По заснеженной шведской равнине
Тема транспортной доступности периодически возникает в обсуждениях на портале, и преимущественно в негативном ключе. Частенько предлагается сравнить с тем, как устроен общественный транспорт в других странах.
Устроен он, если в целом (исключительно на мой персональный взгляд), совершенно не так, как в России.
Но это не так — десятилетия, если не сотня уже лет формирования удобной, общедоступной и, я бы сказал, ориентированной на человека, совокупности транспортной инфраструктуры.
Ваять эссе в поезде из региона Даларна в аэропорт Стокгольма не очень удобно, однако несколько буквально штрихов, характеризующих, например, доступность передвижения по железным дорогам Швеции. И, как мне кажется, это также характеризует и самоуважение шведов к себе, к своему образу жизни, и уважение к каждому другому человеку. Обратите на это внимание, если захотите снова рассказывать про шведский социализм, забыв о том, что этот т. н. социализм формировался не решениями властей (как принято ожидать у нас манны небесной от властителей), а совокупным трудом и общества, и порождаемых обществом управленцев.
Всё, что этим совместным трудом нажито, шведское общество бережёт и улучшает.
Всё для человека, как говорится.
Билеты. Легко приобретаются онлайн. Я покупал билеты, как обычно, сидя в трениках за утренним кофе в Дубках, выбирая наилучшие пересадки, варьируя маршруты, вагоны и места. Выбрал, оплатил, получил на почту билет и привет!
Можно выбрать невозмещаемый, или возмещаемый, немного подороже, но тогда ты имеешь возможность что-то менять в бронировании. Потом забавно наблюдать, как, где-нибудь в двух сотнях километрах от Стокгольма контролёр, любезный и улыбающийся, сканирует код и говорит thank you Vladimir.
Поезда. Ходят по расписанию, чисты, светлы и теплы. Туалеты как человеческие туалеты, едешь ли ты в двадцатиминутном маршруте, или составном, за тридевять земель — чистота туалетов как абсолют. Места продают только сидячие, ты можешь выбрать конкретное место. Удобные отсеки для багажа, для лыж, велосипедов, чемоданов. Есть вагоны тишины, специальный значок показывает — тсссс… (хотя шведы сами по себе не оручая нация). Удобные сиденья, вайфай тянет отлично. Песен с гармошкой никто не поёт, денег на билет до Кишинева не просят.
В буфете напитки, включая вино, покушать нет проблем. При этом, если ты покупаешь кофе, то в течение всей поездки можешь брать кофе ещё бесплатно. Я в шутку спросил, а если я выпью два литра? — no problem Sir, you are welcome!
Инфраструктура. Швеция — страна северная. Соответственно, климат, осадки и прочее. Людям нужна крыша, тепло и проч комфорт. Вокзал в маленьком городке Мура (Mora), совершенно обычный вокзальчик для шведов, в нашем городе смотрелся бы как творение Гауди. Я бы сказал, нелепо… В этом вокзале, скромно-красивом, типично по-шведски удобным, есть всё, что нужно для пассажира, ожидающего поезда. Более того, вокзал — часть транспортного узла (а в городе живёт около 20 тысяч…), и там же под крышей — удобные выходы к автобусам. Опять же — под крышей. То есть ты не стоишь под дождём и снегом. Ты входишь в автобус сухой и счастливый. Табло показывает расписание онлайн, безо всяких безумных крутиковских прожектов… и всё это — работает (простите, трудно удержать от сравнения…). Все двери в этом вокзале открываются. То есть если есть дверь — это дверь, а не место для размещения грязного листка А4 с надписью от руки «Закрыто на ремонт».
Короче. Чтобы точно не вышло эссе, для понимания удобства достаточно.
И вот ещё что — в Швеции нет своей РЖД. Нет своего монополиста. Как минимум четыре, по моим подсчетам, компании управляют транспортом. И всё работает, всё согласовано. Покупая билет из точки, А в точку Б ты, как пассажир, не заморачиваешься, кто тебя перевозит. Ты покупаешь билет, и тебе до лампочки, как там они твой платёж поделят… Ты садишься в поезд и едешь, пересаживаешься и едешь, окружённый элементарными, привычными человеку вещами, не замечая этого комфорта. Потому что это и не комфорт, а нормальное состояние жизнеустройства, в приоритете которого — человек, а не конкретный вождь, утопическая социальная идея, глобальный проект, светлое будущее и проч.
В завершение, напомню, когда-то вычитанное из шведской периодики (частенько вспоминаю, когда слышу воздыхания по шведскому социализму) — «пока вы боролись за коммунизм, мы боролись за чистоту улиц».
Но это уже отдельная тема.
Кстати, если читателям будет интересно, есть занятные наблюдения о сельском хозяйстве Италии в конкретном регионе. Как оно устроено и эффективно работает от италийских царей и Муссолини, до Берлускони и прочих Андреотти. Как, если кратко, не ломать то, что работает, в угоду социальным экспериментам.
И еще, население ВСЕЙ Швеции меньше населения города Москвы. А от количества людей зависит и загруженность жд и чистота туалетов… и вообще комфорт в целом.
Ну или Штаты взять. Там заливные унитазы, еще с посольства на Новинском бульваре. Однако же — чисто!
Теперь всем гостям буду уточнять, что московские аэропорты находятся в…км от Москвы. А то будут думать, почему по приземлении Кремль не видно из иллюминатора)))
1. Снеговиков шведы лепят?
2. Если лепят, то другие шведы их мгновенно разрушают, или снеговики так до весны и стоят?
2. Не знаю)) останки снеговиков в глаза не бросились)
Кормушек много, вот что. Для мелких птиц домики, типа синичников.
У меня много друзей, которые живя в городе и купив участок земли начинают строить на нем. Кто домик, кто начинает с баньки, кто просто хибарку. И вот возведя кой какое строение, начисто не думают о туалете, душе и других удобствах… хотя вкопать пять колец и трубу заглубить на два метра до начала стройки особых денежных затрат не вызывает, колодец и скважину с насосом тоже особенно не затратно. Так нет, об удобствах начинают думать в самый последний момент… что это значит? Легкомыслие? Тупизм? Уверенность в том, что принцессы и принцы не какают и не моются??? Вот отсюда я думаю у нашей верхушки ноги растут… об инфраструктуре оне не думают, верят что принцы и принцессы, т. е мы с вами ничего такооо не делают!!!
Неужели даже в реанимации не полежал денёк?))
Я бы умер на полпути)))
Возьмем Одинцово, власти занимаются антинародной, разрушительной деятельностью и сколько ты не «чисти улицы», никакого результата не будет.
Все реформы в России эффективны только сверху.
Пока жулики и воры у власти, твоя теория не будет работать)