Ничто человеческое…
Я, как и все, прошедшие через пионерию и комсомол, знал как «Отче наш» основные этапы жизни Владимира Ильича Ленина. Изучать более подробно биографию вождя не было никакого желания. Сплошной глянец, наведенный с помощью полуправды и изъятия фактов, которые мешали глянец наводить. Заглянцевали до такой степени, что вождя невозможно было представить в ванной или в постели с женщиной. Все человеческое ему было чуждо.
Короче, желание изучать жизнь вождя в советское время, было отбито навсегда. И в постсоветское время желания не прибавилось, так как историки и публицисты впали в другую крайность. Глянец размыли, но, как всегда с перебором. Переизбыток непроверенных и просто фейковых фактов. Из дедушки « с добрыми и участливыми глазами» трансформировался в абсолютного злодея. Из одной крайности кинулись в другую.
В общем, и про такого вождя читать не хотелось. Но совершенно случайно на днях попалась фраза из воспоминаний Александры Коллонтай, одной из немногих старых революционеров, сумевшей умереть в собственной постели.
«»Он шел с закрытыми глазами и казалось вот-вот упадет…» Эти строчки дополняются воспоминаниями другой современницы Ленина, секретаря III Интернационала Анжелики Балабановой: «Не только лицо Ленина, весь его облик выражал такую печаль, что никто не осмеливался даже кивнуть ему. Было ясно, что он хотел побыть наедине со своим горем. Он казался меньше ростом, лицо его было прикрыто кепкой, глаза, казалось, исчезли в болезненно сдерживаемых слезах…»
Мне было странно и удивительно, что у этого человека есть чувства, что он может испытывать страдания. Поэтому не мог не удержаться, чтобы не узнать побольше, кто и что вызвали у него такие переживания. Думаю, что ничего нового не скажу, так как эта история в последние два десятилетия подробно описана.
Такие переживания у Ленина вызвала смерть Инессы Арманд в октябре 1920 года. Как описали его Коллонтай и Балабанова, он выглядел во время похорон. Он любил и был любим. Та же Коллонтай после смерти вождя писала: «Ленин так любил Инессу Арманд, что просто не смог жить без своей любимой…»
Революция — время фанатиков и авантюристов. Трудно провести грань, где кончается авантюрист и начинается фанатик. В любом случае риск неотъемлемая черта так называемых «профессиональных революционеров». Именно авантюрной жилкой (как скучно жить)можно объяснить, почему из обеспеченного и комфортного быта определенная категория людей шла в революционеры. В том числе и женщины, а, может быть, прежде всего, женщины (как скучно жить).
Инесса Арманд (девичья фамилия Пешо д’ Эрбенви лль) в детстве переехала из Франции в Россию. В 19 лет в 1893 году удачно и к тому же по любви выходит замуж за богатого предпринимателя Александра Арманда. Жили они в Пушкино Московской области. Родила ему четверых детей, а через десять лет влюбляется в младшего брата мужа Владимира, который был моложе Инессы на 11 лет. Любовный треугольник, достаточно распространенный в среде революционеров. Формально с мужем не развелась, сохранив с ним очень теплые отношения. Бывший муж платил ей взаимностью и взял полностью на себя содержание супруги и детей. Пятый ребенок был рожден уже от Владимира.
Параллельно с новой любовью Инесса Арманд увлеклась социал-демократическими идеями, которые со временем стали смыслом ее существования. Этих же взглядов придерживался молодой муж Владимир. Идеологическая близость для социалистов непременное условие близости интимной. «На последних ступенях этой эволюции ты немало сделал для меня — благодаря тебе я многое усвоила и поняла лучше и скорее, потому что ты сам так верно и глубоко, так вдумчиво вникал в разные вопросы марксизма», — писала она Владимиру Арманду.
Арманд никогда не смогла бы полюбить либерала: «Либералишки несчастные! Душа у них коротка!»
В годы первой русской революции ее несколько раз арестовывали, а потом была отправлена в ссылку в Архангельскую губернию вместе с мужем Владимиром. Заботу о детях взял на себя бывший муж Александр.
Из ссылки через некоторое время она отправляется в Швейцарию, где от туберкулеза лечится Владимир Арманд. В 1909 году он умирает. Инесса переезжает в Париж, где на одном из собраний знакомится с Лениным. Потом была совместная работа в партийной школе Лонжюмо, где, по мнению исследователей, и начинается история любви. А то, что это любовь нет никаких сомнений.
«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно! Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, что никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя», — пишет Арманд в одном из первых своих писем Ленину.
Когнитивный диссонанс. Ну, никак не вяжется образ «вождя мирового пролетариата» с «я бы и сейчас обошлась без поцелуев».
Очередной любовной треугольник Инессы Арманд. Нет никаких сомнений, что Надежда Крупская, жена Ленина знала об отношениях ее мужа и Арманд. Есть предположения, что она несколько раз пыталась уйти от мужа. Не сложилось. Да и стоило ли уходить, если она больше была его личным секретарем, чем женой.
«»Крупская осталась бы с Лениным по тем же причинам, по каким многие другие жены в подобных обстоятельствах. Но, кроме того, он был не только ее мужем, а может быть, и не в первую очередь мужем, а политическим руководителем, и она жертвовала собой ради его потребностей, даже если одной из потребностей была Инесса. Остаться с Лениным значило служить коммунистическому движению, ее сильнейшей страсти. Жены часто подчиняют свою личную жизнь карьере мужа, даже если он — человек куда менее значительный, чем Ленин. В конце концов, он попросил ее не уходить. Но если бы попросил уйти, она бы ушла, не сказав ни слова, не проронив ни слезы, просто в порядке партийной дисциплины», — так интерпретировал английский историк верность Крупской мужу.
Базедова болезнь лишила ее остатков былой привлекательности. Но в любом случае вела она себя очень достойно. Их даже можно было назвать подругами. Вместе проводили много времени. А после смерти Инессы Арманд Надежда Крупская взяла под свою опеку ее детей. Очень симпатичный штрих к биографии Надежды Крупской.
Во время возвращения в апреле 1917 года Ленина в Россию рядом с ним в знаменитом пломбированном вагоне были Надежда Крупская и Инесса Арманд.
В дальнейшем пути Ленина пересекались не так часто, хотя Арманд была специально подобрана квартира рядом с Кремлем. Власть и только власть полностью поглощала Ленина. Но были трогательные штрихи, которые свидетельствовали, что даже в то непростое время эта женщина оставалась ему небезразличной. Он интересуется размером ноги Инессы, что добыть ей дефицитнейшие галоши.
По его настоянию Инесса Арманд для поправки здоровья в 1920 году отправляется на Кавказ, где и умирает от холеры. Незадолго до смерти она записала в своем дневнике: «Теперь я ко всем равнодушна. А главное — почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, всю свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились все источники любви, сочувствия к людям, которым оно раньше было так богато! У меня больше нет, за исключением В. И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми, а только деловые».
Александра Коллонтай после смерти Владимира Ленина вспоминала: «Ленин так любил Инессу Арманд, что просто не смог жить без своей любимой…»
Они смертны, поэтому ничто человеческое им не чуждо.
3.137.164.229
А Зюганову пехедайте, пхидет ко мне на пхаздник я ему пендаля дам за хастхату хеволюционной кассы на шлюх цехковных