Любители беспилотников, давайте объединяться в клуб!
Об беспилотном летательном аппарате, о сферах его применения и о возможностях коптера, рассказал в интервью Олег КОПТЯЕВ кадастровый инженер, партнер группы компаний «ГЕОИНТЕР».
Около полугода назад Олег Коптяев начал экспериментальную программу использования БПЛА в прикладных целях. В его распоряжении имеется мультикоптер. Беспилотник был куплен в профессиональных целях — для задач проектирования, землеустройства, кадастра и не только. Владелец БПЛА поясняет:
— В доступном для специалистов картографическом материале по Одинцовскому району находится так называемая «зеленка» или «мапка», карта, которая создавалась в период 1999-2002 года по материалам аэрофотосъемки 1999 года. Для районов, которые не развиваются, не застраиваются и не осваиваются (то есть леса, поля и заброшенные населенные пункты, а таких в нашем районе нет), такая давность создания еще терпима. Но для динамично растущих населенных пунктов и, в целом для Одинцовского района, карта сильно устарела, некоторых поселков на ней вообще нет. Работа по актуализации и пополнению карты ведется, но назвать это систематической работой нельзя, спрос периодический, и то лишь благодаря усилиям сотрудников Управления архитектуры и градостроительства Одинцовского муниципального района. Какие-то участки обновляются от случая к случаю, а какие-то — вообще никак. На что еще можно опереться?
Яндекс-карты, Google — это для водителей, найти дорогу в магазин, автобусную остановку, школу и другие популярные места. Отдельные энтузиасты ищут военные объекты, кресты и символы, а также следы инопланетного вторжения. Требуемой точности для наших целей достигнуть невозможно.
Спутниковые снимки — да, они используются. Однако они, к сожалению, мелкомасштабные, там можно увидеть дом, даже автомобиль, а вот дорожную разметку уже различить сложно. Использовать их можно, но не везде, вдобавок, стоят они немалых денег. У них громадная перспектива развития в местных прикладных задачах муниципалитетов. В нашем районе давно муссировалась тема внедрения ГИС по базе спутниковых снимков. Свои критические соображения мы неоднократно выражали, разбираясь в этом вопросе, что позволило оградить некоторые поселения от «пустых» трат, исчисляющихся миллионами. В некоторых поселениях внедрены системы с использованием спутниковых данных с нашей посильной помощью, но на порядок дешевле. К сведению читателей, при подготовке генерального плана Лесного городка использовались различные материалы, в том числе и цифровые модели местности, и данные космической съемки, и результаты инженерно-геодезических изысканий. В совмещенном комплексном виде это стало отличной базой для работы.
Есть еще публичная кадастровая карта — она широко известна, все ей пользуются, но она тоже не совсем точна, часто бывает устаревшей, так как данные обновляются с периодичностью до трех месяцев, в отдельных местах до полугода. А этот аппарат с высоты 200 метров снимает все идеально, позволяет достигать точности где-то порядка двух сантиметров. Десятиминутный полет позволяет картографировать и оцифровать порядка 5 га территории. Словом, я не пожалел о приобретении — полезная вещь БПЛА.
— Что он из себя представляет, какова стоимость?
— Рама из углепластика, на ней шесть винтов, оснащается двумя аккумуляторами — минут на 15 полета каждый. Длительность — величина непостоянная, зависит от интенсивности маневрирования, температуры воздуха — зимой батареи отдают меньшую энергию. В рабочем виде вес — 7-8 кг, мощность позволяет поднять тяжелые грузы. Фотоаппарат, которым мы ведем съемку, конечно, весит гораздо меньше. В воздухе держится стабильно, поддерживает свое положение с помощью GPS/GLONASS, может летать по запрограммированному маршруту, сама разработка — международная, конструирование таких аппаратов — история давняя, пока первенство делят китайцы и американцы. В качестве полезного груза наше устройство несет на себе гиростаблизированный подвес — фотокамера фиксируется в пространстве благодаря системе гироприводов, в случае поворота всего аппарата поворот камеры происходит плавно, без дергания, картинка получается стабильной. Управление можно разделить на двоих операторов — один работает с «летной» частью, отдает с пульта команды на перемещение устройства, второй — с другого пульта для управления камерой, ведет съемку. Иногда вместо такого монитора покупают 3D очки, позволяющие видеть картинку, транслируемую с аппарата. Мне они показались не очень удобными — восприятие иное. В полной комплектации такой беспилотник в зависимости от «начинки» может стоить от 300 до 900 тыс. руб. Серийные отечественные аппараты стоят от 500 тыс. руб. до 3 млн. руб.
— То есть это уже не игрушка, судя по ценам?
— Разумеется, игрушечные мультикоптеры стоят намного меньше, даже те, что способны нести небольшую камеру GoPro — видео с них получается прекрасное, в интернете сейчас много таких полетов можно посмотреть. Планка цен лежит в пределах 25-50 тыс. руб. Но мы покупали аппарат для серьезного использования, для съемки высокого разрешения с привязкой к координатам. Вообще же функционал БПЛА дают огромный.
К примеру, можно работать по целям земельного контроля в интересах муниципалитетов. Обычно для этого собирают специальные комиссии. Дело сложное, связано с человеческим фактором, кто-то заболел, кто-то что-то не увидел, кого-то обманули или подкупили, а бывают случаи конфликтов, когда на территорию не пускают. А здесь — запустил аппарат, все видно, комиссию можно даже не собирать. Такими работами мы занимались, муниципалитет попросил отработать площадку в Южной промзоне Одинцова. Гигантское здание, огромный склад — если ходить пешком, много времени займет. А тут с воздуха — множество снимков, все видно, результаты близки к идеальным.
Аппарат можно применять для инженерных изысканий — они производятся при строительстве обязательно. Съемка с воздуха — это отличный материал для архитектора. По городской среде вообще лучше работать сверху — снизу местность не воспринимается правильно, верхний ракурс позволяет дать новые оценки. Плюс — постоянно свежие данные. С нашего аппарата мы снимали видео — для рекламы жилищных и промышленных проектов в стадии строительства. А вообще люди как только не используют такие устройства — фотографирование и видеосъемка свадеб, массовых мероприятий, праздников, реконструкций сражений, съемка фильмов, контроль законного и незаконного строительства, поиск свалок мусора. Что интересно — пожалуй, основными покупателями подобных беспилотников являются госструктуры — МЧС, МВД, ФСБ. И новые участники рынка услуг частных военных компаний, но уже в глобальном масштабе. Для их целей контроль ситуации с воздуха позволяет упростить поиск правильного решения возникающих проблем. Есть БПЛА самолетного типа — они удобнее, если приходится работать с большими площадями, обследовать протяженные маршруты — дороги, газопроводы, ЛЭП и так далее. Тут уже и дорожники, и газпромовцы, и энергетики, и лесоводы в числе владельцев парка таких устройств. Большая скорость полета, но низкая маневренность.
— БПЛА продают готовыми или их надо собирать?
— Тот, что мы приобрели, продается в виде конструктора, который можно собирать самому, но для этого надо обладать немалым инженерным опытом — помимо вопросов правильного монтажа «железа», а также «углепластика», надо разбираться и в софтверных продуктах, прошивках, программах. Много тонкостей в настройке, поэтому подобные вещи все же лучше поручать специалистам. В Москве есть несколько подобных компаний, но у них серьезные очереди, поскольку спрос на такие аппараты довольно велик. Есть заводы в Ижевске, Красноярске, которые делают подобные устройства «под ключ», но цены, на мой взгляд, завышены — хотя блоки и комплектующие используются те же самые. Аналогичный нашему аппарат российской сборки стоит от миллиона рублей.
— Существуют ли какие-либо требования закона по обеспечению полетов мультикоптеров и БПЛА самолетного типа?
— В настоящее время нормативная база явным образом отстает от жизни. Формально тут применим закон об использовании воздушного пространства, который фактически запрещает в России использование подобных аппаратов. Если ранее их в нем фактически не существовало, то не так давно появилось требование об их регистрации, как реальных воздушных судов — то есть каждому надо присваивать бортовой номер, во время полетов поддерживать связь с диспетчерами воздушного движения. Процедура эта крайне сложна и фактически применения не находит.
Реально же — БПЛА есть, в работе многих ведомств используются активно, не говоря уже о десятках, а может быть, уже и сотнях тысяч любительских аппаратов. Проконтролировать их практически невозможно — радары такую мелочь не ловят, это размеры крупной птицы. Ситуацию можно сравнить с мобильной связью — когда-то она была зарегламентирована донельзя, для того, чтобы владеть сотовым телефоном, в девяностых годах прошлого века нужно было оформлять разрешения на использование спецсвязи, а сегодня дети в детский сад мобильники носят. А до этого такая же история была с радиолюбителями коротковолновиками — их деятельность считалась хулиганством, но и тогда увлечение развивалось лавиной, а сегодня каждый водитель-дальнобойщик в работе такие радиостанции использует, и никого это особо не напрягает, наоборот, все понимают, что они пользу приносят. Остановить процесс уже невозможно.
Единственное правильное решение — объединить любителей в клубы, и работать с ними, с тем, чтобы мониторить ситуацию и прививать навыки культуры и безопасного обращения с подобными устройствами. Все-таки ответственность надо понимать, это же летающая «болгарка», винты вращаются со скоростью 300 оборотов в секунду.
Я со своим аппаратом, к примеру, совершенно открыт — мы готовы взаимодействовать с ГИБДД, пожарным, муниципалитетам. В Одинцовском районе есть и другие любители БПЛА, просто, в отличие от меня, они их не применяют их в профессии, им просто интересно полетать, поснимать. Словом, давайте объединяться в клуб!
13.58.18.135
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
тогда велкам