Неизвестный одинцовский художник Гознака

09 января 2010, 19:19

Многие из нас, живших в двадцатом веке, пережили не одну денежную реформу и повидали немало самых разных денежных купюр. Но не все знают, что значительная часть рисунков на этих хрустящих бумажках принадлежит кисти одного художника — Ивана Ивановича Дубасова, в течение почти всей жизни прожившего в Одинцово. 

Иван Иванович Дубасов

«Миллиардер» из трущоб

Почти 50 лет Иван Дубасов трудился в Управлении производства Государственных знаков (Гознаке). Сперва он был художником-гравером, потом — компоновщиком рисунков, старшим художником. А с 1932 года и вплоть до ухода на пенсию в 1970-м Дубасов занимал должность главного художника. Его авторству принадлежит эскиз Герба Советского Союза, все эскизы и оригиналы советских денег начиная с конца двадцатых годов, а также эскизы денежных купюр ГДР, Монголии, Польши, Китая, Чехословакии, Албании. Дубасов — автор дизайнов многих медалей и орденов, а также более 150 сюжетов почтовых марок СССР.

А началась «денежная» эпопея Дубасова с почтовой марки. Летом 1922-го газета «Известия» опубликовала объявление о конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, посвященной 5-летию образования РСФСР. Иван Дубасов узнал об этом совершенно случайно и решил попытать счастья. Из 222 проектов, поступивших на конкурс, его рисунок попал в десятку лучших и в итоге получил премию — один миллиард рублей! Так в советское время Дубасов стал «миллиардером». Юбилейная марка разошлась по стране многотысячным тиражом. А полученной «астрономической» суммы денег по тем временам было достаточно, чтобы купить себе костюм, ботинки, летнее пальто да крепдешиновую блузку для матери.

Иван Иванович ДубасовВ 1915 год наш герой окончил императорское Строгановское художественно-промышленное училище, получив диплом «ученого рисовальщика». Это звание давало ему право преподавать черчение, рисование и правописание в гимназиях. Но в годы Первой мировой войны людям было не до рисования, и Иван пошел в армию. Служил пешим разведчиком в полку, дислоцированном в Румынии. Там он заболел тифом и был демобилизован.

На родине, в поселке Одинцово, он включился в жизнь молодой республики Советов, был выбран председателем квартального комитета. И начал учить детей, став учителем рисования нескольких школ Кунцевской волости.

В 1919 году его призвали в Красную Армию. Там он расписывал полковое знамя, боевые лозунги и плакаты, писал стихи для красноармейской газеты.

В 1922 году талантливого рисовальщика пригласили на работу в Гознак. Тогда Ивану Дубасову было 25 лет. С того времени он навсегда связал свое творчество с Московской печатной фабрикой Гознака, выпускавшей государственные денежные знаки, ценные бумаги и почтовые марки. А первой рабочей пробой художника был эскиз крестьянина-сеятеля для трех червонцев (тридцатирублевой купюры) 1923 г. С этим заданием он справился блестяще.

В это же время он сотрудничал с журналами «Крестьянка», «Работница», «Красноармеец», «Лапоть», на страницах которых часто появлялись его рисунки.

 

На создание траурной марки Ленина — меньше суток!

Славу мастера почтовой миниатюры и непререкаемый авторитет в этой области Дубасов снискал после выпуска так называемой «ленинской траурной марки». В дни народной печали, в январе 1924 года по решению Советского правительства для увековечения памяти Владимира Ильича было решено выпустить серию марок. Создание оригиналов было поручено Дубасову.

Работа была чрезвычайно ответственная, а времени — в обрез (меньше одного дня)! Тогда Ленина знали не все, теперь же портрет Ильича должны будут увидеть трудящиеся Советского Союза и всего мира. Художник остановился на одной из фотографий Ленина, сделанной Петром Адольфовичем Оцупом 16 октября 1918 года в рабочем кабинете Ильича.

К утру следующего дня рисунок марки был готов. Серия состояла из 4-х достоинств в 3, 6, 12 и 20 копеек.

Уже 27 января конверты с первыми траурными марками спецкурьер Народного комиссариата почт и телеграфов вручил Крупской, Ульяновой, Калинину, Дзержинскому, Сталину, Чичерину и другим членам правительства и родственникам умершего вождя. Марка печаталась большим тиражом. В этот же день серия ленинских марок поступила в продажу в почтовые отделения, на железнодорожные станции и на Центральный телеграф. Над образом Владимира Ильича Дубасов работал и в последующие годы. Его лениниана состоит из 20 марок.

В 1937 г. Гознаку было поручено изготовление денежных знаков Государственного банка СССР. Их выпуск приурочили 20-летию Октябрьской революции. В концепции денежного дизайна многих стран распространенным методом является использование портретов государственных и других выдающихся деятелей для оформления дензнаков. Наглядным примером тому является «президентская серия» на долларах США. В СССР такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 г. применили оригиналы с портретами Халтурина, Калинина, Дзержинского и Ленина.

Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике советского денежного обращения помещался портрет Ленина.

Претерпел изменение и герб СССР, теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент — по количеству союзных республик.

 

«Неправильный» красноармеец мог обернуться лагерным сроком

В 1938 г. в связи с расширением Союза и изменением герба СССР была произведена замена Государственных казначейских билетов образца 1934 г. на новые образцы. Автором трех номиналов казначейских билетов в один, три и пять рублей также стал Дубасов. Сохранив цветное оформление денежных билетов, он нашел новые изобразительные средства для лицевой стороны. Художник предложил использовать для оформления дензнаков фигуры шахтера, красноармейца и летчика. Нелегко далась Дубасову эта серия.

С рублем все обошлось благополучно. На этой купюре художник изобразил передового представителя рабочего класса стахановца — шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.

А вот «трехрублевку» решил украсить изображением красноармейца. В подготовленной миниатюре строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцу, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот!

Тогда, в 1937-м, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком. Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил от экспертов Наркомата обороны в области военной экипировки справку, в которой говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава.

Первая послевоенная денежная реформа была проведена в декабре 1947 г. Автором оригиналов казначейских билетов достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей также был Дубасов.

Начало 60-х годов у коллектива Гознака связано с выполнением еще одного важного государственного задания. Правительство приняло решение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен в 10 раз. В связи с этим было решено одновременно выпустить в обращение деньги нового образца. Это была последняя денежная реформа, в изготовлении оригиналов билетов которой принял участие Дубасов.

 

Оцененный по заслугам

В годы Великой Отечественной войны по его рисункам печатались марки с портретами Суворова, Матросова, Зои Космодемьянской, партизан и рядовых воинов Красной Армии.

Дубасов является автором многих знаков воинской и трудовой славы. Это он создавал медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, специальный знак отличия «Маршальская звезда», а также орден «Материнская слава» трёх степеней. В 1938 году были учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», которые тоже были изготовлены по эскизам мастера. Дубасов создал эскизы медалей «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», эскиз высшей награды СССР — Ордена Ленина.

Жизнь и деятельность этого мастера своего дела не остались незамеченными. За многолетний доблестный труд ему в 1959 г. было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1945 г. он был награжден орденом Ленина, в 1951 г. — орденом Трудового Красного Знамени, а также орденом «Знак почета», многими медалями и почетными грамотами.

Скончался Дубасов 15 марта 1988 года, похоронен на Акуловском кладбище Одинцово.

 

По материалам bonistikaweb.ru, Московский комсомолец

18.119.142.210

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
9 875
Гость
#
gv: должен быть и автор фото указан.
автор изображений указан: дубасов
gv: Гостю отдельное спасибо за упорный ночной труд!
Да, большое спасибо. К вышедшему материалу добавлена строчка «По материалам bonistikaweb.ru, Московский комсомолец». Теперь все довольны.
liberal69
лично#
Верно. А что тут такого-большинство статей так пишутся. Читаешь десять чужих статей и пишешь свою, одиннадцатую. Это же не публицистика, а всего-навсего биографический очерк. Я, например, ещё в 80-е годы о Дубасове читал ряд статей нашего выдающегося краеведа Александра Пузатикова и в»Новых рубежах»/ещё до Манкевич. Кажется, Рыжков тогда редактором был/, и в альманахе»Куранты». По сути дела, все эти статьи/и многие другие/ничем не отличаются от нынешней, есть только небольшие различия в подборе фактов и в стилистике. Так что не это главное. Главное, что человек-то действительно забыт/«неизвестный» — это, конечно, слишком/ и нам дают повод о нём вспомнить. Спасибо!
Гость
#
Гость: Где вы такого наслушались?
В школе. В начальных классах. Мальчик один любил приговаривать.
Cartwheel1797
лично#
В википедии есть достаточно подробная статья которой уже давно присвоен статус хорошей тырк
cartwheel1797
лично#
Иллюстрации кстати оттуда как раз и тиснуты)))
gv
лично#
[q=cartwheel1797]

+5 
Гость Николай
#
Материал о нашем выдающемся одинцовском художнике Дубасове написан здорово. И совершенно напрасный спор. Неужели, если, кто о нем уже писал, то теперь об этом больше никто писать не может, пока не умрет впервые написавший о нем автор. После такого спора вряд ли кому захочется писать о наших одинцовских выдающихся людях. Вдруг о них уже кто писал и автора после этого обвинят недоброжелательные люди, которые оказывается живут в нашем замечательном городе.
Гость
#
Гость Николай, когда я тыркаю в ваш ник, то включается почтовая программа с занимательным адресом Гость Николай <val-dubin@yandex.ru> ))))
Писать — я думаю, можно писать о чём и о ком хочешь. Главное — не копировать целые абзацы из чужих статей, забывая сослаться на их автора.
То есть, если бы вы написали: «Любопытную историю рассказывает имярек о Дубасове: …», то ни один человек не мог бы иметь к вам претензий.
Вообще удивительно, что такие вещи приходится рассказывать члену Союза журналистов.
Шурик
#
Не думал, что своим любопытством вызову столь бурную полемику. Хотя непонятно о чем она? Воровать плохо! Это знают все и не надо подводить какую-то базу, когда это делать можно. Иначе по вашей логике ребята, я могу в течении года стать великим не только журналистом, а и писателем. Как? Очень просто, используя архив «Новых рубежей», там столько еще интересного. А если отправится в библиотеку Ленина, то там в архивах столько газет и журналов с очень интересными темами, которые еще не успели «своровать»…
Кому этих простых доводов мало, то читайте Закон «Об авторском праве»!
Шурик
#
Да, вспомнил. Георгий Янс несколько лет назад в «НЕДЕЛЕ» целый год вел рубрику посвященную юбилею города используя старые публикации, но он же не присваивал авторство себе. Он выбирал любопытные факты и комментировал их с точки зрения сегодняшнего дня. И никаких претензий к нему!
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи