношение. Кавказцев, азербайджанцев да, называли так. И сейчас.
Но в целом у нас, у русских, был настоящий интернационализм. А вражду принесла как раз перестройка…
Про афганцев опять враньё голимое. Ссылка?
maslov
лично#
biunit: Ссылка?
Сам не способен что ли, поиском не умеешь пользоваться?
С тобой спорить-пустая трата времени…
Да и на портале постоянно проскальзывает «black ass» (больше конечно к собратьям-интернационалистам)…
Тебе хоть кол на голове чеши-всё равно не «говорили», хотя комментарий на портале ОИ-это чуть выше чем разговоры в быту…
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи