По заснеженной шведской равнине

1 080
Вторник, 27 февраля 2018, 10:31

Тема транспортной доступности периодически возникает в обсуждениях на портале, и преимущественно в негативном ключе. Частенько предлагается сравнить с тем, как устроен общественный транспорт в других странах.

Устроен он, если в целом (исключительно на мой персональный взгляд), совершенно не так, как в России.

Но это не так — десятилетия, если не сотня уже лет формирования удобной, общедоступной и, я бы сказал, ориентированной на человека, совокупности транспортной инфраструктуры.

Ваять эссе в поезде из региона Даларна в аэропорт Стокгольма не очень удобно, однако несколько буквально штрихов, характеризующих, например, доступность передвижения по железным дорогам Швеции. И, как мне кажется, это также характеризует и самоуважение шведов к себе, к своему образу жизни, и уважение к каждому другому человеку. Обратите на это внимание, если захотите снова рассказывать про шведский социализм, забыв о том, что этот т. н. социализм формировался не решениями властей (как принято ожидать у нас манны небесной от властителей), а совокупным трудом и общества, и порождаемых обществом управленцев.

Всё, что этим совместным трудом нажито, шведское общество бережёт и улучшает.

Всё для человека, как говорится.

Билеты. Легко приобретаются онлайн. Я покупал билеты, как обычно, сидя в трениках за утренним кофе в Дубках, выбирая наилучшие пересадки, варьируя маршруты, вагоны и места. Выбрал, оплатил, получил на почту билет и привет!

Можно выбрать невозмещаемый, или возмещаемый, немного подороже, но тогда ты имеешь возможность что-то менять в бронировании. Потом забавно наблюдать, как, где-нибудь в двух сотнях километрах от Стокгольма контролёр, любезный и улыбающийся, сканирует код и говорит thank you Vladimir.

Поезда. Ходят по расписанию, чисты, светлы и теплы. Туалеты как человеческие туалеты, едешь ли ты в двадцатиминутном маршруте, или составном, за тридевять земель — чистота туалетов как абсолют. Места продают только сидячие, ты можешь выбрать конкретное место. Удобные отсеки для багажа, для лыж, велосипедов, чемоданов. Есть вагоны тишины, специальный значок показывает — тсссс… (хотя шведы сами по себе не оручая нация). Удобные сиденья, вайфай тянет отлично. Песен с гармошкой никто не поёт, денег на билет до Кишинева не просят.

В буфете напитки, включая вино, покушать нет проблем. При этом, если ты покупаешь кофе, то в течение всей поездки можешь брать кофе ещё бесплатно. Я в шутку спросил, а если я выпью два литра? — no problem Sir, you are welcome!

Инфраструктура. Швеция — страна северная. Соответственно, климат, осадки и прочее. Людям нужна крыша, тепло и проч комфорт. Вокзал в маленьком городке Мура (Mora), совершенно обычный вокзальчик для шведов, в нашем городе смотрелся бы как творение Гауди. Я бы сказал, нелепо… В этом вокзале, скромно-красивом, типично по-шведски удобным, есть всё, что нужно для пассажира, ожидающего поезда. Более того, вокзал — часть транспортного узла (а в городе живёт около 20 тысяч…), и там же под крышей — удобные выходы к автобусам. Опять же — под крышей. То есть ты не стоишь под дождём и снегом. Ты входишь в автобус сухой и счастливый. Табло показывает расписание онлайн, безо всяких безумных крутиковских прожектов… и всё это — работает (простите, трудно удержать от сравнения…). Все двери в этом вокзале открываются. То есть если есть дверь — это дверь, а не место для размещения грязного листка А4 с надписью от руки «Закрыто на ремонт».

Короче. Чтобы точно не вышло эссе, для понимания удобства достаточно.

И вот ещё что — в Швеции нет своей РЖД. Нет своего монополиста. Как минимум четыре, по моим подсчетам, компании управляют транспортом. И всё работает, всё согласовано. Покупая билет из точки, А в точку Б ты, как пассажир, не заморачиваешься, кто тебя перевозит. Ты покупаешь билет, и тебе до лампочки, как там они твой платёж поделят… Ты садишься в поезд и едешь, пересаживаешься и едешь, окружённый элементарными, привычными человеку вещами, не замечая этого комфорта. Потому что это и не комфорт, а нормальное состояние жизнеустройства, в приоритете которого — человек, а не конкретный вождь, утопическая социальная идея, глобальный проект, светлое будущее и проч.

В завершение, напомню, когда-то вычитанное из шведской периодики (частенько вспоминаю, когда слышу воздыхания по шведскому социализму) — «пока вы боролись за коммунизм, мы боролись за чистоту улиц».

Но это уже отдельная тема.

Кстати, если читателям будет интересно, есть занятные наблюдения о сельском хозяйстве Италии в конкретном регионе. Как оно устроено и эффективно работает от италийских царей и Муссолини, до Берлускони и прочих Андреотти. Как, если кратко, не ломать то, что работает, в угоду социальным экспериментам.

Barmaleikin
лично#
vogebor: А, про бортовой номер ИЛа то что?
А ничто. Уже не имеет значения. Арестованные заявили, что наркотики им подбросили США. Все ужимки и прыжки Захаровой потеряли всякое значение, раз так. Зря старались. Всё подброшено.
vogebor
лично#
А, как можно подбросить на борт номер ОДИН кокаин? А, если бы враги вместо кокаина подбросили бабах…
Гость
#
vogebor: А, про бортовой номер ИЛа то что?
Barmaleikin: А ничто. Уже не имеет значения.
Да, Борисыч. Кончилось бурление, остались одни побулькивания. Проехала темка, хомячкам уже не так интересно.
A жаль. Можно было бы еще ветилятор покрутить.
Но мы надеемся на чудо, вдруг посла и вправду заменят...
vogebor: А, как можно подбросить на борт номер ОДИН кокаин?
С чего ты взял, что это был борт №1? В СЛО больше 50 самолетов летают и еще сколько-то на профилактике стоят.
vogebor
лично#
Гость:  С чего ты взял, что это был борт №1? В СЛО больше 50 самолетов летают и еще сколько-то на профилактике стоят.
Здесь уел Ну пусть не №, но отряд всё одно не рядовой — таки дипкорпус пользовал
Гость
#
vogebor: но отряд всё одно не рядовой — таки дипкорпус пользовал
Таки да, но на то и расчет был: не тайком забросить на ходу, a официально, на виду у всех. Диппочта жеж, или че там...
biunit
лично#
vogebor: Ну, пачиму мне всегда приходиться напрашиваться? Вот скажи мне Бью — пачиму?
Я больше так не буду.
itdoc
лично#
fara: Плотность населения в Европе большая, а туалеты — чистые. Ну, кроме уличных бесплатных во Франции, но и то, с голицынским не сравнить. Почему? А почему у них в лифте не принято?
Своими глазами наблюдал в Берлине наглядную агитацию, призывающую не писать на конструкцию остановки общественного транспорта. Было это ещё в 1999 году, турки там уже были в большом количестве, но на агитации нарушитель опознавался, как типичный рейховский европейский панк.
itdoc
лично#
Гость: Но это ладно. Из его поста (точнее, из приведенных им переговоров) следует, что посол Коронелли был в курсе всех дел и начал конить только после смены власти в Аргентине, но в то же время поставки кокаина шли обычно не через Аргентину, a через Уругвай, и что беглый Ковальчук, которого ищут пожарные, ищет милиция, обладает просто феноменальным влиянием на МИД, таким, что может по своему желанию поменять посла на другого, более лояльного к нему.
Это, блеать, я тебе скажу, будет покруче любого кокаина!
В Аргентину Россия летает в принадлежащую ей на праве первооткрывателя Антарктиду. По понятным причинам, российский туризм в заморскую территорию пока не развит, летают люди служивые, тот же Патрушев недавно был. Завести в российское аргентинское посольство России контролируемых англосаксами наркоторговцев и дуть в уши — эффективная операция американских спецслужб. Срут и России и Аргентине, у которой давний конфликт с Британией за острова. Кстати, лодка аргентинская потопла недавно, насколько я слышал, кроме Путина никто помощь Аргентине не предлагал.

С послом проблем нет, на RT вью его смотрите.
soda
лично#

itdoc
лично#
Barmaleikin: Как же они там живут-то? Ни нефти, ни газа, ни бокситов, ни никеля, ни алмазов, ни золота — ничего. При этом после короля Карла 12 больше ни к кому не лезут. Никаких тебе Полтава наш. Может, все-таки в этом секрет? Представьте, если бы российская помощь, прощенная по всему миру, оказалась внутри страны, рабочие собирали бы не бесплатные для местных танки на выкид и пожог в африках и сириях, а были озадачены строительством больниц, детских садов, дорог хороших, мирной техники всякой в России и для России… Как бы мы тогда жили? Может, не хуже шведов? Может, секрет не в том, что шведы такие правильные из себя, а просто мы — идиоты? Заигрались в империю, трясем ржавым оружием, лезем ко всем с советами, как им там жить, тем, кто верит, шлем в подарок танки и войска, вместо того, чтобы заниматься своей необустроенной страной, где огромная территория, где есть нефть, газ, бокситы, никель, алмазы, золото…
Бармалейка, можешь ты предположить хотя бы, почему у высших млекопитающих новокртекс имеет два полушария, не одно, не три и т. д.?
fara
лично#
itdoc: почему у высших млекопитающих новокртекс имеет два полушария, не одно, не три и т. д.?
Билатеральная симметрия, оценивать право-лево. Да собственно передний мозг уже на полушария делится, где-то с миног и миксин.
itdoc
лично#
fara: Билатеральная симметрия, оценивать право-лево. Да собственно передний мозг уже на полушария делится, где-то с миног и миксин.
«Право-лево» — это хорошо, но если б причина только в этом, мы б с Вами не переписывались через ОИ. После «лево-право» ещё, ведь, кое что приобрелось, верно?

Система из двух полушарий — минимальная структура, позволяющая накапливать полезные признаки в процессе отбора. Самцы, выигрывающие конкуренцию за самку, передают накопленные «на их веку», полезные «левополушарные» признаки потомству. Доказавшее своё право на существование «левополушарное мышление» в нескольких поколениях постепенно становится «правополушарным».

С цивилизациями — то же самое. Доказавшая право на существование логика запада становится частью востока. Со временем.

По закону Перемен Запад одолевает Восток.
fara
лично#
itdoc: Доказавшие своё право на существование «левополушарное мышление» в нескольких поколениях постепенно становится «правополушарным»
Ну это немножко условно. Кстати, непонятно, почему зоны Брока и Вернике у большинства людей слева.
Асимметрия вообще, можно сказать, свойство живого. Мы не знаем, почему в его состав входят только одни хиральные изомеры. Ничего, разберемся.
Так и с этим лево-правополушарным мышлением. Наверное как-то мешает алгебра гармони, синапсы не те, нейромедиаторы или еще чего
itdoc
лично#
Говорю о направлении процесса. Скорость, в сравнении с человеческой писаной историей, мала. Примеры из физиологии нужно искать, на память не смогу подтвердить. Но принцип такой.

Ушёл.
fara
лично#
itdoc: Скорость, в сравнении с человеческой писаной историей, мала. Примеры из физиологии нужно искать, на память не смогу подтвердить. Но принцип такой.
Сравнил. Хабилисы, эректусы — там миллионы лет были биологической эволюции, а потом — завертелось в эволюции социальной.
Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы Ты Юра Мал Подожди Немного, А? (кембрий ордовик силур девон карбон пермь триас юра мел палеоген неоген антропоген)
itdoc: Самцы
Да, открытые Х и У хромосомы — двигатели эволюции. У самок отбор не такой жесткий
itdoc: выигрывающие конкуренцию за самку, передают накопленные «на их веку», полезные «левополушарные» признаки потомству
Приобретенные признаки не наследуются. Только отбираются, ну или случайным образом, дрейф генов, принцип основателя, волны жизни — если нейтральные.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи