Артемий ТРОИЦКИЙ — о концерте 12 июня на Красной Площади: «Рок умер давно, но похороны прошли пышно»

843
Вторник, 15 июня 2010, 23:30

В 81-м году «Аквариум» впервые спел веселую песенку «В поле ягода навсегда!», цитировать которую сегодня не только неуместно, а, пожалуй, даже и банально:

 

Настанет время — сбудется мечта.

Наши люди займут места.

И под страхом лишения рук и ног

Все кругом будут слушать

Один только рок!

 

Наверняка многие вспомнили эти строчки Гребенщикова, прожив долгие праздничные выходные 12-14 июня, начавшиеся рок-концертом на Красной площади, который транслировался впрямую и вкривую на разных каналах, включая «Россию-1», и завершившиеся фестивалем «Рок над Волгой» по Первому каналу!

Что сработало, как мина замедленного действия, — трех- или четырех-пятилетней давности встреча Суркова с рок-звездами? Или общеизвестная симпатия Медведева к Deep Purple и Black Sabbath? Или совсем недавний диалог Шевчук-Путин? Понятия не имею. Да и делать глубокие выводы не советую.

 

Государственной музыкальной идеологией России была и незыблемо остается ТАФТА — музыка для увеселения быдла и успокоения начальства, бессмысленная и беспросветная в своем убожестве и производимая, как известно, на «фабриках». Парадигма попсы практически до деталей отражает российское и государственное устройство: бездарные вороватые кукловоды — продюсеры (это администрация); дрессированные крепостные артисты (это наша Дума); всесильное телевидение и зомбированное население. Попса — это реальная матрица, и, когда под занавес «рок-десанта» под стенами Кремля во исполнение опопсвленного в духе Глюкозы гимна России на авансцену вышли Расторгуев, Валерия и прочие попсовые паханы и мамки, рокеркáм оставалось только подобострастно подвывать.

 

Далее, если абстрагироваться от государства, то народной музыкальной идеологией (или, скорее, стихией) была и остается просто ПЕСНЯ — мелодичная, душевная, с несложным, но цепляющим посылом. Кому-то ближе эстрадная советская, кому-то блатной «шансон», кому-то Высоцкий. Рок каким-то краешком сюда тоже залезает. Какой же караоке без «Группы крови», «Нового поворота» или «Осени»? Но залезает неглубоко…

 

Так с какой такой стати рок-поползновение? Полагаю, что ни с какой. Это сродни модернизации, инновации и нанотехнологии — ибо вкус сезона. Попробовать и выплюнуть. Что касается до отчетливо сформировавшегося у нас клана услужливых «госрокеров» («Чайф», «Звери», «Машина (увы) времени», «Би-2», Гарик (увы, увы) Сукачев…), то порицать их как профессионалов абсолютно не за что. Было время, когда дух рока предполагал независимость и протест, а эстетика рока — новаторство. Все это давно рассеялось, причем в планетарном масштабе. И никакого «рок- движения» тоже нет, потому что одних движет на задворки попсы, других в новое искусство, третьих — в песни протеста. Если по-честному, то слово «рок» по отношению к актуальной музыке я бы вообще уже не употреблял.

 

Так же, как джаз окончательно оформился в настоящую «музыку толстых» и даже обрел свое человеческое воплощение в лице Игоря Бутмана, рок с годами стал чем-то вроде «музыки волосатых». А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки.

 

Артемий ТРОИЦКИЙ, обозреватель «Новой»

Новая газета

15.06.10Артемий Кимович

Barmaleikin
лично#
Вот это интересно обсудить: «А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки».
Кто это?
Dod
лично#
Barmaleikin: Макаревич в «Правом деле» вроде состоял. Даже песняк свой переделал, что-то там и каждый правый имеет право и так далее. Выступали на баррикадах, боролись против ГКЧП. Был за Ельцина, после Ельцина был за Путина. Верный слуга режиму.
Выступать на баррикадах против ГКЧП — значит быть верным слугой режиму? Какому режиму? И кто из музыкантов в августе 91-го был против Ельцина? И как можно «быть за Путина», состоя при этом в каком-то там «вроде Правом деле»?
Barmaleikin: А Троицкий — не надо, это давно известный человек.
Да и хрен бы с ним. При чём тут Троицкий? Есть музыка и есть её слушатели. Третий — лишний.
gorkaya_pravda
лично#
Barmaleikin: Вот это интересно обсудить: «А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки».
Кто это?
Ну я очень люблю Барто, еще до того как Троицкий тоже начал хвалить эту группу.
Так на вскидку еще допустим могу Нежное Это назвать из относительно новых
Barmaleikin
лично#
Dod: И кто из музыкантов в августе 91-го был против Ельцина?
Людмила Зыкина, а чо?
Barmaleikin
лично#
Dod: И как можно «быть за Путина», состоя при этом в каком-то там «вроде Правом деле»?
А вот это запросто. Они там на самом деле все за Путина.
gorkaya_pravda
лично#
Barmaleikin: А вот это запросто. Они там на самом деле все за Путина.
Гы)) +1
Dod
лично#
Barmaleikin: Людмила Зыкина, а чо?
И чо про неё Троицкий говорит? Что она тоже «верная служанка режима»?
Barmaleikin: А вот это запросто. Они там на самом деле все за Путина.
Да? А против-то кто? Один Шевчук?
Гм…Так ведь и Басаев в своё время Белый дом защищал, типа «за Ельцина» был. Выходит, зря его грохнули?
gorkaya_pravda
лично#
Dod: Да? А против-то кто? Один Шевчук?
Вопрос ведь не в за или против режима.
Вопрос в том, кто отметился говнопиаром, а кто нет. Ведь это сборище на Красной площади и на Волге проходило не просто так, а именно под флагами прокремлевского путенюгента — их показывали по телевизору настойчиво и вообще было полное впечатление, что это некий предвыборный концерт.
И следовательно все кто в нем участвовал попали в круг говнопиарщиков, что их не красит — они ж не по любви пиарили путенюгент и ЕдРо, а за бабло…
Вот потому так брезгливо о них теперь и отзываются.
gorkaya_pravda
лично#
Нормальный человек, приехавший выступить на рок фестивале вышел бы петь увидев политические флаги? Это ж не митинг какой. А получилось что вся эта шобла пела на митинге МГЕР. Вот и все!

Попробовал бы кто-нибудь из оппозиции поднять свой флаг на рок концерте!!!!
prAteh
лично#
gorkaya_pravda: Нормальный человек, приехавший выступить на рок фестивале вышел бы петь увидев политические флаги? Это ж не митинг какой. А получилось что вся эта шобла пела на митинге МГЕР. Вот и все!
В наше время-то? Легко. Главное, чтоб оплата была.
gorkaya_pravda
лично#
prAteh: В наше время-то? Легко. Главное, чтоб оплата была.
Ну так именно об этом и пишет Троицкий, даже оправдывая их в чем-то:

порицать их как профессионалов абсолютно не за что. Было время, когда дух рока предполагал независимость и протест, а эстетика рока — новаторство. Все это давно рассеялось, причем в планетарном масштабе. И никакого «рок- движения» тоже нет, потому что одних движет на задворки попсы, других в новое искусство, третьих — в песни протеста. Если по-честному, то слово «рок» по отношению к актуальной музыке я бы вообще уже не употреблял. ©
Matthaus
лично#
Цитата: Что касается до отчетливо сформировавшегося у нас клана услужливых «госрокеров» («Чайф», «Звери», «Машина (увы) времени», «Би-2», Гарик (увы, увы) Сукачев…), то порицать их как профессионалов абсолютно не за что.
Мне всегда смешно, когда группу «Звери», поющую абсолютную чушь про любовь-морковь для прыщавых подростков, причисляют к рок-музыке. Тогда и «Иванушки Интернешнл» тоже рок-музыка.
Шахрин со своей группой начали сдуваться в середине 90-х, когда начали активно прогибаться под власть. Теперь это «пропутинский рок». «Би-2» изначально космополиты, их и осуждать особо не за что. А вот за Гариком особых реверансов в сторону власти не замечал.
gorkaya_pravda
лично#
Matthaus: Мне всегда смешно, когда группу «Звери», поющую абсолютную чушь про любовь-морковь для прыщавых подростков, причисляют к рок-музыке.
А просто их не знают к кому отнести.
А если учитывать все вышесказанное, то раз социального контекста теперь нет — главное музыка. А «Звери» лобают что-то все же более близкое к року, чем к другим музыкальным направлениям
Ну не Шансон же они?
gorkaya_pravda
лично#
Matthaus: А вот за Гариком особых реверансов в сторону власти не замечал.
сама удивлена.
Ну видать это алаверды Медведеву, за то что тот его с юбилеем поздравил… Разве что это объяснение…
Ну или может Ипотеку какую взял.
Dod
лично#
gorkaya_pravda: Вопрос ведь не в за или против режима.
Да? Тогда ещё раз читаем:«Государственной музыкальной идеологией России была и незыблемо остается ТАФТА — музыка для увеселения быдла и успокоения начальства, бессмысленная и беспросветная в своем убожестве и производимая, как известно, на «фабриках».»
И тут же:«Что касается до отчетливо сформировавшегося у нас клана услужливых «госрокеров»…»
Это как это? Попробуйте-ка примерить эту самую ТАФТУ на этих самых «госрокеров». Ничего не получится. Либо все они должны были выйти из какой-то «фабрики» и вся их аудитория — отнюдь не «прыщавые юнцы, заметим! — быдло, либо Троицкий, мягко говоря, увлёкся и пытается «отделить овец от козлищ» именно по принципу «нонконформист — значит, гений, а спел под флагом ЕР — говно».
Люди, которых он (возможно, сам того не желая) пытается опустить, не нуждаются в говнопиаре, да и вообще ни в каком пиаре не нуждаются, они давно уже состоялись. Даже если бы они никогда в жизни не вышли на сцену под эгидой ЕР, они всё равно всегда будут собирать полные залы на сольные концерты. А вот то, что он «рекомендует слушать», то, что куда-то там «попёрло» (откуда что берётся?) — вот с этим ещё очень большой вопрос. Ему нравится? Ну и слушай на здоровье! Но если они будут петь плохие песни, если всем остальным они не понравятся, то и никакой говнопиар на фоне медвежьего флага им не поможет.
В своё время Лещенко (да и не он один) пел «не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым». Дерьмо? Наверное. Но у кого язык повернётся назвать его «верным слугой режима»? Разве что у того же Троицкого. Он, что, плохой певец? Отличный. Неталантлив? Очень даже талантлив. Ну, и всё. Этого достаточно.
Так при чём же тут «госрокерство» и «говнопиарство»?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи