Зацеперы и зайцы — неискоренимые проблемы РЖД
Безбилетные пассажиры — ежедневное явление на железнодорожном вокзале Одинцово. Причем, раньше безбилетниками чаще были студенты и попросту не успевшие купить билет. Сейчас стая «зайцев» самая разношерстная.
«На днях иду под железнодорожным мостом в сторону ТЦ «Союзный». Чувствую: надо мной что-то нависает. Поднимаю глаза, вижу большую заднюю часть человека, перевалившегося через перила моста. Секунда — мужчина средних лет прыгает на то место, где секунду назад была я. Нечего себе!» — поделился наблюдением народный корреспондент «ОИ». А ведь такой «заяц», больше похожий на борова, и зашибить может, место то под мостом самое проходное.
С подобной ситуацией сталкивался, наверное, почти каждый житель Одинцово, чей путь лежит через вокзал. Боковая часть лестницы упомянутого ЖД моста, откуда спрыгивают «зайцы», частично заколочена железным занавесом. Который, понятно, нарушителям не помеха.
Убедиться в этом не составляет труда. Следующее утро провожу необычно: стою возле злополучного места, наблюдаю за прыгунами и параллельно фотографирую. Частота возникновения нарушителей на данной точке в час пик — один человек в пять-семь минут. Интересуюсь у них: почему не платят за проезд? «Давка с утра к билетным кассам ужасная, — вздыхает один молодой человек. — Опоздаю, пока в очереди стою.» — «А заранее покупать? На 10 поездок, например?» — «Ну, надо бы, конечно,» — уклончиво соглашается, неубедительно.
«Билеты, блин, дорогие, — возмущается другой. — Полтора часа ехать зажатым со всех сторон, платить за это 171 рубль в одну сторону? 342 рубля в день? Нет уж, пусть ищут дураков». В этом случае понятно.
«Экстрим! — радостно разъяснил мне третий «заяц», утирая пот со лба. — Люблю риск!»
Всех опрошенных объединяло одно. Не стыдно им, ни капельки!
За чей счет прыжки?
Электричка — самый популярный вид транспорта в Одинцово, с учетом загруженности дорог. Суточная маятниковая миграция дает о себе знать. Одинцовцы едут в Москву за длинным рублем, ведь в небольшом городе мало шансов себя реализовать. К тому же, цена за проезд приемлемая. Но находятся те, кто платить отказывается.
Конечно, существуют методы борьбы с любителями халявы. Те же турникеты, ограждения, дежурные. Но этих мер всегда было мало. Возле каждой дыры в ограждении контролера или полицейского не поставишь. И не секрет, что на многих платформах турникеты и заборы попросту отсутствуют.
Убытки от безбилетников терпят перевозчики, в случае с Белорусским направлением МЖД — ОАО «Центральная ППК». В соответствии с Федеральным законом, перевозчик наделен полномочиями по обеспечению контроля наличия и действительности проездных документов на железнодорожном транспорте. За отказ от оплаты билета перевозчику уплачивается штраф, размер которого в поездах пригородного сообщения составляет пятидесятикратную стоимость проезда пассажира на расстояние 10 километров. В этом случае кассир-контролер обязан вызвать сотрудника полиции, в его присутствии запросить паспортные данные безбилетного гражданина и составить акт о нарушении. Если пассажир отказывается оплатить штраф, перевозчик вправе обратиться в суд. Также не погасившего штраф безбилетника могут не выпустить за границу — информацию о неплатеже получают судебные приставы.
Последний рейд по выявлению безбилетного проезда, организованный компанией ОАО «Центральная ППК», стартовал 15 июня. За первую неделю рейда кассирами-контролерами было составлено 300 актов. Рейд показал свою эффективность, и на второй неделе рейда отмечено существенное снижение количества безбилетных пассажиров: было составлено всего 72 акта.
Была проведена проверка билетов в 297 поездах на трех направлениях — Ярославском, Казанском и Горьковском. В ходе проверки были высажены из поездов 1293 безбилетных пассажира.
Хотя компания перевозчик не озвучила денежный урон, причиняемый «зайцами», по словам Анастасии КАПКИНОЙ, заместителя директора Департамента по связям с общественностью ОАО «ЦППК», безбилетные граждане составляют 15-20% от общего пассажиропотока МЖД.
Когда встречаются дураки и дороги
Впрочем, наибольший урон «зайцы» причиняют себе, а не экономике. Подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Так, на Белорусском вокзале 29 июля этого года безбилетник повис на заборе. 40-летний мужчина, минуя турникеты, попытался перелезть через металлическое ограждение, и получил травму ягодичной области, спускаясь вниз. Нарушитель порядка не смог самостоятельно слезть. Снимать его пришлось сотрудникам МЧС. Пострадавший был доставлен в больницу.
Есть случаи, которые заканчиваются более печально. Вот данные, которые приводит филиал ОАО «РЖД» Московская железная дорога: за первые 7 месяцев этого года на железной дороге по причине несоблюдения правил пострадали в разной степени тяжести 635 человек. К самым распространенным нарушениям относятся: хождение по путям в неположенном месте (по этой причине произошло 86% несчастных случаев), нахождение на пешеходном настиле во время движения поезда (8% пострадавших), спрыгивание с платформы и попытка взобраться на нее (2% травмированных).
Впрочем, филиал ОАО «РЖД» МЖД отмечает снижение количества несчастных случаев на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина этому — проведение комплексной программы, включающей в себя строительство, модернизацию и ремонт инфраструктурных объектов.
Те же зайцы, только снаружи
Речь в данном случае идет тоже о «зайцах», только уже совсем «отмороженных». Это «зацеперы», то есть молодые, как правило, люди, зацепившиеся каким-либо образом за вагон, вносят свой клад в формирование печальной статистики. Если в 2010 году на МЖД зафиксировано всего 3 подобных случая, то в 2014 году — уже 29. В первом полугодии 2015-го в результате «зацепинга» пострадало 16 человек, из них 12 — от воздействия электрического тока на крыше вагона. Большинство из них пыталось сделать оригинальное «селфи».
Как это называется?
Несмотря на это, любителей халявы и экстрима меньше не становится. Причем портрет среднестатистического «безбилетника» из года в год меняется. Раньше «зайцами» были в основном студенты и попросту не успевшие купить билет. Сейчас юноши в дешевых стоптанных кедах и солидные дяденьки в хорошей одежде, с дорогими гаджетами, скачут по путям и улепетывают от контролеров с одинаковой прытью. Видела одного — бежит по шпалам, и при этом в айфоне что-то высматривает. Деловой, время попусту не теряет. Возможно, на наших глазах рождается новое социальное явление? Может быть, назовем его по-западному — «донтпеер»?
18.119.248.214
Как-то был в командировке в Набержных Челнах и обмолвился, что многие тратят на дорогу на работ 1,5-2 в один конец ежедневно. На меня посмотрели как на больного и сказали, что за это время мы до Казани доезжаем
Вот ты тут всех грязью поливаешь, а сам то давно на электричке ездил?
Или ты буржуй, или просто нашел свободные глаза (для чтения) и просто вливаешь в них!!!
Я с тобой на одном гектаре поля ср*ть не сяду. это факт.