«Игрушки для взрослых» Ярослава АРШИНОВА
В эти дни в Одинцовском краеведческом музее завершается выставка работ Ярослава АРШИНОВА — молодого одинцовского художника, представителя богородской школы резьбы по дереву. Кроме этого, он еще пишет стихи. В 1998 году вошел в одинцовский поэтический союз «ПАРНАС», чуть позже стал членом творческого народного коллектива «Этюд».
— Ярослав, вы и художник, и поэт. Как это в вас совмещается?
— Я поэт-любитель. Первоначально я художник, окончил Богородскую профессионально-техническую школу, отделение скульптуры, моя официальная специализация — резчик по дереву 6-го разряда. Богородские традиции — это и скульптура, и игрушка, богородская техника — это пластика. Изначально основные инструменты — пила, топор, нож. В XVII веке главенствовала ножевая техника. Стамеску использовали мало, сейчас ее применяют все больше. Темы сюжетов: офицеры, барыни, няньки, уличные торговцы, то есть герои, взятые из обычной жизни.
— Как вы выбираете сюжеты?
— Меня интересует старина: монастырский, крестьянский, деревенский, ремесленный люд. Не так много книг на эту тему, приходится рыться в фондах, запасниках. Моя стихия XVII-XIX век.
— А можно ли находить темы в современной жизни?
— Темы будут всегда, поскольку всегда есть рынок, быт, жанровые сценки. Главная тема — простой обыватель.
— Ваши любимые работы?
— Это классические сюжеты: женщина с клеткой, птичник, мужик и виноград, скрипач, дровосек, пирожник, ваятель. Последний потому, что мы занимаемся одним и тем же.
— Богородская игрушка и современная игрушка — ничего общего. Действительно ли в них играли дети или это больше украшение интерьера?
— В такие игрушки реально играли дети. Но я считаю их больше игрушками для взрослых, потому что это наши корни.
— Какое дерево используете в качестве материала?
— В основном, липа. Она очень пластичная, податливая, послушная, светлая, теплая, лучистая. Только липа не любит грязных рук, моментально все впитывает. Со временем темнеет. Реже, при отсутствии липы, используется осина, которая сложнее в обработке.
— Как и, когда вы поняли, что это ваше призвание?
— Сколько себя помню, мечтал стать скульптором. С пяти лет беспрестанно что-то лепил из пластилина. С детства присутствовало неосознанное желание чего-то добиться в искусстве. Тем не менее, по рисованию у меня были тройки. При поступлении в художественное училище нужно было сдавать рисунок, натюрморт, сочинение. Я благополучно вылетел после первого же экзамена, но пребывал в недоумении, почему же так быстро со мной расстались? Мама, которая всегда верила в меня, узнала, что существует Богородское училище, куда принимают без экзаменов, только нужно выполнить рисунок.
Я понял, что у меня появился шанс, уже был научен горьким опытом. Поехал и встретился там с преподавателем по рисунку и скульптуре Николаем Николаевичем СОТНИКОВЫМ. Много лет он был в училище главным двигателем, создал музей, к сожалению, умер несколько лет назад. Меня принял авансом, сумел разглядеть во мне искру, у него был особый взгляд и особое отношение к каждому ученику. «Цыплят по осени считают», — любил говорить Николай Николаевич.
Учиться было интересно. В то время государство поддерживало промыслы, финансировало обучение, все бесплатно: питание, проживание, инструменты. В училище была огромная библиотека, в которой хранились редкие книги, в том числе и запрещенные в то время. Вот такие накладки истории. В 1989 году случился пожар, многие книги, коллекция игрушек, привезенных из Европы еще до революции, погибли. Сейчас в училище очень хороший директор, приобретены компьютеры, восстановлен музей. Все, что можно сделать в современных условиях, директор делает, бьется со спонсорами, поскольку бюджетное финансирование урезано до предела. К сожалению, учеников с каждым годом все меньше.
— Продаете ли вы свои работы, являются ли они для вас источником заработка?
— Нет, не люблю их продавать. По необходимости, конечно, иногда приходится, но это работы именно для продажи. Хотелось бы создать свою коллекцию и подарить ее одному-двум музеям.
После окончания училища проработал на фабрике два года, это было время перестройки, когда все рушилось. Поэтому заработка едва хватало на существование. Пришлось уйти с фабрики, нужно было думать, на что жить. Сейчас я преподаю.
— Видите ли вы в ком-то из своих учеников продолжателей вашего дела?
— Мои ученики для этого слишком мало времени посвящают обучению. Занятия 2-3 раза в неделю по часу-двум в день — это не те условия, чтобы стать мастером. Хорошо, что они, вообще проявляют интерес к резьбе.
— Что для вас богородская игрушка?
— Богородская резьба — это обобщенное искусство. Нужно все тщательно продумать, довести до силуэта. Идеальный вариант, когда все крепенько, простенько, канонично, то есть выполнено с соблюдением традиций. Главное сохранить самобытность. Хочется работать для музеев. Я не ставлю такой цели — тиражировать работы. У меня нет коммерческой жилки, да и заниматься продажей — это терять время, силы, которые можно использовать на творчество. Творческих мастеров осталось очень мало, может быть человек десять по всей России.
Искусствовед, член народного коллектива «Этюд» Людмила ФЕДОТОВА так отозвалась о творчестве Ярослава на открытии его выставки: «У Ярослава работы не совсем богородские, они авторские, со своей индивидуальной ноткой. Сочетание коллективного и индивидуального в наших промыслах достаточно спорное. Не так просто найти свое направление и выразить свою душу в традиционном искусстве. Ярославу это удается.
Сюжеты очень занятные и интересные. В них хочется всматриваться. В работах Ярослава присутствует искорка русской души, которую хочется передавать зрителям, следующим поколениям. Каждой выставкой художник как бы отдает себя на растерзание: поймут — не поймут. Думаю, Ярослава поймут в любом случае. Его работы мастерски сделаны с технической точки зрения, не говоря уже об их художественности».
В заключении процитируем одно из стихотворений Ярослава:
Млеет полногубая заря,
Солнца поднимается корона,
Сумрак растворяет тополя
На седой равнине небосклона.
Пухнут голубые облака,
Дремлют очарованные дали.
Капли ледяного молока
Свежие туманы раздвигали.
Встрепенулась птица-тишина,
Ворожат холодные дубравы.
Блещет расписная тишина
Горизонта звонкая оправа.
Пожелаем Ярославу дальнейших творческих успехов и исполнения его мечты — создать коллекцию своих работ и подарить ее музею. А может быть, Одинцовскому краеведческому?
18.119.137.175
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
молодец
желаю ему новых творческих успехов и находок, а также хороших учеников.
В работах мастера чувствуется индивидуальный стиль и любовь к родному русскому быту, к истории 17-19 вв. и самое главное — Любовь к Русской Природе.
Автору интересного материала низкий поклон и пожелания новых интересных фото сюжетов и рассказов