Головы чёрные, головы белые... А что внутри?
Связанные материалы:
Уважаемая Тамара Васильевна!
Позвольте продолжить нашу с вами дискуссию по национальному вопросу.
Прежде всего – несколько замечаний по информации, которую вы доводите до сведения читателей.
Вы пишете:
«Сердце леденеет, когда узнаешь, например, об «иркутской истории». Гастарбайтеры из Таджикистана попытались «завербовать» местных мальчишек для распространения наркотиков. Когда дети отказались, их повесили, чтобы не проболтались.
Один мальчик выжил, и в результате русские мужчины, в том числе и отцы погибших детей, были приговорены к 25 годам лишения свободы. Понимаете, за что. Этот факт прозвучал 1 марта по «Народному радио». И понимаете, конечно, какой резонанс был на это решение «самого справедливого в мире суда». И у одной, и у другой стороны».
Материал вы подаёте эмоционально, красочно, но не совсем точно. Позвольте поправить вас сообщением агентства «Интерфакс» по поводу той же самой истории:
«Шестеро жителей Иркутской области осуждены за убийство двух рабочих из Узбекистана. Иркутский областной суд на основе вердикта присяжных приговорил их к длительным срокам заключения в колонии строгого режима. В частности, суд приговорил Владимира Авдеева к 25 годам лишения свободы, Юрия Прохорова - к 20 годам, Андрея Иоста - к 21 году. Виктор Шаравин приговорен к 8 годам, Александр Рыбаков - к 16 годам. Еще один обвиняемый, несовершеннолетний Денис Рукасуев, приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Весной 2005 года в селе Московщина под Иркутском, были найдены задушенными двое местных подростков, еще одного врачам удалось спасти. Местные жители обвинили в этом преступлении гастарбайтеров, работавших на стройке – на том основании, что мальчишки были с ними дружны.
"В ночь на 10 июня в Московщине разыгралась настоящая драма, - рассказывает старший помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов. - В здание, где жила и работала бригада гастарбайтеров, ворвались неизвестные и учинили побоище. К тому времени таджиков работодатель уже вывез, а вместо них приехали рабочие из Узбекистана. В результате двое граждан Узбекистана скончались на месте, еще четверо получили тяжелые увечья".
Как выяснило следствие, организовал избиение рабочих дядя спасенного подростка. Будучи руководителем бригады по заготовке леса, он предложил своим рабочим жестоко расправиться с приезжими. Их забили лопатами, отметил Семенов. Он уточнил, что затем нападавшие, "прихватив сотовый телефон погибших, подожгли вещи, разбросанные на полу, подперли дверь снаружи и скрылись".
Пожар удалось потушить находящимся в сознании потерпевшим».
Тамара Васильевна, в сообщении Интерфакса нет ни слова о героине. Впрочем, возможно – он даже был! Я не могу вам возражать – не знаю. Но обстоятельства дела всё же не те, как описываете вы.
Убивать лопатами непричастных людей – пусть тоже гастарбайтеров, это как-то нехорошо, согласитесь? Ни по закону, ни по воззрениям христианства. Поджигать в сарае живых ещё людей – совсем уж ни в какие ворота не лезет.
И не удивительно, что суд присяжных принял такое решение.
Вы пишете, цитируя меня и философа Ильина:
«Истинный патриот России, - говорит Александр, - это прежде всего интернационалист. А знаменитый русский философ Иван Ильин утверждает, что патриотизм и интернационализм - это противоречащие несопоставимые вещи».
Здорово, конечно – танком по пехоте, целым философом да по мне, худородному…
Только вот философ Ильин немало чего в жизни писал. Писал он и статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой хвалил Гитлера и Муссолини. Вот строки из этой статьи: «Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. … Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка. Поняла ли это Европа? Кажется мне, что нет...»
Да, Европа не поняла – ни Гитлера, ни Ильина. Ряд работ Ильина посвящён апологии фашистского движения в Европе. Они проникнуты стремлением обелить «оклеветанные», на его взгляд, партии и лидеров фашизма, и подчеркнуть их, по мнению автора, «большие заслуги» и «правоту».
Тут уж каждый волен себе определять, чью сторону принять. Вам, Тамара Васильевна, видимо, Ильин ближе. Но я, если можно, на своей точке зрения постою, можно? Ну не авторитет для меня этот философ в плане рассуждений о патриотизме и интернационализме, поймите. Были ведь в белом движении и другие люди, которые России в схватке с Гитлером сочувствовали, несмотря на Сталина и коммунизм. А этот…
Ну, и дойдём, наконец, до прискорбного происшествия с автобусом – центральной темы вашей статьи. Написано тоже очень живо, эмоционально так – прямо за душу берёт.
Дикость, конечно, жуткий случай. Однако, простите - мало ли дураков на свете? Может быть – среди русских нет идиотов? Так позвольте напомнить вам историю, что приключилась где-то с год назад в нашем городе на улице Новоспортивной. Там ездил инвалид, милостыню собирал. И один из автомобилистов попытался инвалида вытолкать с проезжей части – тесно там было. Другой автомобилист вступился за безногого, и поссорились водители. Слово за слово – один вытащил травматический пистолет, да и шарахнул оппоненту прямо в глаз. С тягчайшими последствиями. Каково?
Подобное приключилось и в столице недавно – по телевидению показывали видеозапись, сделанную камерами наблюдения. Прохожие пнули авто, владелец выскочил из машины и открыл стрельбу из травматического пистолета. Двое пострадавших.
Да, нравы нынче на дорогах жесточайшие. Чуть ли не нормой стал такой автомобиль, знаете ли – к «торпеде» иконок православных целый иконостас прикручен, а за спинкой водительского кресла бейсбольная бита лежит. На бога надейся, а сам не плошай. «Аще тебя кто ударит по правой щеке, схвати скорей дубину и побей его, сукиного сына, в щепки» - тоже цитата, Остап Вишня. Прямо провидцем сатирик оказался.
Случаев таких тьма, каждый день на дорогах творится чёрт знает что. Но тут – кавказец (наверное, даже мусульманин!) пнул православный автобус…. Да потом драка, избиение водителя автобуса... О-о-о… Если эту историю соответствующим образом подать… Тут уже может быть совсем близко до Кондопоги и до убийств непричастных лопатами. Во благо ли? Добро ли делает журналист, раздувающий такие истории? Да ещё так талантливо?
Вопрос.
3.22.70.169
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
за то у них на полях выращиваются коттеджи
Вот вам и да ладно. Эти поля давно "не их". Совхозники продали акции, и семечки кидает Роман Абрамович.
Затрудняюсь сформулировать вопрос. Согласны ли вы, чтобы за преступления таджиков лопатами убивали узбеков - так?
Или - согласны ли вы с тем, чтобы из России надо выгнать всех инородцев - может, лучше такая формулировка?
Или - России Гитлер бы не помешал, поскольку либеральная демократия - это фу?
18 рублей, а раньше меньше чем за 50 было не найти.
круто!
ДИАСПОРЫ: СКРЫТАЯ УГРОЗА ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
октябрь 1 2007 - 08:28 (По материалам «Независимой Газеты», «Комсомольской правды» и «Moldova Azi») Борис Олару
Если учесть постоянный численный рост, экономическую и политическую активность, то роль их в современном мире переоценить невозможно
Во всем мире из года в год растет процент людей, живущих на чужбине, а не на родине, и, со временем, нередко начинающих ощущать эту чужбину психологически более родной и близкой, чем «историческую родину». Одни из них попали на эту чужбину вынужденно, спасаясь от погромов и «зачисток», другие - вполне добровольно, в поисках более интересной работы и более высокой зарплаты, третьи родились там, но в семье, которая никогда не теряла с «исторической родиной» тесной духовной, а зачастую и материальной связи. Сообщества таких людей одной национальности, живущих вдали от своей родной земли, называют этническими диаспорами.
Народ в рассеянии
Словом «диаспора» (букв. «рассеяние» - греч.) изначально называлось длительное или постоянное (причем добровольное) пребывание отдельных еврейских групп за пределами их исторической родины. Термин этот появился в эллинистическую эпоху, и употребляли его лишь говорившие по-гречески евреи. Вынужденная же жизнь вне Страны Израиля – вследствие бегства, изгнания, насильственного переселения – обозначалась ивритским словом «галут» (букв. «изгнание»). Этим вторым термином называется почти двухтысячелетний период еврейской истории – от разрушения римлянами Иерусалима и Второго Храма в 70 г. до создания Государства Израиль в 1948 г.
После поражения антиримских восстаний евреев, и особенно после жестокого подавления Великого восстания в 132–135 гг. (во главе с Бар-Кохбой), евреи, за очень малым исключением, уже не могли более жить на своей родной земле. Угнанные в плен или бежавшие в разные страны, евреи почти на два тысячелетия стали народом без страны, вне своей родины – народом в рассеянии.
Еврейские общины, более или менее крупные, постепенно появляются почти во всех странах Европы, во многих регионах Азии и Африки, позднее, уже в новое время, в Америке (особенно в Северной) и в Австралии. В современном мире довольно трудно найти страну, где бы не проживали хотя бы небольшие еврейские группы.
Так что можно сказать, что евреи – если не уникальный, то уж точно хрестоматийный пример «диаспорического» народа. И ныне Израиль (наряду с Арменией и Ирландией) входит в группу государств, преобладающая часть титульных этносов которых проживает в диаспоре.
Выдающийся английский ученый Арнольд Дж. Тойнби (отнюдь не юдофил) в своем монументальном 12-томном «Исследовании истории» (1972 г.), указал на еврейскую диаспору как на модель будущего мироустройства. При все более активной экономической и политической глобализации, решающее значение, подчеркнул он, приобретают социальные структуры, ассоциированные с этническими группами, которые рассредоточены на больших территориях, но объединены языком, культурой, историей, то есть диаспоральные сообщества, характернейшим примером которых, в силу своей истории, являются евреи.
Конечно, современный мир – очень сложное явление, и, среди действующих на исторической сцене сил и факторов, много куда более крупных и значительных, чем диаспора какого-то народа и все диаспоры, вместе взятые; но что-то в этих рассуждениях есть… Как минимум – нельзя не считаться с диаспорами при обсуждении и решении очень широкого круга проблем. В том числе – размышляя, прогнозируя, каким будет мир через 20 или 50 лет…
Впрочем, и еврейские диаспоральные общности в разное время и в разных странах сильно отличались (и продолжают отличаться) друг от друга и по собственным характеристикам, и по положению в окружающем обществе, так что говорить о них как о какой-то унифицированной модели довольно затруднительно. А уж диаспоры других народов настолько разнообразны, что даже выделение нескольких наиболее распространенных типов является задачей очень непростой.
Но, в общем, прежде всего, выделяют диаспоры старые, то есть существующие со времен древности или Средневековья (это евреи, греки, армяне в странах Европы и Западной Азии, китайцы, индийцы в странах Юго-Восточной Азии), и относительно молодые (турки, поляки, алжирцы, марокканцы, корейцы, японцы и др.). Совсем новые диаспоры (с 1970-х гг.) быстро формируются в «нефтяных» государствах Персидского залива и Аравийского полуострова из гастарбайтеров – выходцев из Палестины, Индии, Пакистана, Кореи.
Мир, можно сказать, на глазах все более диаспоризуется: увеличиваются в размерах и пропорциях почти все старые диаспоры, появляются новые, которых еще несколько лет (или десятков лет) тому назад никто и вообразить себе не мог: диаспора лаосских хмонгов (мео) в США, диаспора афганцев в Центральной России, корейская диаспора на Северном Кавказе, тибетская диаспора в Южной Индии. В мире, пожалуй, уже невозможно найти страну (может быть, за исключением КНДР), в которой бы не было какой-либо диаспоры другого народа, равно как и страну, выходцы из которой не образовывали бы хотя бы небольшой диаспоры в какой-либо другой стране (или странах) мира.
Коренное население стран, где расселяются диаспоры, особенно новые, относится к ним по-разному. Почти везде достаточно сильны реакционные, ксенофобные, расистские круги, которые видят в пришельцах конкурентов, сбивающих уровень зарплаты или, наоборот, взвинчивающих цены, особенно на все более дефицитное жилье. Многих раздражает непривычная манера поведения, странная одежда, непонятливость людей, еще плохо знающих местный язык.
Мигрантов обвиняют в высоком уровне преступности, но очень часто - несправедливо: люди, вдосталь настрадавшиеся от насилия и произвола у себя на родине, в новой стране, в большинстве своем, стараются вести себя максимально скромно и законопослушно. С другой стороны, прогрессивные и либеральные слои общества, как правило, выступают в защиту мигрантов. В конце концов, надо понимать, что если бы не эти мигранты, во многих странах с высоким уровнем жизни и социального обеспечения выполнять обязанности дворников, мусорщиков, кондукторов, медсестер и санитаров, сторожей и смотрителей, и прочую малопривлекательную и невысокооплачиваемую работу, было бы просто некому. А обилие недорогих восточных харчевен, ресторанов экзотической кухни, бутиков и магазинчиков, торгующих одновременно и необычными, и недорогими товарами, появление храмов новых религий, новых форм праздников, карнавалов, спортивных состязаний и т.д. не только разнообразит жизнь страны и делает ее более красочной для коренных жителей, но, порой, и существенно повышает ее туристическую привлекательность, что в наши дни весьма немаловажно.
Есть диаспоры, названные некоторыми исследователи скрытыми (дремлющими, пробуждающимися) – это те, что не проявляли себя до недавнего времени как организованные сообщества: поляки, скандинавы и ирландцы в США, хорваты в Австрии, итальянцы в Аргентине.
Р. Брубейкер, профессор-социолог из Калифорнийского университета, ввел понятие «диаспоры катаклизма». Это такие диаспоральные сообщества, которые возникли вследствие дезинтеграции, распада больших полиэтничных империй (Российской, Габсбургской и Оттоманской) после Первой мировой войны, и СССР, Югославии и Чехословакии - после поражения социалистической системы в «холодной войне» в конце 1980-х гг. Он противопоставляет диаспоры катаклизма - трудовым диаспорам. Если вторые возникают вследствие постепенного и добровольного движения людей через границы, то первые – по причине этнических чисток или просто - передвижения самих границ, причем возникают они часто почти мгновенно, вследствие резкой перемены политического устройства.
Яркий пример диаспор катаклизма – это русские (и все «русскоязычные», пожалуй) в государствах на постсоветском пространстве – в странах Балтии, Средней Азии, Южного Кавказа. Они еще только учатся «диаспоральному бытию», еще только структурируются как таковые. Самая большая трудность для них – это, конечно, перестройка сознания: необходимость отказаться от самоощущения части имперской нации и осознать себя этническим меньшинством в чужой (чужой без всяких кавычек), самостоятельной стране, где «правила игры» устанавливают ее хозяева – титульный этнос.
Более 20 млн. русских жили на территории Казахстана, Узбекистана, Грузии, Украины, Эстонии, Латвии, полагая, что они живут всего лишь в окраинных провинциях России. Только сейчас, вдруг оказавшись на территории особых, независимых государств, имеющих свои законы, свои деньги, свои границы, свою систему образования и управления, они осознали тот непреложный факт, (всегда, впрочем, бывший ясным титульным этносам этих стран), что они живут среди другого народа, с другим языком, с другой культурой, которые они, как национальное меньшинство, должны знать и уважать. Это вполне нормально, но ново, и к этому не так-то легко сразу привыкнуть, хотя русским, жившим в Маньчжурии, Польше или Финляндии, пришлось к этому привыкать уже с 1918 г.
Обратим ли процесс диаспоризации?
Гораздо чаще - нет, чем да. Конечно, уникален пример Израиля, где очень многое в государственной политике подчинено задачам репатриации и абсорбции еврейской диаспоры. Тем не менее, немалое число репатриантов, пожив некоторое время в Израиле, предпочитает вновь уехать в какую-либо другую страну.
XX век был свидетелем ряда волн репатриации (как добровольной, так и вынужденной) армян из разных стран мира - в Армению. Некоторое число из них и до сих пор остались в Армении, но большинство, в конце концов, уехали, причем, как правило, не в те страны, откуда приехали, а в другие. Китайцы и японцы, приезжающие хотя бы на время в Китай и Японию из США, Бразилии, Индонезии и других стран, чувствуют себя на исторической родине неуютно и отчужденно и вскоре начинают стремиться либо вернуться в ту же страну, откуда приехали, либо уехать куда-либо еще. Даже русские из Узбекистана, Казахстана или Киргизстана, переехав в Россию, с ностальгией вспоминают жизнь в «благодатных теплых краях», чувствуют себя неуютно, отчужденно от коренного населения и хотели бы либо вернуться назад, либо переехать далее на Запад. Пожалуй, только немцы, репатриирующиеся в Германию из России, стран Средней Азии или Восточной Европы, в основном остаются в Германии, хотя и они в немалой мере отчуждены здесь от коренного населения, и только в младшем поколении эта отчужденность изживается.
Сколь разнообразны диаспоры даже одного народа, можно убедиться, изучая диаспоры Калифорнии. Только в Сан-Франциско было выявлено пять групп армян – турецко-ливанские 1920-х гг., российские армяне – «перемещенные лица» (по завершении Второй мировой войны) и недавние – ереванские, иранские (добровольные, трудовые) и азербайджанские (вынужденные). Они могут ходить в одну церковь (но могут и в разные), однако сильно разнятся по обычаям, ценностям, диалектам и в целом очень глубоко отчуждены друг от друга.
Особенно сложен вопрос о диаспорах внутри и вовне многонациональных государств. Дравидоязычные тамилы и малаяли (южане) на севере Индии, пенджабские сикхи (северяне) на ее юге – диаспоры ли они? Синдхиязычные (южные) и лахндаязычные (северные) пакистанцы в Англии – одна диаспора или две? Диаспора ли тамилы на Шри-Ланке, где их партизаны – террористы, «Тигры Тамил Илама», ведут войну за создание отдельного тамильского государства, или на Фиджи, где их на 10% больше, чем коренных фиджийцев, и где они претендуют на политическое доминирование?
А в России? В Чувашии русских - 30%, в Туве – 20%, в Бурятии – 60%. Видимо, нигде они не имеют диаспорных ощущений, хотя насчет Тувы с ее нередкими межэтническими эксцессами этого однозначно утверждать не стоит. Не ощущают себя диаспорой и буряты Иркутской и Читинской областей, но в Москве ощущают и так себя и называют. В значительной мере ощущают себя диаспорой и чуваши в Татарстане, Башкортостане и Сибири.
Около трети полуторамиллионного чеченского народа сегодня живет за пределами Чечни – десятки тысяч в Грузии (с XVIII в.), в Казахстане (после сталинской ссылки 1944–1957 гг.), причем значительная часть их – граждане этих стран. Небольшими группами чеченцы проживают в Азербайджане, Польше, Англии, где они просто иностранцы, такие же, как, скажем, иранцы. Но большинство из них (пара сотен тысяч) живет в Центральной России, и именно здесь, несмотря на гражданство РФ, они часто ощущают себя (впрочем, как и другие выходцы с Северного Кавказа и Дагестана, которые оптом воспринимаются как «лица кавказской национальности») неполноправно и неравноправно. Плюс к тому же, чеченская диаспора расколота на явных и тайных сторонников постдудаевских сепаратистов и на их решительных противников.
Лет пять назад было отмечено появление новых «транснациональных общностей за привычным фасадом диаспоры». Миллион азербайджанцев, или полмиллиона армян, или сотни тысяч грузин (без старожильческой части армян, азербайджанцев и грузин в России), постоянно курсирующих между Россией и своими родинами, живущих по большей части «на два дома» – это новая по своей природе диаспора, которая, возможно, заслуживает нового названия.
Вполне вероятно (а точнее – неизбежно) возникновение совсем новых, пока только намечающихся диаспоральных общностей быстро глобализирующегося мира. Если учесть их постоянный численный рост, динамизм, все более активные экономические, политические, культурные, интеллектуальные связи, многообразные контакты людей и структур (вплоть до самых «верхних этажей») и в странах исхода, и в принимающих странах, то роль их в современном мире переоценить невозможно.
Русская диаспора насчитывает около 198 тысяч (5,8 , гагаузская – около 147,6 тысяч (4,4 ,
болгарская – около 65 тысяч (1,9 .
Молдавская диаспора в Москве составляет около 900 тысяч мигрантов
Точного количества мигрантов в Москве не знает никто. По официальной статистике, с начала этого года в российской столице выдан 1 миллион 200 тысяч разрешений на работу. На деле же в городе постоянно «тусуется» по разным оценкам минимум 3 миллиона приезжих. По неофициальным подсчетам, одних только молдаван здесь трудится около 900 тысяч (треть от всех мигрантов в столице)!
Москвичи уже привыкли к нашим. Привыкли, что они подметают их дворы, убирают их офисы, подвозят их на маршрутках до работы. Уже не обращают внимания на них в метро и на улицах, не оборачиваются, слыша отовсюду их непонятную речь. И даже научились без ошибок выговаривать это корявое для них слово -«гастарбайтер». Но пока еще не отвыкли возмущаться - мол, понаехали! (Хотя, если хорошенько покопаться, то сами-то они являются москвичами в третьем-четвертом, а то и во втором поколении – их отцы-деды также сюда «понаехали»).
Москвичи выдумали кучу мифов о мигрантах, - считает Ирина СУББОТИНА, старший научный сотрудник Центра межэтнических отношений. - Начиная от их численности, уровня образования, причин их приезда в столицу и заканчивая мифами о том, что они монополизируют целые отрасли хозяйства и ухудшают ситуацию на рынке труда. Но на самом деле все это не совсем так. Социологи опросили трудовых мигрантов, приехавших в Москву из Молдовы. Исследовали две этнические группы трудовых мигрантов: молдаван и гагаузов. На вопрос: Откуда вы приехали в Москву?- 77% молдаван и 38% гагаузов ответили: Из города. Сельскими оказались, соответственно, 11 и 60 процентов.
Среди молдаван приезжает немного больше женщин, среди гагаузов, наоборот, - мужчин. В основном, им от 18 до 40 лет. Причем, несмотря на распространенное мнение о том, что все приезжие - неграмотные, это не так. У половины гастарбайтеров из Молдовы есть среднее специальное или высшее образование, а около 17 процентов получили профессионально-техническое образование. «Покорять» некогда общую для всех столицу едет как молдавская интеллигенция - экономисты, бухгалтеры, учителя, врачи - так и квалифицированные рабочие: водители, штукатуры, маляры, плотникы, продавцы и повара.
Сейчас средняя зарплата в Молдове - 100 долларов, а пенсия - около 30 долларов. Официально здесь зарегистрировано около 75 тысяч безработных, или 5 процентов от всего населения. Неудивительно, что молдаване тысячами едут в Москву. Чем дольше они там живут, тем меньше среди них бедных и малоимущих, которым хватает лишь на питание и предметы первой необходимости. Все больше становится состоятельных людей, у которых есть даже сбережения. Почти 70 процентов мигрантов довольны своими заработками. И это при том, что столько же - 70 процентов - снимают в Москве квартиры или комнаты, а остальные живут в общежитиях или у знакомых.
Как определили тамошние социологи, на вопрос: Как вы оцениваете свое материальное положение? - 13% респондентов ответили: Ни в чем себе не отказываю; 26% молдаван и 37% гагаузов поставили «галочку» под ответ: У меня есть определенные накопления, но пока не могу купить квартиру и машину; 29 и 35 процентов, соответственно, подчеркнули: В основном денег хватает только на еду и самое необходимое; 4 и 1 процент, соотвественно, отметили, что Денег хватает только на еду, а 10 и 2 процента – что Денег ни на что не хватает.
Именно возможность быстро найти работу больше всего привлекает наших мигрантов в столицу РФ. Причем они оказались очень амбициозными людьми. Треть опрошенных уверены в том, что смогут реализовать все свои планы в Москве. 80% приезжих нашли в столице постоянные заработки. Но лишь немногие получили более престижную работу, чем была у них дома. В основном, половина мигрантов понизила свой социальный статус. Больше трети квалифицированных рабочих вынуждены торговать на рынках, быть грузчиками, уборщицами, дворниками. Молдаване практически не работают в сферах здравоохранения, культуры или искусства. В тяжелой промышленности устроились работать 4% молдаван и 1% гагаузов, в пищевой и легкой промышленности – соответственно, 10 и 4 процента, на стройке, транспорте, в связи – 32 и 41, в магазине, сфере обслуживания – 22 и 21, торгуют на рынке – 23 и 11 процентов, в здравоохранении, просвещении, науке, культуре, искусстве, СМИ устроились 2% гагаузов, в финансово-кредитной сфере – 3% гагаузов, в творческой деятельности - 2% гагаузов. У частных лиц работают 4 процента молдаван и 9 процентов гагаузов.
Лишь треть(!) молдавских мигрантов трудится в Москве легально. От этого их права ущемляют при устройстве на работу. Каждый второй рассказал о конфликтах с милицией, каждый десятый пожаловался на то, что ему не заплатили, обманули. А все дело в том, что поскольку большинство молдавских мигрантов находятся в Москве нелегально, они не оформляют письменных договоров при устройстве на работу. Вот их и «кидают». На вопрос: Ущемлялись ли ваши права и интересы из-за вашей национальной принадлежности? - 23% молдаван и 21% гагаузов почувствовали это при регистрации по месту жительства; 39 и 33 процента, соответственно - при устройстве на работу и в процессе работы; 4 и 8 - при продвижении по службе, повышении зарплаты; 2 и 2 процента - при поступлении в учебное заведение; 4 и 4 - при получении (найме) жилья; 0 и 11- при обслуживании в магазинах, больницах; 4 и 5 - при общении с людьми на улицах, в транспорте; 46 и 50 процентов - при общении с милицией. И лишь 7 и 9 процентов из опрошенных мигратов из Молдовы ответили на данный вопрос:»Нет».
Так что молдавских мигрантов можно разделить на «сезонников» и потенциальных москвичей. Первые приехали на несколько месяцев или лет, вторые - навсегда. Но вернуться домой хочет каждый второй. И еще московские социологи отметили, что, несмотря на все трудности жизни в российской столице, около 40 процентов молдавских мигрантов хотят, согласно опросам, чтобы их дети тут жили, учили русский язык, получили высшее образование и работали по специальности.
Московские социологи пришли, таким образом, к выводу, что трудовые мигранты, приехавшие в Москву из Молдовы, успешно добиваются здесь своей цели - находят постоянную работу и достойный заработок. Все больше в столицу приезжает молодежь. Но о молдавской диаспоре, как таковой, говорить не приходится - гастарбайтеры из Молдовы постепенно вживаются в московское общество, равномерно расселяются по городу, не строят каких-то своих, отдельных районов. Они стараются приспосабливаться к столичной культуре, даже готовы отказываться от своих традиций, лишь бы не выделяться среди москвичей. Но не стоит забывать и о том, к каким личным драмам приводит гастарбайтерство - разводы, брошенные семьи, родители. Плюс ко всему, констатируют социологи, если говорить о гагаузах, то для этого малочисленного этноса миграция в Москву и успешная адаптация к ней, с одной стороны - благо, но с другой - приводит к «вымыванию» из Гагаузии и так немногочисленного слоя высокообразованных и профессионально подготовленных людей.
К середине этого века Молдова будет старой, больной и почти опустевшей…
Согласно сводкам Национального бюро статистики РМ, численность людей, работающих за пределами страны - около 344 тысяч человек. В то же время, некоторые международные организации и их миссии в Кишиневе называют другие цифры - от 300 до 600 тысяч. Некоторые даже ссылаются на показатель в 1 миллион человек, включая и тех многочисленных по статистическим оценкам граждан, находящихся на временных заработках и проводящих значительную часть времени в Молдове. Тем не менее, в конечном итоге, так и не известно, сколько именно молдаван работают сегодня за границей.
Однако в любом случае для страны, которая беспокоится о своем будущем, подобное положение дел просто катастрофично: учитывая, что численность работающего населения в Молдове оценивается приблизительно в 600 тысяч человек, на другие страны работает примерно столько же людей, сколько и в Молдове! Если процесс миграции продолжится - а ни признаков, ни причин для его прекращения не наблюдается (!) - Молдове угрожает демографический спад.
В течение последних 2-3 лет политические круги Молдовы, в руках которых, хотим мы того или нет, находится будущее страны, демонстрируют оптимизм: напряжение на рынке труда спало и, кажется, что проблемы безработицы больше не существует. Более того, апогеем "успеха" стало сделанное премьером несколько дней назад заявление, в котором он просит разработать план действия по возвращению в страну граждан, работающих за границей, ссылаясь на то, что экономическое положение в стране явно улучшается, и что были созданы 15 тысяч новых рабочих мест .
Звучит весьма многообещающе, однако глава кабинета министров ни слова не сказал о том, насколько достойная заработная плата на этих местах. Не сказал он и о том, что в это же время примерно было закрыто столько же (если не больше) рабочих мест. Или, может, хозяйствующие субъекты готовы платить по 700-1000 евро тем, кто пожелает вернуться? Разумеется, нет.
Молдаване, работающие за границей, высылают в страну деньги, которые частично покрывают непомерный и опасный дефицит внешней торговли. Помимо этого, перед тем как эти денежные средства попадают к своим адресатам и растрачиваются, их успевают изъять из банка те, кто разбогател в ходе этого бесконечного переходного периода, направляя их на чрезмерно дорогостоящий и бесконтрольный импорт. Экспорт молдавской рабочей силы стал не только источником легкой и значительной прибыли для иностранного капитала на рынках концентрации мигрантов, но и способом лишения прав нищих молдаван-скитальцев теми, кто сумел нажиться на трудностях переходного периода.
Пока неизвестно, сколько продлится подобное положение дел. Но очевидно, что всему приходит конец. И миграция, возможно, внезапно превратится в эмиграцию (то есть, молдаване, работающие за границей, поселятся там окончательно, что в принципе уже и происходит). Вследствие этого, поток денег, поступающих сегодня из-за границы, ослабнет и, в конце концов, вовсе иссякнет. Те, кто наживаются на импорте, обнаружив уменьшение прибылей, срочно покинут Молдову, чтобы укрыть свои доходы. А все беды падут на головы тех, кто останется! Потому что кроме бедняков, оставшихся в стране (ввиду отсутствия авантюризма или во имя призрачных национальных ценностей), платить по счетам будет больше некому.
Если нынешние тенденции на рынке труда сохранятся, то каким же будет население Молдовы в 2050 году? Мы можем оказаться в положении, когда один работающий будет "тащить на своем горбу" 10 пенсионеров, детей и учащихся. Из своей зарплаты он будет вынужден выплачивать им пенсии, пособия, услуги здравоохранения и образования. Согласно некоторым исследованиям, даже стабильный экономический рост будет не в состоянии исправить демографическое положение. Почему? Предположим, что после 2007 года на рынок труда выйдет менее многочисленное поколение. Через еще одно поколение, начиная с 2030 года, на рынок выйдут те, кто родились в переходный период. Вероятно, их будет меньше всего. Таким образом, не исключено, что для пополнения запаса рабочей силы Молдове придется привлекать иностранцев.
Согласно некоторым оценкам Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA), если все останется без изменений (низкая рождаемость, отрицательный естественный прирост, массовая эмиграция населения) то к середине этого века Молдова станет старой, больной и почти опустевшей страной. Причины? Сегодня женщин, уезжающих за границу, гораздо больше, чем мужчин; мы болеем больше и чаще европейцев; родители предпочитают не иметь второго ребенка по причине бедности или из страха потерять работу. Все эти факторы неизбежно окажут отрицательное воздействие на рынок труда Молдовы.
Разумеется, можно вспомнить и множество других аспектов, но то, что было сказано выше, должно занять особое место в повестке дня Правительства. В противном случае "человеческий" кризис в Молдове еще больше усугубится.
Подготовил Борис Олару.
(По материалам «Независимой Газеты», «Комсомольской правды» и «Moldova Azi»).
Как не крути, а вопрос упирается в соблюдении законности. Будь ты самой "чёрной" национальности, но соблюдай законы. Какая мне разница, лицо какой национальности меня "обуло". Мне всё равно плохо. Но ещё хуже от того, когда твой соотечественник, такой же национальности, занимающий определённую должность, прикрывает это самое криминальное лицо. И есть действенный способ борьбы с этим явлением - сообщать о кождом уголовно наказуемом деянии в правоохранительные органы, в том числе и на сотрудников этих органов. Смотришь и криминала стало бы меньше. А то ведь и журналисты на словах за законность, а на деле тех кто сообщает об уголовно наказуемых деяниях, используя блатной жаргон, называют "стукачами".
Очень интересная статья, спасибо. Дам почитать жене, кстати, этнической молдаванке.
ничего особенного
во многих местах так вокруг Москвы (зона рискованного земледелия)
за то на периферии почти все поля бурьяном заросшие, и никому не нужные
сей, сажай сколько хочешь
да такие земли... - чернозём до метра глубиной (гдё всё растёт, а не то, что здесь одна глина и лето отвратительное)
то, что Абрамович уважает только тех людей, которые нарисованы на зелёных бумажках, а на всех остальных плевал (это я о 600-ах совхозниках и остальных), это давно известно
В большом бизнесе человеческих отношений нет.