Огородики в О-городе
О-город, или город О – это шутливое название Одинцова. Появилось, видимо, тогда, когда екатеринбуржцы начали свой город именовать Е-бургом, так сказать, для краткости. Вообще у города нашего немало забавных псевдонимов – хоть бы Огурцово, Леденцово, 1-цово, Одинбург, Одинград, но речь сегодня не о них.
А речь пойдёт, так сказать, о сельском хозяйстве в черте города.
Кто-то скажет – невозможно, мол, что за бред? Какое в городе сельское хозяйство?
Какое, какое… Самое что ни на есть натуральное!
Наша газета уже писала о бабушке, которая на глазах фотокорреспондента лыжной палкой сажала на свежепосаженном газоне картофель. Говорит – остались проросшие клубни, жалко выбрасывать. А газон – чего его жалеть? Он общественный, ничей. Чуть позже бабуля подсадила в это же место лук! И пообещала высадить оставшуюся у неё рассаду перцев – но до этого дело не дошло.
Потом пришли рабочие из городского благоустройства с бензиновыми мотокосами, и картошка с луком оказались «побритыми», вместе с остальным газоном. Так что будет ли урожай - сказать трудно. Да и как его убирать? Неужели – с лопатой на газон выходить? Бред какой-то…
Но моя история и не про бабушку тоже, хотя случай, согласитесь, забавный.
Я хотел бы рассказать о том, что в городе очень много небольших участков земли, которые граждане используют под огороды. Таких нет разве что в новых кварталах, а вот пятиэтажная застройка подобными местами изобилует.
Чувства это городское огородничество вызывает смешанные.
С одной стороны – это наше всё, российское. Корни большинства сегодняшних одинцовцев – в сёлах и деревнях, а то, что в корнях – это на всю жизнь. Это касается и приезжих, и коренных – ведь Одинцово когда-то было сплошь частным, домишки с огородиками, да дачи. И если весной в руках зуд, и хочется лопатой помахать – то человек должен это из себя выплеснуть, а иначе он сам не свой. Кто побогаче – едет на собственную дачу, а у кого дачи нет?
Те раскапывают ближайшие окрестности. В черте города – между пятиэтажками, прямо возле домов.
И на городской окраине – подобных участков полно по таким улицам, как Северная, Говорова – ведь дома только с одной стороны, а дальше – или поле, или лесопарк.
И поле, и лесопарк кажутся людям ничейными, вроде газона. Хотя, смею уверить – это не так. У меня мама всю жизнь работала инженером защиты леса в Звенигородском лесхозе, и свои взаимоотношения с лицами, захватывающими лесные территории, вспоминает, как сущий кошмар. Вот что она рассказывала:
«Строят сарайчики, раскапывают огороды. Если им поссовет, или другая организация дали эту землю в пользование – на здоровье, разве я буду возражать? Но если разрешения нет – ведь с меня же спросят, как с человека, находящегося на службе у государства! Пробуешь усовестить – люди злобятся, угрожают. А что я могу сделать, если это казённая земля, государственный лес, и я обязана его охранять? Это же работа моя. Растут там деревья, или нет – разницы никакой нет. Сегодня леса нет – завтра вырос. Правда, если там будут огороды и сараи – леса там точно не будет. И вот я оформляла акты на самовольные захваты земли и передавала их в милицию. Ответственность законы предусматривали вплоть до уголовной, но милиция никаких мер не принимала, и самозахваты возле городов и посёлков были моей вечной головной болью».
Если бы только с лесников спрашивали за захваты земли – наверное, это было бы не так страшно. Ну, подумаешь, кто такие лесники? Ходят там, лес какой-то защищают… Лес он чей? Ничей! Государственный. Как газон. Подумаешь, что здесь такого – убудет от него, если я сарай поставлю? Или грядку раскопаю?
Не убудет, конечно, разве что совсем чуть-чуть. Но за одним ставит сарай другой, третий, десятый… Раскапывают огородики – маленькие, по сотке, но сотня человек – вот тебе и гектар. А люди в форме и без, такие же точно, как моя мать когда-то, бегают по городу и пытаются образумить земляков. Вопрос касается очень многих служб – не только лесу плохо от самовольных захватов земли. Здесь и архитектурный облик города страдает – ведь оказывается он окружён со всех сторон непонятными оградками из чёрт знает чего. Плантации ведь надо защитить от набегов посторонних. Старые кровати, колючая проволока, куски фанеры, железная арматура – ужас берет от одного взгляда на эту фортификацию.
Сараи до дрожи доводят пожарных инспекторов – потому что люди хранят в них много хлама, потому что сарай может быть легко подожжён асоциальными элементами, потому что потушить такое загорание нелегко, да и подобраться к нему порой сложно – преодолей-ка ряды спинок от кроватей с пожарным рукавом на плече... А рядом – кроны деревьев. Полыхнёт – мало не покажется.
Что ещё удивляет – это то, что люди не боятся употреблять выращенные в десятке метров от дороги овощи и ягоды. Помню, как-то в окрестностях Праги остановились мы на обочине дороги, которая сплошь была засажена сливовыми деревьями. Потянулись сорвать – сопровождающие приятели-чехи дружно залопотали: «Не можно, не можно!» Оказалось, здесь плодовые деревья играют роль сугубо декоративных, в пищу эти плоды никому даже в голову не придёт употреблять – ведь то, что летит в стороны от дороги, наполняет их нутро страшными ядами. А у нас такую вот клубничку с огурчиками и сами едят, и детям не стесняются предлагать. Кушай, деточка. Ты видела, чтоб я яблочки отравой поливал? Никогда. Их и без меня каждый день поливают…
Видел, как прямо под окнами девятиэтажки на Верхне-Пролетарской одна бабуля устроила себе огород. Картошка, зелень… Может, бабушке всё равно, а я бы просто побрезговал питаться с огорода, в который, извините, плюют, сморкаются и стряхивают сигаретный пепел жители девяти этажей.
Если она сама это всё ест – её дело, а если на рынке продаёт? Там у неё столько посажено – целой семье невпроворот. Бр-р-р…. Мерзко. Кто-то, возможно, начнёт по нашей сердобольности бабушку жалеть – мол, это от бедности всё. Ну, бедность бедностью – но правил приличия-то никто не отменял. Если я беден – это ещё не значит, что мне позволено по-хамски к людям относиться.
Всплеск самозахватов произошёл в девяностые годы. Трудно спрашивать с людей, которым попросту нечего есть – магазинные прилавки пугали пустотой. Тогда это действительно был вопрос выживания. Но времени с тех пор прошло изрядно, жизнь изменилась, и многие участки ныне просто заброшены. Но – не все.
Городские службы пытаются убирать захламлённые участки, разбирать и вывозить сараи:
Но, откровенно говоря, успеха здесь достичь трудно. Если убрать из леса чей-то сарай – ещё возможно, то грядочная фортификация быстро восстанавливается.
Пожалуй, надежда лишь на одно – мода на эти огороды вокруг О-города постепенно уйдёт. Уже уходит. Как ни грустно это осознавать – вместе с поколением, у которого по весне руки зудят и просят лопаты…
Александр Лычагин
3.144.123.24
Если сьесть этой фигни немного - не страшно. Но если делать это постоянно - ни к чему хорошему это не приведёт.
Ты же ведь не дурак. И прекрасно осознаёшь - есть такие вещи действительно опасно. Точно так же, как и грибочки с цезием - даже вываренные в солёной водичке.
Но по упёртости своей пытаешься мне и другим доказать, что это - чепуха, что можно не бояться.
Причём я подозреваю - тебе интересен спор ради спора. То есть тебе надо доказать, что я подлец и негодяй - любой ценой. Ради этого ты можешь и белое чёрным называть, а не то, что убеждать людей в безопасности поедания клубники, выращенной в 30 метрах от дорог с интенсивным движением (а Северная и Говорова сейчас очень интенсивны, Говорова - особенно).
Оставим пока те участки, что возле дорог.
Возьмём те, что в палисадниках. Допустим, сверху плюнул на грядку человек, болеющий туберкулёзом, сифилисом - это тоже будет безопасно?
Насколько я понял из нашего с тобой спора, ты будешь утверждать - "Абсолютно!"
И если я тебе найду в интернете ссылку о вреде этих болезней, ты мне ответишь так:
"Там в конце написано про антибиотики, которыми эти болезни лечатся! Это достаточно просто и легко!"
Задумайся, Володь, над тем, что я сказал. Зацени свою позицию. Попробуй на неё и на наш спор немного со стороны взглянуть.
а вот не надо было по турецким клоакам ползать!
сидел бы как малоткин в пляжной зоне и увез бы самые светлые воспоминания.
Лычагин будет питаться с магазина, а Нондатирус с обочины
Срок - 3 года ! Потом посмотрим кто быстрее ласты склеит
Конечно дурацкий. Впрочем, не менее, чем твой про грибы в "чернобыльской зоне". Почему? Потому, что у нас не чернобыльская зона. И свинец с кадмием, который абсорбируют некоторые овощные и во время технологического процесса посадки, окучивания, удобрения, сбора, в том числе, а не только от близлежащих шоссе - тоже не стронций.
Это действительно опасно. Осознаю. Но если это есть на самом деле, т.е., превышает ПДК. И разговаривать далее на эту тему буду только после представленного тобою результата химического анализа, ну, к примеру, картошки с Северной и Говорова в сравнении с рядовой картошкой из кузова на рынке. Всё! Надоело, Саш! Чо-нить мне докажешь не поверхностно так, а реально - извинюсь, возьму свой сарказм обратно.
После того как спор начал входить в "привычное" русло с "идиотами" - ДА!
И ты прекрасно понимаешь, что не получится у тебя переспорить, потому что, скажем так, ты не совсем прав. Истина не только на твоей стороне. Отсюда твоё и бессилие с "идиотами", "подлецами" и "негодяями".
Биологические организмы, коими являются бледная спирохета и палочка Коха - это не свинец. Они требуют для своего выживания почти "тепличных" условий. Почва и листья растений - очень неподходящая для этого среда.
Да, и лечатся антибиотиками. Про них знают даже гастарбайтеры без медкнижек, которые собирают, грузят, упаковывают овощи и фрукты для рынка. А, насколько я знаю, там свеклу и картошку санитарный надзор на реакцию Льюис не проверяет.
Да заколебался я уже, Сань, флудить.
Прошу уточнить тему! Не с обочины, а из палисадника под окном.
Обочину, автостраду, кадмий, свинец и кислотные дожди Лыч выдумал для литературного эффекта!
...прикиньте картину кисти Прожектора - "NonDaturis харчующийся в палисаднике под окном Лыча".
Под окном Лыча ещё этажей двенадцать будет. Заплюют сифилитики разные.
...вы, профессор, не любите пролетариат
я его обожаю. Но не как класс, а как женщину! И только без сифилиса!
...прикиньте картину кисти Прожектора - "NonDaturis харчующийся в палисаднике под окном Лыча".
...и Лыч, плюющий сверху для чистоты эксперимента.
Вообще заметка напоминает анекдот про бабульку с табличкой "помидоры из Чернобыля". "И что, берут?" - "Берут, милок, берут... кто для жены, кто для тёщи."
Раз выращивают, значит, кто-то ест. Один мой знакомый рассказывал, как коноплю поливают ацетоном, чтобы крышу лучше сносила. Может, тут то же самое. Может, бабулек с этой картошки колбасит.
Точно, вот она истиннная причина огородничества
Добавлю - от голода НЕ вскапывают. Причина, действительно, в голове.
На 100% уверена, что "упрямые огородники" - либо аборигены, либо когда-то занесенные
судьбой в Совковый период на освоение городских территорий, бросив те земли, где ро-
дились (там бы и сгодились). Никогда русскому человеку не было свойственно облагора-
живать землю, чтоб кормила и радовала глаз. Главная задача была - окучить больше
соток на прокорм семьи и на продажу, а в более далекие 40-50-е отдать налог государству
в натуральном виде, не до красоты было. Вот потому эти бабульки вскапывают землю и
сажают, что умели. А этими же силами облагородить клумбочку - дык "на это ума не хва-
тает" (Матроскин - Шарику). Проку от выращенных кустиков картошки и лука - ноль, не
помощь к пенсии. Жалость вызывает этот "труд". К прекрасному бабушку не тянет по при-
надлежности. Автор во всем прав в статье, речь идет об истетическй стороне - ЭТО не
украшает город. Старики вызывают жалость все, т.к. старость - не радость. Но занять се-
бя можно всегда, рукам работа всегда есть, надо ее видеть во всем, а не в посадке лука-
картошки у подъезда. Не многих прокормили сотки в 80-е в черте города или по окраинам,
а хламу хватает на всех. На те сотки ходили довольно молодые (40-50-летние) в основном
из удовольствия и интереса, многие учились работать на земле, познав мартышкин труд -
бросали всё. Забавно было наблюдать за этими "энтузиастами-целинниками". Нафлудили тут по самое "не могу", но слезу не вышибло. Нужно быть более гордыми пенсионерам, уж
очень зажелели. Пофигисты тож, не хотят отстаивать свои права каждый индивидуально, за себя, любимого. Иди, требуй то, что тебе положено. Добивайся правоты, читай-образо-вывайся, а не у подъезда щебечи с товарками или заливай с товарисчем за ворот.
По поводу пенсии в 1800 рэ - это надо было совсем не работать (минимальная) или иметь
очень маленький стаж. И кв.плата одинокому пенсионеру при такой пенсии - нулевая, а
если прописан(а) пенсионер(ка) не одна, так пусть платят те, кто с нею проживают.
Словом, я за красоту в городе, за газоны-клумбы в любых проявлениях, но не за грядки
и нагромаждения вокруг их. Был лозунг в сов.прошлом - "украсим Родину цветами".
Красота спасет мир, говаривали тож.
Ну, млин, увлеклась.Звыняйте.
Пардон, эстетической, естессно.