Что такое телетанк?
Порой жизнь сводит нас со свидетелями удивительных исторических фактов. Старый танкист Виктор Дмитриевич Щербицкий приступил к рассказу о военной карьере с необычного заявления: «Службу я начал в 1939 году на телетанке». Моя реакция была закономерной: «Простите, на чем?!» Виктор Дмитриевич усмехнулся и продолжил рассказ.
На снимке: танкист Виктор Щербицкий рядом с танком Т-26, на базе которого СССР создавал телетанки
— Не вы один удивляетесь. Многие не верят, что у нас было такое оборудование. И когда — в тридцатых годах и радио-то было чудом из чудес. А телетанк – это танк, управляемый по радио. Попал я в этот батальон, видимо, потому, что у меня было электротехническое образование, перед армией я успел поработать на электростанции. Часть наша была секретная, военная тайна охранялась строго. Может, отчасти поэтому о телетанках до сих пор мало кто знает. Если и осталась хоть какая-то информация, то где-нибудь глубоко в архивах, в Подольске можно было бы отыскать.
Суть же в следующем – наш батальон состоял из парных боевых групп танков Т-26. В каждой паре был танк управления, он обозначался индексом ТУ, а сам телетанк – ТТ. В танке ТУ в составе экипажа находился оператор, который управлял по радио второй машиной. Она могла уходить на километр-полтора вперед от танка управления и имела своеобразное вооружение. Такой танк мог поставить дымовую завесу — для этого на нем был специальный бак. Конструкторы предполагали, что этот танк может доставить поближе к врагу и распылить химическое оружие, не подвергая опасности экипаж. На него ставился огнемет, который тоже включался командой по радио. Был пулемет ДТ. И, наконец, существовала особая модификация телетанка, не имевшая башни, зато обладавшая усиленным бронированием и специально изготовленной ходовой частью, значительно более надежной, чем у серийного Т-26. При помощи такого танка к ДОТу противника можно было доставить специальный ящик, защищенный броней в 30 миллиметров. А в нем — 500 килограммов взрывчатки. Командой по радио приводился в действие механизм сброса бомбы. От удара о землю включался взрыватель с задержкой 15 минут — за это время танк задним ходом необходимо было отвести на безопасное расстояние. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные ДОТы на четыре этажа вниз. В нашем батальоне была всего одна группа таких машин, которая участвовала в финской кампании. Главной задачей этих телетанков был прорыв укрепленных линий обороны – таких, как линия Маннергейма. Офицеры, которые нас обучали, тоже имели опыт финской кампании.
— А как работало оборудование управления танка?
— Тяги и рычаги танка приводились в действие пневматикой: работал компрессор, нагнетавший воздух в специальный баллон, а оттуда сжатый воздух подавался на поршни манипуляторов. Сейчас бы гидравлику применили, а тогда еще не умели. Процессом управляли электромеханические реле, включавшиеся по радиокомандам. Приемопередающее оборудование позволяло управлять шестнадцатью параметрами. Оператор работал с пульта, у которого на лицевой панели было около 20-ти кнопок, по четыре в ряду. Я их до сих пор помню: первая кнопка «Товсь» — подготовка к выполнению одной из боевых команд, вторая кнопка «Огонь» — огнеметание (или заражение местности), четвертая кнопка — «Дым», постановка дымовой завесы. Далее во втором, третьем и четвертом рядах расположены кнопки, осуществляющие управление танком ТТ. Первая кнопка — пуск двигателя, вторая — малая передача, с третьей по шестую — передачи от первой до четвертой, седьмая — задний ход, восьмая — башня влево, девятая — башня вправо, десятая — поворот танка влево, одиннадцатая кнопка — вправо. Справа над кнопками на лицевой панели пульта находилась красная лампа — контроль включения пульта. На этом же уровне слева в углу — переключатель перехода работы с одного радиоканала на другой. При этом танком мог управлять и обычный механик-водитель, внутри были сохранены все штатные органы управления Т-26. Внешне телетанки отличались от серийных наличием на крыше башни двух бронированных стаканов, защищающих от разрушения выводы штыревых антенн и их изоляцию при попадании под огонь из стрелкового оружия.
— Что же за радиостанция там была? Ведь транзисторов еще не было, только лампы, и можно себе представить, какая тряска в танке!
— Разумеется, радиостанции были ламповые. Часть ламп имела металлические колбы, но большинство были все же стеклянными. Как ни парадоксально, отказов не было! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах. Но были некоторые нюансы. Например, скорость поворота управляемой машины зависела от того напряжения, которое выдавал в бортовую сеть генератор. А оно порой даже от погоды зависело. Напряжение меньше номинала – танк медленнее реагирует на команды, больше – начинает резко делать маневр. К этому нужно было приспосабливаться. Однажды был случай, когда на учениях машины неожиданно перестали слушаться команд. Мы не понимали, в чем дело. Поменяли приемник, заменили передатчик — не помогает. И тут дошло: в этой местности проходила линия электропередачи, поэтому на качество приема влияло электромагнитное поле.
— Выходит, теоретически противник мог вывести из строя танки ТТ, если бы поставил радиопомехи?
— Исключать этого нельзя. Хотя радиостанции работали на двух частотах – КВ и УКВ, можно было переключаться. Но, конечно, это не слишком серьезная защита для канала связи.
— А как остановить вышедшую из-под контроля машину?
— Случаев таких на моей памяти не было, а вообще-то сзади существовала специальная коробочка – танк можно было догнать, открыть её и заглушить двигатель, применялся обычный метод замыкания на массу. В случае выхода ТТ из зоны досягаемости танком ТУ, в ТТ автоматически через 30 секунд срабатывало устройство команды «стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой деятельности радиоканалов.
— Как вас тренировали на учениях?
— Ставили условную задачу: на такой-то высоте находится ДОТ противника, здесь имеется ров, там – минное поле, рядом – противотанковое заграждение. Мы все это учились преодолевать. Много времени уделяли вождению. Провести даже обычный танк по земле, изрытой воронками, не так уж просто, а тут, находясь за километр от него, – попробуйте-ка. Примерная тактика была такова: экипаж танка ТТ, подойдя к позициям противника, «спешивался», забирали из танка ручной пулемет. Задача была не подпустить близко к телетанку пехоту врага, при этом функцию огневой поддержки выполнял и танк ТУ, на котором была пушка калибра 45 миллиметров и танковый пулемет. Управление по радио осуществлял кто-либо из командиров танков, но экипажи обучали так, что управлять телетанком умел каждый — взаимозаменяемость была полной.
— Исторический факт — «Катюши» несли на себе особые ящики с взрывчаткой. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать их и тем самым уничтожить реактивные системы. Было ли что-либо подобное в телетанках?
— Мне о таких вещах неизвестно. Наставление было таким — при попытке захвата врагом экипаж танка управления обязан расстрелять машину ТТ из пушки.
— Как сложилась судьба телетанков в Великую Отечественную войну? Применялись ли они?
— Как телетанки – нет. Сильно изменилась тактика боевых действий, война перестала быть позиционной, стала маневренной. В Советском Союзе было всего два батальона телетанков. Один из них располагался под Ровно, и немцы разбомбили его в первые месяцы войны. Наш базировался под Ярославлем. Война застала нас на маневрах под Горьким. Некоторое время нас берегли — оборудование-то было секретным. Но потом, когда стало туго и враг стоял у ворот Москвы, оборудование сняли, посадили экипажи, и наши Т-26 пошли в бой. Довелось и гореть в танке, правда, сумели потушить, и ранен был.
С 1943 года я служил в научно-исследовательском институте в Кубинке, испытывал танки. Больше телеуправляемых моделей в истории отечественного танкостроения я не припомню, хотя современные танки просто напичканы электроникой и автоматикой. Но, может, я и ошибаюсь…
— Что вы имеете в виду?
— А луноход? Это же самый настоящий телетанк!
Виктору Дмитриевичу Щербицкому довелось послужить на телетанке Т-26. Первые же опыты по управлению танком на расстоянии в нашей стране начались на заре тридцатых годов. 23 марта 1930 года трехкомандная система телеуправления «Мост-1» была опробована на танке Т-18.
На снимках - схема компоновки телетанка Т-18 и чудом сохранившаяся фотография этого агрегата в огнеметной компоновке:
Однако в серию телетанк на базе Т-18 не пошел – был слишком легким, высоким, и обладал излишне узкой колеей. Это приводило к тому, что управлять им было очень трудно, он изменял направление движения при наезде на любую воронку или рытвину. Более тяжелый Т-26 показал себя лучше. История зафиксировала несколько случаев боевого применения телетанков. Произошло это в финскую кампанию. Свидетельство тому – следующая стенограмма:
СОВЕЩАНИЕ при ЦК ВКП (б) НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ПО СБОРУ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ ФИНЛЯНДИИ
Заседание шестое, 17 апреля 1940 г., утреннее, Ермаков (комбриг, командир 100-й стрелковой дивизии):
«…Товарищи, необходимо сказать, что мы применяли телетанки, но условия не позволяли применить их в более широком масштабе. Телетанки нам оказали помощь — особенно при взрыве ДОТов № 39 и № 35. Эти ДОТы были самыми страшными, но они были подорваны. … Танки работали неплохо, они себя оправдали, но мы не всегда их смогли применять в силу того, что местность имела большое количество воронок. Все же несмотря на это, мы их применяли. Во всяком случае, танки себя оправдали».
Имелись близкие телетанку Т-26 по характеру конструкции и в немецкой армии. Был телетанк В-4, были противотанковые сухопутные танкетки-«торпеды» - как радиоуправляемые «Springer», так и разматывавший за собой провод электроуправления «Голиаф», представленный в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке.
Удачными все эти конструкции назвать сложно. «Голиафом» было очень трудно попасть в танк даже со ста метров, вдобавок заряда аккумуляторов хватало лишь на восемь минут движения, а низкий клиренс не позволял обеспечить достаточную проходимость. Не спасло положение и оснащение танкетки бензиновым мотором. Но все же некоторые функции они выполнять могли – разминирование, удары по фортификациям.
11 и 12 сентября в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в Кубинке проводится День танкиста с демонстрацией ходовых качеств исторической и современной техники, с экипажами в исторической танковой форме и реконструкцией фрагментов истории силами военно-исторических клубов танкистов и мотопехоты РККА и Вермахта.
Начало мероприятий в 12 часов. Схема проезда:
Газета "Новые рубежи" отмечает, что перепечатка или копирование авторских материалов, размещенных на порталах "Одинцово-ИНФО" и "Mosoblpress.ru" разрешена только по согласованию с редакцией.
18.188.140.232
Вывод простой: нельзя учить людей думать, куда безопаснее учить их потреблять кем-то пережеванную кашку. ЕГЭ — яркий пример реализации этого концепта.