«Большевики», Репин
Художники, на мой взгляд, обладают способностью увидеть и перенести на холст такие детали и штрихи (природы, события, действия, человека и т. д.), которые не требуют двоякого толкования. Они сами по себе убедительны и бесспорны, в силу либо максимально реалистичной переданности кистью в изображение, либо по причине умелого нахождения таких тонких нюансов реальности, которые вызывают точнейшую психоэмоциональную реакцию зрителя, определяющего в этих нюансах суть самого события, действия, или характеристику изображённого лица.
Вот эту картину Илья Ефимович нарисовал в 1918 году, и она считается незаконченной. Он рисовал, если верить источникам (или если я правильно понял), несколько раз этот сюжет.
Помимо упомянутого названия, это ещё и «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб».
Я бы не стал ничего тут комментировать, всё изображено на полотне. Всё очень самодостаточно изображено.
Не касаясь никоим образом политики, либо каких-то круглых трагических дат на фоне парадно-лживой трескотни, замечу лишь, что страдания одного маленького человечека (я не ошибся в написании этого слова, любящие родители часто так говорят) на этой картине считаю возможным рассматривать для себя как квинтэссенцию всего эпохального страдания моего народа в последние сто лет.
Заканчивая эту заметку, вспомнилось вдруг читанное неоднократно, что в лагере, на зоне, в тюрьме (как исторически-обоснованно много, к сожалению, мы знаем об этой части жизни!) пайка есть единственное, на что нельзя посягать; табу. Но я заранее извиняюсь на возможную неуместность каких-то сравнений, которые могут возникнуть у кого-то… Это всё сила художника, величие кисти Ильи Ефимовича на меня подействовали.
Берегите себя и окружающих. Наше будущее в гуманном отношении друг к другу.
Как со знамени Победы эти геростраты убрали основные символы — серп и молот, так и из празднования Великой даты убрали саму ее суть — Обращение Козьмы Минина к Новгородцам. Неуютно чувствовали бы себя современные государственные управители, если бы каждый гражданин знал, каким воззванием подняли Минин и Пожарский своих современников на освободительную борьбу.
История повторяется. Развитие общества идет по спирали. И как злободневен представленный ниже текст первоисточника!
Обращение Козьмы Минина к Новгородцам
Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому.
А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей.
Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили.
Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего.
Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.
И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денего, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.
Сама зоологическая неприязнь российской буржуазии лично к вождю русской революции, и вообще к самому факту глобального большевистского переворота — крайне показательна.
Русскую революцию Октября 1917 года ненавидели Ельцин и Егор Гайдар, Новодворская и Немцов, Собчак-старший, Яковлев и вся редакция журнала «Огонёк».
Русскую революцию Октября 1917 года всё так же ненавидят Собчак-младшая, Алексей Навальный, Алик Кох, Пётр Авен, Михаил Швыдкой, Григорий Явлинский и вся редакция радиостанции «Эхо Москвы».
Всякий желающий может пополнить этот список лучших людей России и сказать: я тоже ненавижу русскую революцию Октября 1917 года.
Я понимаю, что в революции приятного мало. Но вы всё-таки задумайтесь на миг и спросите себя: а почему я в этой компании оказался, как так вышло?
Главное не забыть приписать про «Окаянные дни» Бунина. Ведь истинные русские патриоты не хотят в компанию к Алику Коху и Новодворской, они хотят в более приличную компанию. К Бунину, например. Или там к Ильину и Зинаиде Гиппиус. Но главное всё-таки — к Бунину. Ильина и Гиппиус не все читали, а Бунина даже Никита Сергеевич Михалков экранизировал.
Одна беда: Иван Алексеевич был барин. Ему положено было презирать быдло и холопов, тем более восставших.
Посему, когда иной русский патриот захочет нам про «Окаянные дни» рассказать, то пусть он сначала на себя в зеркало посмотрит. Если он не узнает Никиту Сергеевича Михалкова в отражении, то, наверное, не надо про «Окаянные дни».
Так, что думаю, художник, скорее изобразил то, что чувствовал, о чем слышал, но не то, что видел. Так что не стоит тут искать 100% сходства с большевиками.
Я за гуманизм
Вот Итальянец Antonello Da Messina (1430-1479) ездил писать распятия к ромеям, убедительное доказательство — Иисуса распяли на Босфоре
Из Швейцарии народ за распятиями тоже ездил на Босфор, не спроста. Конрад (Витц) Виц, (1400, Ротвайль, Баден-Вюртемберг — 1445/1446, Базель или Женева)
Кстати, у Ильи Фимовича был подельник, именем Василий Суриков. Так тот тоже рожи рисовал убедительно. Попробуйте исследовать его произведение «Первый Вселенский Никейский собор», почерпнёте много деталей и штрихов, которые не требуют двоякого толкования. Они сами по себе убедительны и бесспорны, как это автор называет.
В заключение своего выступления, предлагаю автору обратить внимание на тот факт, что так называемое изобразительное искусство в конце 19-го века выполняло общественную функцию, которую сейчас выполняет, например, телевидение. Кино стало важнейшим из искусств чуть позже.
Успехов!