Детский нейропсихолог — что за «зверь»?

АвторСообщение
1 795
Одинцово, Москва
17.09.2013
Отправлено 18 сентября 2013 в 13:31 —
Для меня моя работа — дело привычное, но часто сталкиваюсь с недоумением в глазах других, когда рассказываю о том, чем я занимаюсь . Хочу поделиться с вами информацией, которую считаю ценной для родителей — надеюсь, она окажется полезной для вас.

Детский нейропсихолог — это специалист, который в работе с ребенком и его психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью), опирается на знания об особенностях и закономерностях развития нервной системы в детском возрасте.
Нейропсихология, несмотря на свое подозрительное название , — раздел психологии, граничащий с медициной (неврологией, например, из которой она фактически и вышла). Поэтому данный специалист (если не имеет иной подготовки) работает с детьми из т. н. «нижнего диапазона возрастной нормы» и «грозящих» перейти в число тех, кто «ниже возрастной нормы», т. е. работает с детьми, не имеющими серьезных отклонений, но несколько «буксующих» в своем развитии, которым можно помочь, да и просто повысить качество жизни и им, и их близким.

С какими проблемами эффективно работает нейропсихолог:
• трудности в усвоении учебного материала и при выполнении домашних заданий (повторяющиеся ошибки, неаккуратность в почерке, непонимание заданий, сложности при запоминании материала);
• низкая учебная мотивация, отсутствие желания учиться;
• несамостоятельность, неопрятность;
• утомляемость, медлительность;
• невнимательность — трудности с концентрацией внимания, отвлекаемость;
• неусидчивость, повышенная двигательная активность, гиперактивность (СДВГ);
• неуверенность, двигательная неловкость;
• задержка или нарушение речевого развития;
• неустойчивость настроения, ранимость, обидчивость.
Так же посетить консультацию нейропсихолога полезно детям за год-два до начала обучения в школе.

В своей работе нейропсихолог может (и зачастую лучше, если будет) взаимодействовать с другими специалистами:
— логопедом, дефектологом, педагогом, помогая их работе и развитию ребенка со своей стороны;
— семейным психологом, другим детский психологом (работающим с эмоциональной сферой — тревожностью, страхами, агрессией, — например), психологом-консультантом родителя ребенка;
— неврологом (учитывать в работе его показания, заключения, проводимые с ребенком лечебные мероприятия), другими врачами при необходимости.

Направления работы данного специалиста — общие для любого психолога: диагностика, развитие, коррекция, проведение профилактических мероприятий. Отличия — в нюансах теоретической базы (больше «подкован» в том, как развивается мозг и нервная система ребенка, как с ними связаны психические процессы, как и в какой последовательности оптимальнее развивать ребенка исходя из результатов его диагностики), в используемых методах диагностики и техниках работы на занятиях.
Методы работы нейропсихолога — немедикаметозные. Основываясь на наблюдении за тем, как работает ребенок в ходе диагностики, он разрабатывает организованную систему упражнений и заданий, направленных на компенсацию имеющихся или предотвращение потенциальных трудностей конкретного ребенка.

Иногда действительно проще предотвратить серьезные трудности в школе у ребенка в его 5-7 лет, и правда печально видеть на консультации 9-12-летнего школьника, утомленного/перегруженного/раздраженного процессом обучения с «так себе» успеваемостью (по принципу «то «2», то «5», или отличник невероятной ценой время- и энергозатрат) и слышать от мамы, что уже в 5 лет у него были видны его особенности, но «тогда не было времени», «думали, что перерастет — папа-то таким же был». А времени на исправление трудностей остается мало: по своим законам мозг в 10-12 лет вне зависимости от социальной ситуации работать начинает по-другому.
В любом случае, ребенок — существо куда более гибкое, чем взрослый, и события иной раз разворачиваются самым непредсказуемым образом. И я искренне желаю, чтобы у вас и ваших ребят все складывалось хорошо!

У родителей в конце диагностического приема, когда я им рассказываю об особенностях выполнения ребенком заданий, и в ходе курса занятий (они в большинстве случаев присутствуют на занятиях) часто возникает множество вопросов — и это замечательно! Если у вас по результатам прочтения данного сообщения тоже возникли вопросы, рада буду ответить на них. Теоретическая и практическая подготовка, полагаю, мне это позволяют
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете модерировать этот форум
Вы можете модерировать эту тему
тем на странице: