Между небом и землей: чудо или супер?
Федор Тютчев оставил нам горькие строки об отчаянно тоскующем человеке: «Безверием палим и иссушен, невыносимое он днесь выносит. И сознает свою погибель он, и жаждет веры - но о ней не просит…» «Наш век» написан Тютчевым в 1851 году. В 1915 Анна Ахматова в «Молитве» взывала: «Дай мне горькие годы недуга, задыханье, бессонницу, жар, отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар - так молюсь за Твоей литургией после стольких томительных дней, чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». В 1988-м, на повороте к прозрению, Юрий Кузнецов констатировал: «Вокруг индустриальные пустыни, ловушки быта расставляет век. Легко ты принял ложные святыни, рассеянный и гордый человек…» В 90-е храм за храмом стали подниматься из руин, закрывая десятилетия позора и надругательства. А возведение новых храмов там, где их никогда не было и, казалось, никогда не может быть, - не явное ли чудо? У коротенького этого словечка в каждом конкретном случае есть сокровенный смысл: чудо рождения, чудо прозрения, чудо любви, рукотворное чудо…
Впрочем, для многих сегодня это прошловековая рутина. Полноправным синонимом чуду стало некое словечко «супер».
- С-у-у-пер! - притормозив у почти завершенного храма Георгия Победоносца в Одинцово и заглянув в открытые ворота строительного ограждения, выдохнул «ролико-интернетный» потомок российской боли и надежды. И его компания молча согласилась. На чистом низеньком «подиуме» среди раскисшей под дождем глины и строительного мусора многопудовой и величественной тяжестью безмолвствовали колокола. Самые большие из 15-ти, отлитых для нашего храма. Подростки не знали, что невольно стали свидетелями чуда. То, что происходило здесь 5 августа, может происходить едва ли не единственный раз в столетие. Так утверждают специалисты международного центра колокольного искусства из Архангельска, подчеркивая, какая большая редкость, когда весь набор колоколов для храма «прибывает» сразу. Тем более во главе с восьмитонным. Наши колокола отлиты примерно за полгода (это время непосредственно литья) в городе Тутаеве Ярославской области. Ранее Романов-Борисоглебский со знаменитым заводом Николая Шувалова. Ныне это завод ИТАМАС. Только здесь сегодня получаются колокола, близкие по звучанию к старинным. Совсем недавно стали открыто говорить, что колокольное искусство было нами полностью утрачено.
Современной «истории» литья всего 15 лет. Увы, литейщики ничего не понимают в звуке. Пока что удается лишь более-менее точно скопировать старинные колокола. У наших получились достойные голоса. Их в первую очередь послушали на заводе, а после освящения в Одинцово молодые звонари из Акуловского и Гребневского храмов «испытали» закрепленные на переносной звоннице шесть самых маленьких (а, значит, самых звонких) колоколов. Стараясь не бросить тень на очень известную в России и всеми любимую монастырскую обитель, один из звонарей все-таки высказал свое мнение: «По сравнению с этими там колокола звучат, как кастрюли…»
Через несколько дней колокола займут свое место на звоннице - между небом и землей. А сейчас до них можно дотронуться, молитвенно приложиться, поклониться. Что и происходит. Одним из первых принимал работу тутаевских литейщиков глава Одинцовского района Александр Гладышев. На самом большом колоколе внизу отлит традиционный текст - когда, при ком, благодаря кому и для какого храма отлиты колокола. Рядом с именами президента, патриарха, губернатора - имя нашего главы: «радением главы Одинцовского района Александра Гладышева». Сам он - уже впереди свершившегося. Обращаясь к собравшимся, рассказывает: «Через 10-12 дней поднимем последний купол - над звонницей. Она у нас уникальная: колокола разместятся в два яруса. И, словно извиняясь, с улыбкой разводит руками: «Наша звонница получилась только чуть-чуть ниже, чем знаменитая в Кремле. Там 78 метров, у нас немножко меньше. Но звон будет слышен во всем Одинцово». Глава подчеркнул, что есть авторитетное заключение ученых, подтверждающее благотворное влияние на человека колокольного звона. Да, и такой документ был представлен в прокуратуру в ответ на жалобу группы жителей соседних домов, что колокола будут нарушать их конституционное право на отдых...
Для Гладышева это шестой храм, где он помогает с колоколами. Незадолго до наших такой же их набор, только не 20-тонных, а полегче, зазвучал на святой горе Афон, в келье святого Модеста… Из уважения к молитвенному паломническому подвигу Александра Гладышева и его подвижническим трудам по возрождению Православия в России именно афонские монахи писали Богородичные иконы и лик святого Георгия для одинцовского храма. Все они уже готовы, уже здесь, в ожидании освящения храма. 9 сентября его совершит сам Патриарх. Какое здесь слово больше подходит? Но не знакомая с обиходностью нашего «супер» интеллигентного вида бабулечка явно воспринимает происходящее не иначе как чудо. Вполне серьезно после освящения колоколов она задала главе района вызвавший у него секундное замешательство вопрос: «А правда, что здесь будут святые источники?» Серьезно ожидая ответа, не замечая строительного хлама и разора, она ведь, по сути, говорила еще об одном чуде. Уж если милостью Божией из нашего муравьиного копошения подвигом поднимаются к Небу такое величие и такая красота, почему б не пробиться здесь сквозь яблоневые корни старых одинцовских садов родникам живой воды? «Невозможное у человеков возможно Богу».
«Благовествуй земле радость велию» - гласят «напутственные» слова на большом колоколе. В первые дни сентября, услышав благовест святого Георгия, мы переживем радость этого чуда впервые. Но самое главное, что после «бедного неверия былого» золотые бутоны куполов нового храма начнут наполняться дыханием наших молитв. Небо их ждет.
Тамара СЕМЁНОВА
3.147.48.105
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: