Неизвестный одинцовский художник Гознака
Многие из нас, живших в двадцатом веке, пережили не одну денежную реформу и повидали немало самых разных денежных купюр. Но не все знают, что значительная часть рисунков на этих хрустящих бумажках принадлежит кисти одного художника — Ивана Ивановича Дубасова, в течение почти всей жизни прожившего в Одинцово.
«Миллиардер» из трущоб
Почти 50 лет Иван Дубасов трудился в Управлении производства Государственных знаков (Гознаке). Сперва он был художником-гравером, потом — компоновщиком рисунков, старшим художником. А с 1932 года и вплоть до ухода на пенсию в 1970-м Дубасов занимал должность главного художника. Его авторству принадлежит эскиз Герба Советского Союза, все эскизы и оригиналы советских денег начиная с конца двадцатых годов, а также эскизы денежных купюр ГДР, Монголии, Польши, Китая, Чехословакии, Албании. Дубасов — автор дизайнов многих медалей и орденов, а также более 150 сюжетов почтовых марок СССР.
А началась «денежная» эпопея Дубасова с почтовой марки. Летом 1922-го газета «Известия» опубликовала объявление о конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, посвященной 5-летию образования РСФСР. Иван Дубасов узнал об этом совершенно случайно и решил попытать счастья. Из 222 проектов, поступивших на конкурс, его рисунок попал в десятку лучших и в итоге получил премию — один миллиард рублей! Так в советское время Дубасов стал «миллиардером». Юбилейная марка разошлась по стране многотысячным тиражом. А полученной «астрономической» суммы денег по тем временам было достаточно, чтобы купить себе костюм, ботинки, летнее пальто да крепдешиновую блузку для матери.
В 1915 год наш герой окончил императорское Строгановское художественно-промышленное училище, получив диплом «ученого рисовальщика». Это звание давало ему право преподавать черчение, рисование и правописание в гимназиях. Но в годы Первой мировой войны людям было не до рисования, и Иван пошел в армию. Служил пешим разведчиком в полку, дислоцированном в Румынии. Там он заболел тифом и был демобилизован.
На родине, в поселке Одинцово, он включился в жизнь молодой республики Советов, был выбран председателем квартального комитета. И начал учить детей, став учителем рисования нескольких школ Кунцевской волости.
В 1919 году его призвали в Красную Армию. Там он расписывал полковое знамя, боевые лозунги и плакаты, писал стихи для красноармейской газеты.
В 1922 году талантливого рисовальщика пригласили на работу в Гознак. Тогда Ивану Дубасову было 25 лет. С того времени он навсегда связал свое творчество с Московской печатной фабрикой Гознака, выпускавшей государственные денежные знаки, ценные бумаги и почтовые марки. А первой рабочей пробой художника был эскиз крестьянина-сеятеля для трех червонцев (тридцатирублевой купюры) 1923 г. С этим заданием он справился блестяще.
В это же время он сотрудничал с журналами «Крестьянка», «Работница», «Красноармеец», «Лапоть», на страницах которых часто появлялись его рисунки.
На создание траурной марки Ленина — меньше суток!
Славу мастера почтовой миниатюры и непререкаемый авторитет в этой области Дубасов снискал после выпуска так называемой «ленинской траурной марки». В дни народной печали, в январе 1924 года по решению Советского правительства для увековечения памяти Владимира Ильича было решено выпустить серию марок. Создание оригиналов было поручено Дубасову.
Работа была чрезвычайно ответственная, а времени — в обрез (меньше одного дня)! Тогда Ленина знали не все, теперь же портрет Ильича должны будут увидеть трудящиеся Советского Союза и всего мира. Художник остановился на одной из фотографий Ленина, сделанной Петром Адольфовичем Оцупом 16 октября 1918 года в рабочем кабинете Ильича.
К утру следующего дня рисунок марки был готов. Серия состояла из 4-х достоинств в 3, 6, 12 и 20 копеек.
Уже 27 января конверты с первыми траурными марками спецкурьер Народного комиссариата почт и телеграфов вручил Крупской, Ульяновой, Калинину, Дзержинскому, Сталину, Чичерину и другим членам правительства и родственникам умершего вождя. Марка печаталась большим тиражом. В этот же день серия ленинских марок поступила в продажу в почтовые отделения, на железнодорожные станции и на Центральный телеграф. Над образом Владимира Ильича Дубасов работал и в последующие годы. Его лениниана состоит из 20 марок.
В 1937 г. Гознаку было поручено изготовление денежных знаков Государственного банка СССР. Их выпуск приурочили 20-летию Октябрьской революции. В концепции денежного дизайна многих стран распространенным методом является использование портретов государственных и других выдающихся деятелей для оформления дензнаков. Наглядным примером тому является «президентская серия» на долларах США. В СССР такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. применили оригиналы с портретами Халтурина, Калинина, Дзержинского и Ленина.
Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике советского денежного обращения помещался портрет Ленина.
Претерпел изменение и герб СССР, теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент — по количеству союзных республик.
«Неправильный» красноармеец мог обернуться лагерным сроком
В 1938 г. в связи с расширением Союза и изменением герба СССР была произведена замена Государственных казначейских билетов образца 1934 г. на новые образцы. Автором трех номиналов казначейских билетов в один, три и пять рублей также стал Дубасов. Сохранив цветное оформление денежных билетов, он нашел новые изобразительные средства для лицевой стороны. Художник предложил использовать для оформления дензнаков фигуры шахтера, красноармейца и летчика. Нелегко далась Дубасову эта серия.
С рублем все обошлось благополучно. На этой купюре художник изобразил передового представителя рабочего класса стахановца — шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.
А вот «трехрублевку» решил украсить изображением красноармейца. В подготовленной миниатюре строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцу, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот!
Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил от экспертов Наркомата обороны в области военной экипировки справку, в которой говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава.
Первая послевоенная денежная реформа была проведена в декабре 1947 г. Автором оригиналов казначейских билетов достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей также был Дубасов.
Начало 60-х годов у коллектива Гознака связано с выполнением еще одного важного государственного задания. Правительство приняло решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен в 10 раз. В связи с этим было решено одновременно выпустить в обращение деньги нового образца. Это была последняя денежная реформа, в изготовлении оригиналов билетов которой принял участие Дубасов.
Оцененный по заслугам
В годы Великой Отечественной войны по его рисункам печатались марки с портретами Суворова, Матросова, Зои Космодемьянской, партизан и рядовых воинов Красной Армии.
Дубасов является автором многих знаков воинской и трудовой славы. Это он создавал медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, специальный знак отличия «Маршальская звезда», а также орден «Материнская слава» трёх степеней. В 1938 году были учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», которые тоже были изготовлены по эскизам мастера. Дубасов создал эскизы медалей «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», эскиз высшей награды СССР — Ордена Ленина.
Жизнь и деятельность этого мастера своего дела не остались незамеченными. За многолетний доблестный труд ему в 1959 г. было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1945 г. он был награжден орденом Ленина, в 1951 г. — орденом Трудового Красного Знамени, а также орденом «Знак почета», многими медалями и почетными грамотами.
Скончался Дубасов 15 марта 1988 года, похоронен на Акуловском кладбище Одинцово.
По материалам bonistikaweb.ru, Московский комсомолец
3.149.254.25
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Можешь с Янсом проконсультироваться.
Статья А. В. Алехова, 1999 год:
«В 1937 г. Гознаку поручено изготовление билетов Государственного банка СССР — червонцев нового образца. Выпуск их был приурочен к 20-летию Октябрьской революции. Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике денежного обращения помещался портрет В. И. Ленина. Претерпел изменения и герб СССР: теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, в одиннадцать лент — по количеству союзных республик.»
Другой фрагмент:
«В концепции денежного дизайна распространенным методом является использование для оформления денежных билетов портретов государственных и других выдающихся деятелей данной страны. Наглядным примером тому является «президентский сериал» в долларах США. В нашей стране такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. имеются оригиналы с портретами С. Халтурина, М. И. Калинина и В. И. Ленина. С 1937 г., начиная с оформления билетов Государственного банка (червонцев), включение в рисунки денежных билетов портрета В. И. Ленина становится общим правилом.»
Валентин Дубин:
«ВВ 1937 г. Гознаку было поручено изготовление денежных знаков Государственного банка СССР. Их выпуск приурочили 20-летию Октябрьской революции. В концепции денежного дизайна многих стран распространенным методом является использование портретов государственных и других выдающихся деятелей для оформления дензнаков. Наглядным примером тому является «президентская серия» на долларах США. В СССР такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. применили оригиналы с портретами Халтурина, Калинина, Дзержинского и Ленина.
Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике советского денежного обращения помещался портрет Ленина.
Претерпел изменение и герб СССР, теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент — по количеству союзных республик.
И так далее. Статья — первоисточник — здесь:
Вот так, методом «контрол с, контрол v» можно писать статьи о чём угодно. При этом нужна лишь небольшая перетасовка абзацев и предложений.
Валентину Дубину — позор. Видимо, первостатейный мошенник и плагиатор.
«Правда, с рублем все обошлось благополучно. В полном соответствии с полученным заданием Иван Иванович изобразил на этой купюре «передового представителя рабочего класса». В качестве такого представителя выбрали стахановца-шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных. …
Однако даже в таком миниатюрном изображении строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцам, кто-то из проверяльщиков вдруг заявил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот! Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Это же явная антисоветская пропаганда: растиражировать на советских деньгах солдата-разгильдяя, одетого не по форме!… Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил справку из Наркомата обороны от экспертов в области военной экипировки, где говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава».
У Дубина:
С рублем все обошлось благополучно. На этой купюре художник изобразил передового представителя рабочего класса стахановца — шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.
А вот «трехрублевку» решил украсить изображением красноармейца. В подготовленной миниатюре строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцу, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот!
Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил от экспертов Наркомата обороны в области военной экипировки справку, в которой говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава.
Какие поразительные совпадения!
Воровство среди журналистов процветает, цветёт и пахнет.
Есть еще один вариант. Вот на примере спорта, очень много уже взято интервью у хоккеиста Морозова, фигуристов Домниной и Шабалина, да и многих других наших знаменитостей. Конечно же я отслеживаю всю эту информацию по мере возможности и если вижу что-то любопытное, то беру на заметку и, когда встречаюсь с этими спортсменами прошу более подробно рассказать о выуженных фактах из того же Интернета. Вроде и не ты был первооткрывателем, но пообщавшись с носителем информации, можешь уже писать под своим именем или делать какие-то свои умозаключения.
А так тупо и глупо переть чужую инфу. Нет я не борец за нпавственность и чистоту рядов, просто есть в этом прямой прагматизм. Все это копирование легко вычесляется, ну и зачем этот геморой вам нужен… Я имею ввиду авторов таких статей. Наглядный пример чуть выше!
Беспредметный спор, господа. Всё украдено еще до нас.
Надо же — три червонца были одной банкнотой. Фраза «три червонца-жопу на ночь» как-то связана?
Конечно, Дубину надо было указать источники. Но как вообще с точки зрения права можно рассматривать описание разными авторами одних и тех же исторических событий? В любом случае, это будет смахивать на компиляцию.?… Ведь иногда другими словами и не опишешь.
И вот интересно, цветные фото вставил тоже Дубин?
Если нет, то, по идее, должен быть и автор фото указан. ИМХО, материал в сумме приобрел совсем другое лицо и имеет право на собственное авторство. Если не так, поправьте.
[q=А. Ф.] Интересный материал. Спасибо! Кстати, не исключено, что созданные Дубасовым миллиардами тиражируемые образы на купюрах стали один из слагаемых победы в войне. Вселяют оптимизм!
Гостю отдельное спасибо за упорный ночной труд!