О Трушевском, дружбе, взаимопомощи и сделках с собственной совестью
Хочу предложить поговорить на одну остро обсуждаемую сегодня общественную тему.
Итак, на днях суд вынес приговор художнику Трушевскому — 5 лет колонии общего режима за изнасилование 17-летней студентки.
Полностью подробности этой истории можно прочитать здесь
Блогосфера в своем отношении к произошедшему была на редкость единодушна во мнении, что Трушевский — мудак и поступил плохо, обсуждать сегодня эту тему бессмысленно — свою оценку его поступкам и общество и правосудие вынесло.
Но во время активного обсуждения друзья — защитники Трушевского выдвинули лозунг «Трушевский — мудак, но это — наш мудак!» Понятно и объяснимо желание его друзей защитить и поддержать попавшего в тюрьму сотоварища. И я даже не склонна осуждать их за это. Хотелось бы поговорить вот на какую тему — так ли сами эти его друзья невиновны в том, что произошло с ним?
Не сказал ли каждый из них в свое время сам себе и своей совести втихомолку именно эту фразу: «Да, он мудак и поступает по мудцки, но он вроде как мой друг, да и зачем вообще я буду вмешиваться в личную сексуальную жизнь его — это неприлично как-то, в конце — концов. Если дело зайдет дальше, то милиция его остановит…»
Так кто тогда этим попустительством спровоцировал Трушевского, а теперь ищет виноватых в этом везде, кроме самих себя?
Очень обыденная ситуация — во всяком преступлении оказывается две стороны пострадавших от рук преступника — это конечно в первую очередь пострадавшая де юре сторона со всеми ее социальными взаимосвязями. А так же социально связанные с преступником люди, которые к нему хорошо относятся — для них происшествие не менее сильное горе, чем для пострадавшей стороны. Выигравших нет.
Одна сторона страдает от горя, вторая же от того, что в свое время заключила со своей совестью негласный маленький договорчик, который привел к большому несчастью.
Мне очень важными показались в этом смысле высказывания на Снобе одной дамы:
Александр Мансилья-Круз: Совершенно поразительна эта уверенность подсудимого в «в благополучном для себя исходе». Эта убеждённость в собственной безнаказанности переполняла и вышеупомянутый пост в жж, и, кажется, вообще поведение Трушевского. Понятно, когда такие аберрации возникают у детей министров и президентов, но откуда она взялась в этом случае? Полная загадка для меня.
Варвара Бабицкая: Саня, эту уверенность хорошо объясняет тот факт, что все друзья Трушевского предпочитали не обращать внимания на то, как он в соседней комнате «жестит с бабами» (используя формулировку его защитника Антона Николаева), а первого, кто вмешался, ославили стукачом. Откуда бедному мальчику было знать, что он что-то делает не так?!
Александр Мансилья-Круз: Но бедный мальчик всё же должен был подозревать о существовании УК — хотя бы ПОСЛЕ того, как ему было выдвинуто обвинение? Неужели пацанские понятия могут настолько вытеснить все остальные представления о мире? Он же не из горного села приехал, грамоте обучен.
Варвара Бабицкая: Ну как, ты тоже правила дорожного движения знаешь. Но если ты не видишь ничего дурного в превышении скорости — это такая игра: ты превышаешь, а смешные люди с полосатыми палочками тебя ловят. Если поймают — они выиграли, получают пятьсот рублей, все обменялись нежными улыбками и расстались до новых встреч. Ну все же все понимаем, пацаны, ну вы че — ну еще мы будем, цитируя Трушевского, «обращать внимание на эротические предпочтения всяких дур»! Давайте, пожурите, у вас работа такая — дайте условно, и до новых встреч…
(
Вчера, к примеру, в шоу у Малахова было очень видно, как сочувствие вызывали обе стороны (история шла о пытках и избиении в одной военной части) — и мама потерпевшего и мамы преступников — все практически из одного социального слоя, все бедны, несчастны, потеряны и не знают что дальше будет с их сыновьями.
Между тем обвиняемые сыночки вообще не понимали, видимо, что поступают как-то плохо, снимали свои «подвиги» на видео, выкладывали их в сеть, не ожидая общественного порицания — т. е. где-то кто-то явно им чего-то недообъяснил, недопоказал реального общественного отношения к данной мерзости, раз они были уверены, что их не осудят.
Т. е. и Трушевский, и эти солдатики жили в придуманном их друзьями мире, где такие поступки — мелкие невинные тараканчики. В принципе все это делают и на самом деле никто этого не осуждает. Результат для них оказался очень плачевным.
И вот именно в свете этого к меня возникают большие сомнения: Кто больший друг тому же Трушевскому — тот, кто заключил в свое время сделку со своей совестью и не высказал в открытую своего отношения к такому поведению товарища, или же вообще тот, кто вызвал милицию до того, как Трушевский умудрился убить свою очередную жертву сексуальных игрищ и сесть уже после этого очень надолго?
У меня нет ответов на все поставленные вопросы. И я тоже, как и все, заключаю иной раз сделки со своей совестью ради того, что бы с кем-то не ссориться. И я буду помогать всеми способами оступившемуся товарищу смягчить наказание, если его на чем-то поймают. Но вот ведь в чем вопрос — не будет ли данное мое поведение на самом деле попыткой не защитить товарища, а защитить пачки договоров с собственной совестью, которые накопились внутри меня?!
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
Совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Фонвизин Д. И.
Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
Маркс К.
Самое главное украшение — чистая совесть.
Цицерон
Если гурия страстно целует в уста, Если твой собеседник мудрее Христа, Если лучше небесной Зухры музыкантша — Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!
Омар Хайям
Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
Шопенгауэр А.
«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.
Маркс К.
В вопросах совести закон большинства не действует.
Ганди М.
Думай больше о совести, чем о репутации.
Публий
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
Гельвеций К.
Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
Овидий
Когда избрал ты верный путь, Судьей тебе лишь совесть будь!
Сакс Ганс
Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.
Вольтер
Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.
Гегель Г. Ф.
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.
Аристотель
Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.
Публий
Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.
Петр Первый
и еще много умного
Доренко сегодня двигал теорию, что дети — это маленькие рабы взрослых, кстати.