Религия… марксизма
Мир парадоксален. Наглядное свидетельство этому стоит в самом центре моего города – памятник вождю мирового пролетариата товарищу Владимиру Ильичу Ленину.
Мог ли предположить обычный человек невысокого роста, прототип величественных многометровых изваяний, что идеология марксизма, религией не являющаяся, приобретёт в России черты самого настоящего культа?
По всей стране, по городам и весям, стоят памятники Ильичу. В последнее время их стало немного меньше, но массовой кампании по демонтажу даже не слишком выдающихся монументов не видно. По естественным причинам стало меньше поклонников этого культа, но всё так же по «коммунистическим святцам» приходят они в дни рождения и смерти Ленина, Сталина, а также в день свершения Великой Октябрьской социалистической революции на центральную площадь города возложить цветы и провести митинг-обряд. В руках – красные хоругви, иконы-портреты.
Так же точно собираются поклонники этого культа и в других городах и весях, к своим капищам, под ноги к указующему куда-то перстом изваянию. Здесь есть даже свои пастыри, может, и называющиеся иначе – типа секретаря партийной ячейки, но, тем не менее, исполняющие все традиционные обязанности старших жрецов.
Доходило до забавных вещей – в советские времена школьникам в порядке антирелигиозной пропаганды рассказывали о нудной зубрежке закона божьего в дореволюционных гимназиях. Но при этом обязанностью советских школяров было изучение ленинских статей... Статьи, разумеется, детям давали не все – в те времена и взрослым-то не все ленинские статьи можно было свободно прочитать (еще один парадокс этого сумасшедшего мира!). Для изучения в школе их подбирали под темы по истории или литературе. Но написаны-то они были не для школьников. Получалось нудно, а если еще и конспект заставляли писать – вообще мучение… Чем не закон божий? Да, Ленина не читали, его «изучали» и конспектировали.
Те времена ушли, но в столице страны до сих пор в специально построенном мавзолее хранятся «нетленные мощи» вождя – как одна из святынь… Святынь чего? Религии марксизма? Вот ведь бред!
Ну как, ну почему абсолютно атеистическая идеология марксизма умудрилась приобрести такие ясные и наглядные черты религиозного культа? Да и – можно ли вообще считать ЭТО марксизмом? Застывшее, косное, окостенелое, догматичное? Всякую попытку переосмысления наследия классиков марксизма воспринимающее как еретический «уклон»? А ведь Ленин писал – «марксизм не догма!»
И где это написано у Маркса, Энгельса, Ленина – про захоронение коммунистических вождей в мавзолеях и про создание сонма гранитных, мраморных, бронзовых истуканов?
Нынче, правда, началась другая тенденция. Коммунистического святого представляют демоном, кровавым деспотом, тираном и душителем, угнетателем свободы. Довелось наблюдать бюст вождя в Сергиевом Посаде, измазанный красной краской – её оттёрли, но следы всё равно остались. А кое-где памятники прошлому вождю валят с постаментов – ни дать, ни взять, как перуновы столбы тысячу лет назад. Он, и только он виноват во всем плохом, что случилось с нами за минувший бурный век. Ой ли?
Просто так империи не разваливаются. Уничтожить их не под силу одному человеку, даже гению, – его просто выносит на гребень волны, что даёт право кому-то именовать его вождём, кому-то – тираном. Вряд ли предреволюционная Россия была тем сусальным раем земным, который любят рисовать нынче иные любители монархического строя. Может, и кромешным адом она тоже не была, но… Народы не восстают просто так.
Мне кажется, несправедливы попытки приписать Ленину славу душителя религиозной свободы. Ведь при нём «душили» не всех верующих. Тот, кто изучал историю различных религий, знает, что в послереволюционной России вплоть до 1927 года очень неплохо себя чувствовала себя такая ветвь протестантского христианства, как баптизм. Издавались журналы, газеты, создавались молодёжные организации, произошёл серьёзный прирост адептов, в связи с тем, что велась активная миссионерская работа. В дальнейшем, правда, и баптисты сполна хлебнули свою долю репрессий – но уже не от Ленина.
Причин такого избирательного отношения называется много. К примеру, такая: большевики в первые годы после революции вполне лояльно относились к тем, кто подвергался гонениям при прежнем режиме, а баптистов при царе преследовали довольно жёстко. Кроме того, у баптистов попросту нечего было реквизировать – ни землями, ни ценностями, ни монастырями они не владели.
Получается, столкновение большевиков с православной церковью было не столько религиозным, сколько идеологическим – как с конфессией, поддерживающей прежний режим. И экономическим – в плане реквизиции церковных ценностей.
Ну, а об уроках, которые преподал Ленин, стоит задуматься и сейчас. Почему так охотно массы бросились исполнять волю вождя – не только в отношении ненавистных помещиков и буржуев, но и православного христианства? И это в стране, которая считалась столпом православия, гордо именовала себя третьим Римом – а четвертого, мол, и не будет… Неужели – скверный российский народец в том виноват, лишь притворявшийся глубоко верующим? И нет ли во всем, произошедшем со страной в 1917-м году, вины церковных иерархов, равной с виной тогдашнего правящего класса, не удержавшего власти? Ведь вызовы времени нужно уметь видеть всем.
Главный же вопрос - надо ли сегодня повторять ошибки прошлого, и пытаться сегодня вновь, на ином уровне возродить формулу «Православие, самодержавие, народность»? Будет ли это верным путём?
Видно когда был на комсомольской работе - опух от халявы и ленился историю изучать !!!
Памятник - фиг с ним, пусть стоит. Если только не придумают, что взамен поставить, но как-то никаких идей не приходит. А то уберут Ленина, поставят Солнцеликого Пу, получится шило на мыло.
В общем, заметка правильная, но ничего особенно нового в ней нет. Эти вопросы любой человек с мозгами уже сам себе задавал.
Кстати, по поводу религии интересная заметка "Этологические корни суеверий, верований и древних религий":
А третий-то кто? Я, Гошко.... А! Янс, наверное? Понял, понял...
С вашими мозгами - к доктору, к доктору, товариСч! Ваши бредни только ему подвластны.
По поводу третьих, четвертых, пятых - считаться нужно со всеми. Собор поставили на
СТАРОЙ Смоленской дороге. Храмы - тысячелетняя история, а не политика. По советским
еще законам бюсты ставили на родине, пусть закопают по пояс этого "геракла" на могил-
ке. Не нужно сравнивать, простите, хрен с пальцем (вынудили, млин). Подчеркиваю -
этот истукан в угоду сотне-другой человеков в целом городе!
почему вы считаете, что не нужно считаться с теми третьими?
Большего, что сказала выше, ничего сказать не могу.
Три богатыря
______
Кстать, с замечанием Баси про памятник "не на месте" для 100 человек - действительно, некоторые аналогии прослеживаются..
Все, малчу, малчу...
Так что эта... Религия - опиум для народа, только сейчас уже не нужная, потому что теперь телевизор - опиум для народа.
вы не такой уж и аполитичный человек, как говорите
у вас есть свой стандарт, в вашей "философии"
McWolf: Религия - опиум для народа
Но не вера Православная !!!
Тут возможны варианты. Любая религия - это инструмент и её применение зависит от носителей. Можно открывать приюты, а можно крестовые походы устраивать или сигареты беспошлинно ввозить. И всё под одними и теми же флагами.