День народной разобщенности
4 ноября в России проходит очередной официальный государственный праздник, именуемый «День народного единства». Символично, что вокруг данной даты сложилась изрядная неразбериха, наглядно демонстрирующая, насколько нация не является единой, как сильно она разобщена.
Конфликты и противостояния сопровождают этот «праздничный» день по множеству линий: левые — правые, богатые — бедные, верующие — атеисты, националисты — националисты же (эта публика постоянно выясняет отношения друг с другом, взаимно заводясь ненавистью).
Появился в истории России этот праздник в 1649 году указом царя Алексея Михайловича, представляя собой для страны на протяжении почти трех веков что-то вроде нынешнего Дня Победы 9 мая. Только праздновали тогда дату победы над поляками (хотя, по сути, над самими собой, ибо никакие поляки никогда не оказались бы в Кремле, не устрой русские такой масштабной смуты и внутренней резни, как в 1598-1612 годах). Дату царь Алексей приурочил к дню вступления ополчения Минина и Пожарского в Белый город. Реально поляки сдались и ушли из Кремля через несколько дней после этого. Причем капитуляция не спасла их от расправы, излишним благородством ни одна из сторон не отличалась.
Государственный праздник попутно представлял собой и религиозный — собственно светских праздников донельзя клерикальная средневековая Россия не знала. Праздник был назван в честь иконы, так называемой Казанской иконы божьей матери, выступавшей для народного ополчения Минина и Пожарского чем-то вроде знамени, они несли ее с собой во время похода на Москву. Икона считалась «чудесно обретенной» и чудотворной. Обычно подобные религиозные «чудеса» сомневающимися приписываются мошенничеству церковников, которые прикапывают иконы, после чего организуют их «чудесное обретение». Но, судя по всему, происходили и реальные находки спрятанных кем-то икон. Ничего необычного в кладе-иконе нет, для человека верующего организовать такой клад, пытаясь спасти святыню, в преддверии нашествия врага — дело естественное, тем более, что иконы были еще и богато украшены, за счет окладов из драгметаллов и камней они представляли собой сокровища.
Как попала икона в яму на метровой глубине, обнаруженную на пепелище сгоревшего во время пожара 1579 года дома в Казани? Конечно, могло случиться так, что икону зарыли защитники города от нашествия Ивана Грозного в 1552 году. Христиане в Казани тоже были, среди защитников города историки упоминают тысячу русских. В то время, кстати, как на стороне Ивана Грозного очень мощно действовала тридцатитысячная татарская конница касимовского (Рязанская область) хана Шигалея, а также отряды астраханских, нижегородских, московских и ногайских татар.
Если ставшая кладом икона не имеет подобного, исторически парадоксального, но возможного происхождения, то в мошеннических действиях приходится подозревать честолюбивого и предприимчивого священника Ермолая (впоследствии — патриарха Гермогена). Именно он причастен к процессу «обретения» святыни, шумиха вокруг иконы началась с него.
Подлинник иконы не сохранился. Что интересно, уничтожен он был не «кровавыми большевиками», а обычным вором еще в 1904 году. Национальную святыню выкрал из церкви ради дорогого оклада некий Варфоломей Чайкин. Икону он порубил на куски, выковыривая золотые и серебряные пластины, драгоценные камни. А куски сожгла в печке его теща. Злодея поймали и дали ему 12 лет каторги. Как видим, в России даже в то время было немало лиц откровенно не верующих. Генерал Деникин, вспоминая дни первой мировой войны и революции 1917 года признавал несомненным факт, «что поступавшая в военные ряды молодежь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно». После февральской революции обязательное отправление религиозных обрядов в войсках было отменено, и от него тут же отказались 80 процентов солдат.
После победы большевиков в октябре 1917 года официальные торжества по случаю «Казанской», впрочем, как и другие памятные даты прежнего царского режима, были прекращены, дата отмечалась сугубо в религиозной среде. Новая эпоха принесла и новые праздники. Основным стал день свершения, как ее именовали во время правления коммунистов, «Великой Октябрьской социалистической революции» — 7 ноября по новому стилю.
Это не изобретение большевиков, даты подобных революционных событий чтят во многих странах, где произошли собственные революции. Достаточно вспомнить Францию, где национальным праздником стал день взятия Бастилии.
В 2004 году ушедший в религиозную среду праздник возвратился в качестве государственного. Монополизировавшая власть партия «Единая Россия», желая уничтожить в памяти народа дату революционных событий 1917 года, проголосовала в Думе за отмену празднования 7 ноября и ввела в качестве праздника 4 ноября. «День иконы» было решено именовать как «День примирения и согласия». Впрочем, сколько ни говори халва, во рту слаще не становится — приметил еще ходжа Насреддин. С введением праздника в стране не стало больше ни желающих примиряться, ни желающих соглашаться, расслоение продолжается, богатые продолжают богатеть, бедные — нищать, не прекращаются митинги и выступления.
Националисты восприняли дату как повод для организации своих шествий под названием «Русский марш», позабыв про татарскую конницу Ивана Грозного и прочие события истории государства, в которой действующих народов было много более чем один.
Коммунисты и левые продолжают праздновать 7 ноября и обещают рано или поздно вернуть этот праздник в календарь. Православные устраивают церковные службы и крестные ходы. Российский истэблишмент демонстрирует свои показные набожность и патриотизм. В общем, каждый занят своим делом.
А чем заняты сегодня, в выходной и праздничный день, вы?
13.59.92.247
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
«Её страницы, залитые кровью,
нельзя любит бездумную любовью,
но и любить без памяти нельзя…»
Администрация сайта не признает что ли государственных праздников России?… Стыд и позор…
Хотя я догадываюсь.