Школьный психолог: «ЗА» или «ПРОТИВ»
Ребенок в семье – это всегда радость. Но с радостью приходит много забот и хлопот. И начинаются эти самые хлопоты, как правило, с первого дня рождения чада. Дети растут, у каждого формируется свой характер. А переходный возраст – это вообще очень сложный период в жизни каждого человека: и родителям приходится несладко, да и сами дети чувствуют себя потерянными, порой не находят понимания. Тогда на помощь приходит психолог.
И не нужно путать его с психиатром и бояться, что вас примут за «больного». Грамотный психолог всегда поможет разобраться в проблеме, подскажет, как выйти из трудной ситуации. И школьный психолог — не исключение. А все школьные психологи Одинцова (14 школ города и 4 детских сада) состоят в штате муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Одинцовском центре диагностики и консультирования, который начал свою работу с сентября 1999 года.
Директор Центра Ирина Владимировна Гудзь — психолог по образованию. Раньше работала в Центре педагогом Монтессори. И став директором, не оставила этого занятия.
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870—1952). Система основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, Монтессори пришла к отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети сами выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический материал. Обучение в системе Монтессори происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным М. Монтессори. Он состоит из набора строго определенных по своему цвету, размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и прочее. Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях по системе Монтессори считается тренировка моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому эти занятия не предполагают активных речевых воздействий взрослого: речь и ребенка, и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном возрасте в системе Монтессори считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать отвлекающее влияние, при упражнении одного органа «отключать» остальные (например, для развития осязания при обследовании формы предметов детям завязывают глаза).
О ЦЕНТРЕ
Основная цель Центра – создание в Одинцовском районе целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей и подростков в социальной и образовательной среде путем объединения усилий разных специалистов, работающих в системе образования.
Главная задача – создание условий для полноценного развития, обучения и интеграции детей и подростков в образовательную и социокультурную среду, а в дальнейшем – для профессионального самоопределения и успешной трудовой адаптации; для развития позитивных взаимоотношений детей и взрослых (педагогов и родителей).
Кроме того, Центр оказывает методическую помощь не только школьным психологам из Одинцова, но и из других образовательных учреждений района. Подтверждает их планы работы, проводит семинары, педагогические советы и занятия по повышению квалификации.
Из основных направлений работы Центра можно выделить: консультативно-диагностическое, учебно-методическое, социально-педагогическое, информационно-просветительское, психопрофилактическое.
Постоянно в Центре проводятся консультации, групповые занятия с детьми от трех до восемнадцати лет и родителями.
Детей младшего возраста родители приводят на занятия по системе Монтессори. Подростки же обращаются по разным вопросам. Это проблемы с родителями, или безответная любовь, или выбор профессии. Часто приходят родители, которые, увы, не могут самостоятельно справиться с детьми. И после консультации родителей детей либо приглашают в Центр, либо сообщают школьному психологу, который начинает сопровождать ребенка (психологическое сопровождение).
Ирина Владимировна выделила возникшую недавно обеспокоенность родителей проблемой игромании (увлечение игровыми автоматами) у детей и подростков.
Много в Центр приходит детей-инвалидов с задержкой психологического развития, детей группы риска. У них, как правило, больше проблем и решить их можно только в Центре (особенно дошколята). Психологическую помощь получают и родители детей-инвалидов, ведь они часто чувствуют себя беспомощными, когда сталкиваются с такой проблемой один на один.
Специалисты Центра обязательно присутствуют в комиссии по делам несовершеннолетних, и данные о детях также передаются школьным психологам.
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ. ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Главная задача психолога – выслушать. Ведь когда человек выговаривается, он интуитивно решает свою проблему. Проговорил вслух, возможно несколько раз, и уже понял, кто виноват и как действовать.
Психолог должен находить наиболее эффективные способы взаимодействия родителей с ребенком.
Несомненно, важно держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников. Для этого стоит проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Выявив причину обращения, если есть необходимость, направить ребенка к специалистам (педиатру, невропатологу, логопеду).
На самом деле задач очень много, поэтому и появляется необходимость в школьном психологе.
А НУЖЕН ЛИ В ШКОЛЕ ПСИХОЛОГ?
Был проведен небольшой соцопрос на эту тему. Все ответили единогласным «да». Школьный психолог необходим. Но тогда какую помощь от него ждут учителя, учащиеся и их родители?
Учителя считают, что психолог может им помочь в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в составлении программы работы с «трудными» классами, прежде всего с подростковыми, в определении уровня подготовленности детей к школе. Они хотели бы помощи в выборе методов работы с детьми группы риска, в преодолении конфликтов учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой и семьей, в развитии ответственности учащихся, повышении их интереса к учебе.
Родителей беспокоит плохая успеваемость ребенка, формирование негативных личностных особенностей, состояние психического здоровья, его жизненные перспективы. Они ждут помощи от психолога в установлении нарушенного контакта с собственным ребенком и многое другое.
Нужно отметить, что ребенка, который не успевает по школьной программе, психолог и учитель рассматривают конкретней. Разбирают, ищут проблему. Если для него действительно школьная программа дается тяжело, психолог рекомендует учителю минимизировать нагрузку для этого ребенка, меньше задавать домашнего задания.
Естественно, один из проблемных периодов для родителей — подготовка ребенка к школе. В школах работают группы подготовки малышей к обучению. По результатам диагностики и занятий, которые психолог проводит с детьми, проходит консультирование с родителями. Затем родителей приглашают на открытый урок, чтобы они смогли посмотреть на своего ребенка со стороны. Увидеть, как у него развита речь, насколько хорошо он ориентируется в пространственных и временных представлениях, умеет ли он обобщать, устанавливать причинно-следственную связь. В общем, родители должны увидеть, готов ли их ребенок к школьной жизни и в какой мере.
Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определенными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, какую профессию выбрать в будущем.
Все эти многочисленные проблемы сводятся в основном к трем моментам: выявлению причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста, преодолению и профилактике отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников, помощи в решении сложных вопросов, конфликтных ситуаций.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если родители не справляются со своим чадом и просят о помощи школьного психолога, они должны быть готовы к переменам, которые со временем произойдут в ребенке и одновременно меняться вместе с ним. И тогда советы специалиста дадут желаемый результат. В семье должны быть единство и согласованность взрослых в предъявлении требований к детям и общая воспитательная стратегия и тактика.
Не нужно игнорировать просьбы психолога прийти на прием вместе с ребенком. Потому что изначально все идет из семьи. И, возможно, с проблемой будет легче справиться, если на прием придут и мама, и папа. Ведь тогда ребенок сможет ощутить всю полноценность семьи и понять, как он важен для обоих своих родителей, увидеть их заботу и любовь.
Р.S. Выражаю благодарность за помощь при подготовке материала педагогу-психологу Одинцовской средней школы № 1 Татьяне Владимировне Писнячевской.
Подготовила Юлия БУРЧИК
Фото Натальи ИГУМНОВОЙ
18.221.240.14
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
И, к сожалению, именно такие люди, если всё-таки приходят в кабинет психолога, скорее всего уйдут не с чем, поскольку к сотрудничеству и совместной с психологом работе не готовы и даже не хотят ни сотрудничества ни работы.
Это я как психолог пишу, в том числе школьный, поскольку больно глядеть порой на такой отношение к моей профессии.
Высшее образование обычно даёт базу из академических знаний и совсем немного практических навыков. Для того чтобы оказывать профессиональную помощь необходим опыт работы и дополнительное образование по какому-то из методов помощи, консультирования и психотерапии, опыт многих часов личной терапии и работы под наблюдением супервизора. К сожалению, в программу вузов это дополнительное практическое образование обычно не входит или входит в очень ограниченном виде.
Здесь, под статьёй - не место для долгих консультаций. Вы можете бесплатно проконсультироваться у меня на форуме сайта Одинцово.Инфо, в разделе Психологические консультации, или на форуме моего сайта
Но если Вы хотите серьёзно разобраться, лучше всего обратиться за личной психологической консультацией, по переписке трудно понять все особенности вашей семьи, трудно заметить многие особенности отношений и воспитания.
Вячеслав Ильин
По тренингам есть масса литературы.
В методических центрах, если Вы психолог в сфере образования, обычно есть программы.
Практикующий психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт. Закончил Московский Психолого-Социальный Институт. Дополнительное профессиональное образование: Московский Институт Гештальт-Терапии и Консультирования. Специализации — системная семейная терапия, гештальт-подход в работе с детьми и родителями, интегративная групповая психитерапия. Сертифицированный специалист по работе с зависимостями. Опыт работы 8 лет.
8-926-258-99-75