Заложники бюджетной политики

176
Четверг, 22 октября 2015, 10:02

1

В настоящее время Госдума утверждает только общую сумму доходов бюджета и даже не рассматривает структуру этих доходов. Как формируются доходы, за счет каких источников? — Все эти вопросы находятся вне поля зрения законодателей. Они на эти вопросы не отвечают, поэтому в стране нет законодательного регулирования структуры доходов, следовательно, и влияния на их рост.

Такая практика является основной причиной роста экспорта нефти и газа в последние пятнадцать лет, слабого развития отраслей экономики, высокой зависимости от импорта. Причина последних экономических кризисов, девальвации рубля (в два раза за год) не в «волатильности» мировых цен на нефть, а в «наркотической» нефтяной зависимости нашей экономики.

Страна, располагающая богатыми ресурсами, вместо того, чтобы их перерабатывать в готовую продукцию, как последний алкоголик, распродает «даровое» имущество. Страна, её безопасность, уровень доходов граждан, занятость населения стали заложниками такой экономической политики.

Но до сих пор мы видим натужное бодрячество министров по поводу хорошего будущего экономики через год, другой, третий… А методы управления бюджетом не меняются.

Первое, с чего следует начать, — это с изменения бюджетной политики, которая сосредоточена сейчас на перекраивании расходов, их «оптимизации», как лукаво называют сокращение расходов.

Центр бюджетной политики — это не расходы, а доходы, их формирование и рост. Представьте компанию, которая то и дело «оптимизирует» расходы, но не ищет новые и дополнительные источники роста доходов. Недолго такая компания просуществует. А поставить существование страны, благополучие граждан в зависимость от экспорта природных ресурсов — как это назвать?

Прогнозы доходов бюджета в последние годы всё время строились на росте нефтегазовых доходов, что закрепляло зависимость экономики, включая инфляцию, девальвацию рубля, доходы граждан, от колебаний цен на нефть.

Один из мифов, что ценами на нефть якобы управляет «рынок», баланс спроса и предложения. Глубокомысленно объясняют резкие падение и рост этих цен «запасами нефти в США», «замедлением роста китайской экономики». Как не понять, что «природа не терпит пустоты». На всех этих «свободных» нефтяных, валютных и прочих рынках действуют крупные акулы (банки, инвестиционные фонды, хедж-фонды), располагающие громадными финансовыми ресурсами, которыми умеют управлять, поднимая и опуская цены, курсы валют, акций. Случайного, «рыночного», там процентов двадцать. Остальное — это целенаправленные, управляющие воздействия.

Поскольку сегодня нефтегазовые доходы — это половина доходов федерального бюджета (вот до чего «доуправлялись»), надо поставить задачу их сокращения и роста доходов от развития своих промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства.

В течение ближайших 10 лет надо увеличить доходы от развития экономики не менее чем в два раза (это ежегодный прирост на уровне 7  — тем самым «заместить» все нефтегазовые доходы. Сокращать экспорт нефти и газа, направлять их на развитие своей экономики, а все дополнительные доходы использовать для «народосбережения», роста рождаемости, снижения смертности, улучшения систем образования и здравоохранения, как это делается в Норвегии, Саудовской Аравии. Такую территорию со 150 миллионами не удержать, если не увеличивать численность населения и не создавать рабочие места равномерно на территории страны.

Не надо смешивать «директивность» и «управляемость». Вы можете представить фирму, которая не ставит целью свой рост (объемы выпуска, продаж, увеличение капитализации). А почему экономика страны не подчиняется нужной для развития цели? Потому что «легко жить и работать» не отвечая за рост и развитие. Пора заканчивать такую порочную практику. Если нет управления по целям, то нет фактически и самого управления.

Аналитический центр ЛДПР

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи