Детский нейропсихолог — что за «зверь»?
Автор | Сообщение
1 795 |
---|---|
Отправлено 18 сентября 2013 в 13:31 — Для меня моя работа — дело привычное, но часто сталкиваюсь с недоумением в глазах других, когда рассказываю о том, чем я занимаюсь . Хочу поделиться с вами информацией, которую считаю ценной для родителей — надеюсь, она окажется полезной для вас. Детский нейропсихолог — это специалист, который в работе с ребенком и его психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью), опирается на знания об особенностях и закономерностях развития нервной системы в детском возрасте. Нейропсихология, несмотря на свое подозрительное название , — раздел психологии, граничащий с медициной (неврологией, например, из которой она фактически и вышла). Поэтому данный специалист (если не имеет иной подготовки) работает с детьми из т. н. «нижнего диапазона возрастной нормы» и «грозящих» перейти в число тех, кто «ниже возрастной нормы», т. е. работает с детьми, не имеющими серьезных отклонений, но несколько «буксующих» в своем развитии, которым можно помочь, да и просто повысить качество жизни и им, и их близким. С какими проблемами эффективно работает нейропсихолог: • трудности в усвоении учебного материала и при выполнении домашних заданий (повторяющиеся ошибки, неаккуратность в почерке, непонимание заданий, сложности при запоминании материала); • низкая учебная мотивация, отсутствие желания учиться; • несамостоятельность, неопрятность; • утомляемость, медлительность; • невнимательность — трудности с концентрацией внимания, отвлекаемость; • неусидчивость, повышенная двигательная активность, гиперактивность (СДВГ); • неуверенность, двигательная неловкость; • задержка или нарушение речевого развития; • неустойчивость настроения, ранимость, обидчивость. Так же посетить консультацию нейропсихолога полезно детям за год-два до начала обучения в школе. В своей работе нейропсихолог может (и зачастую лучше, если будет) взаимодействовать с другими специалистами: — логопедом, дефектологом, педагогом, помогая их работе и развитию ребенка со своей стороны; — семейным психологом, другим детский психологом (работающим с эмоциональной сферой — тревожностью, страхами, агрессией, — например), психологом-консультантом родителя ребенка; — неврологом (учитывать в работе его показания, заключения, проводимые с ребенком лечебные мероприятия), другими врачами при необходимости. Направления работы данного специалиста — общие для любого психолога: диагностика, развитие, коррекция, проведение профилактических мероприятий. Отличия — в нюансах теоретической базы (больше «подкован» в том, как развивается мозг и нервная система ребенка, как с ними связаны психические процессы, как и в какой последовательности оптимальнее развивать ребенка исходя из результатов его диагностики), в используемых методах диагностики и техниках работы на занятиях. Методы работы нейропсихолога — немедикаметозные. Основываясь на наблюдении за тем, как работает ребенок в ходе диагностики, он разрабатывает организованную систему упражнений и заданий, направленных на компенсацию имеющихся или предотвращение потенциальных трудностей конкретного ребенка. Иногда действительно проще предотвратить серьезные трудности в школе у ребенка в его 5-7 лет, и правда печально видеть на консультации 9-12-летнего школьника, утомленного/перегруженного/раздраженного процессом обучения с «так себе» успеваемостью (по принципу «то «2», то «5», или отличник невероятной ценой время- и энергозатрат) и слышать от мамы, что уже в 5 лет у него были видны его особенности, но «тогда не было времени», «думали, что перерастет — папа-то таким же был». А времени на исправление трудностей остается мало: по своим законам мозг в 10-12 лет вне зависимости от социальной ситуации работать начинает по-другому. В любом случае, ребенок — существо куда более гибкое, чем взрослый, и события иной раз разворачиваются самым непредсказуемым образом. И я искренне желаю, чтобы у вас и ваших ребят все складывалось хорошо! У родителей в конце диагностического приема, когда я им рассказываю об особенностях выполнения ребенком заданий, и в ходе курса занятий (они в большинстве случаев присутствуют на занятиях) часто возникает множество вопросов — и это замечательно! Если у вас по результатам прочтения данного сообщения тоже возникли вопросы, рада буду ответить на них. Теоретическая и практическая подготовка, полагаю, мне это позволяют |