Кадровый кризис в школах Трёхгорки. Чиновники не хотят платить учителям

26 октября 2021, 19:10

В пятницу, 22 октября, в 17-й школе прошло обсуждение масштабного кадрового кризиса, произошедшего в учреждении на фоне реформирования. На встречу с родителями приехал глава Одинцовского городского округа Андрей ИВАНОВ.

Он так объяснил причину своего появления — не только соцсети, но и депутат Совета депутатов Одинцовского округа Ирина ГРАБАРЧУК известила о появлении проблем в коммуникации родителей с директором школы.

Оптимизация родила образовательного монстра

Первой слово взяла начальник управления образования ОГО Ольга ТКАЧЁВА, рассказавшая, что в ходе реорганизации из 17-й и 16-й школ получился один из самых больших образовательных комплексов не только в округе, но и в Подмосковье — несколько детских садов, 4 школьных корпуса, 5500 детей!

При этом нагрузка на учреждение уже превышает проектную. Конкретно в трехкорпусной 17-й школе проектная мощность составляет 3150 учащихся, а учится уже 4007. Здесь работают 179 учителей при количестве ставок — 321. В школе всего 132 класса, из них 18 первых классов.

10 24 20 28 40, Октябрь

Начальник управления образования ОГО Ольга ТКАЧЕВА

10 24 20 28 29, Октябрь

Образовательный монстр перегружен

Кадровая текучка в 17-й школе — 25%

В 2021 году уволились 43 учителя — 32 ушли в июне-августе, 7 в сентябре, 4 в октябре. Администрация школы набирала новых. В сентябре-октябре приняты 49 сотрудников, но по-прежнему не хватает троих математиков, учителей истории, технологии, географии, физики, английского и немецкого языков.

Классы начальной школы учителями обеспечены, вакансии закрыты, предметы преподаются — уверена Ткачёва, ведь ей об этом рассказала директор школы.

Уволились 43 учителя, Октябрь

Уволились 43 учителя

Но родители знают ситуацию лучше Ткачёвой

Родители сразу обращают внимание на замены учителей, которыми пыталась заткнуть кадровые бреши:

Приходит на замену физик и говорит, доставайте учебники физики. Если кто спросит — мы с вами геометрией занимались...

***

Замена на обществоведении — дети по очереди читали учебник по параграфам.

***

Углубленные предметы стали фикцией, одно название осталось. Приходится нанимать репетиторов!

***

Учителя ведут на заменах не свойственные им предметы — например, учитель английского математику, что он может преподать, иногда даже учителей начальной школы старшеклассникам на замены ставили.

10 24 20 26 06, Октябрь

Родители бурлят

Опытные учителя уходят туда, где платят больше, а нагрузка меньше

Глава округа поинтересовался, почему же все-таки уходят учителя, предложив ответить на вопрос директору школы.

Светлана ПРОСНИКОВА держалась достаточно уверенно и отметила, что на момент проведения собрания имеется всего 5 вакансий. Цифра была больше в начале сентября — не хватало 12 учителей, но за это время велась работа, оказывалась помощь администрацией. Было выделено служебное жилье, приглашены молодые специалисты из Тамбова, Можайска, Москвы, других регионов. Удалось закрыть все вакансии начальной школы, а 5 свободных ставок на 179 работающих учителей — цифра все же не критическая, вопреки информации в соцсетях.

«Почему столько много учителей ушло — первой причиной является то, что рядом Москва, где высокий спрос на хороших учителей, где большие зарплаты. Поэтому опытные заслуженные учителя легко выдерживают конкурс и уходят. Это главная причина. Люди уходят в связи с переездом, изменением семейных обстоятельств, двое ушло в декрет. Но в качестве причин нет фактов уменьшения зарплат. Все надбавки остались прежними», — отметила Светлана Просникова.

Выступает Светлана Просникова, директор школы

Выступает Светлана Просникова, директор школы

Почему в Одинцово низкие зарплаты у учителей?

— У учителей 24 тысячи оклад, они зарабатывают меньше гастарбайтеров! — возмущены родители.

— в Московской области существует единая тарифная сетка, ставки там не поднимались уже больше 10 лет. Ставка без категории — 14 600, 1 категория — 21 600, высшая — 23 500, — закидывает родителей цифрами директор школы.

— Что нам сделать, чтобы поднять учителям зарплаты? — вопрошает зал.

Но начальница Управления образования старается уйти от ответа на этот вопрос, пытаясь объяснить, что учителя никогда не получают только ставку: — Голую ставку учителя не получают, есть стимулирующие и компенсирующие фонды, идут доплаты — и 100, и 150 процентов, есть доплата за классное руководство 11 000.

К дискуссии на стороне коллег с небольшим ликбезом по доходам учителей подключается директор Одинцовской СОШ № 1 и депутат Совета депутатов ОГО Оксана РОМАНОВСКАЯ:

 — Заработная плата учителя состоит из оклада, определяемого по образованию, стажу, квалификации. Эта часть не меняется уже 10 лет, это единая тарифная сетка. Есть компенсирующие надбавки — за проверку тетрадей, заведование кабинетом, руководство школьными методическими объединениями. Компенсирующие доплаты производятся в процентом соотношении к окладу. Есть стимулирующий фонд, распределяемый по результатам работы учителя, а это победы в олимпиадах, конкурсах. Победы учителя оцениваются на полгода — победил, например, ребенок в олимпиаде, его учитель на продолжении полугода каждый месяц будет получать доплату 5-6 тысяч. Есть доплаты за профессиональные победы, участие в конкурсах «Лучший предметник», «Лучшая методическая разработка». Учитель может взять и больше часов. В Москве изначально другой оклад — там на высшей категории платят от 35 000. Москве хочется взять профессионального учителя. Я сталкивалась с тем, что к нам приходят молодые учителя, только что закончившие институт — их не берут в Москву работать, хотят себе опытного. Это вопрос не к конкретному директору школы, с этим сталкиваются все.

Выступает Оксана Романовская, директор Одинцовской СОШ № 1 и депутат Совета депутатов ОГО, Октябрь

Выступает Оксана Романовская, директор Одинцовской СОШ № 1 и депутат Совета депутатов ОГО, партия «Единая Россия»

Хотели как лучше

Родители переходят к критике непродуманного, по их мнению, создания образовательных комплексов:

— Их финансирования недостаточно, с учетом количества учеников и сотрудников. Когда учитель занимает 3 ставки — он физически не справляется с работой и правильно ищет другое место, где работы меньше, а платят также или больше. И ещё момент — заместители директора, чьи ставки были сокращены, на самом деле закрывали множество рабочих вопросов, они были нужны. Не может быть один зам на 4 000 детей, он не справится. В каждом корпусе должно быть по заму.

10 24 20 25 23, Октябрь

Выступает Олег Дмитриев

В разговор вступает заместитель главы администрации Одинцовского городского округа Олег ДМИТРИЕВ, курирующий сферу образования:

Финансирование школ на учебный год определяется на бюджетный год с января. А финансирование на прогнозируемую численность учащихся определяется летом и в сентябре. Директор подает так называемую тарификацию — количество учащихся, педагогов, ставки, нагрузки в виде таблицы. Приемка образовательных учреждений междведомственной комиссией включает в себя проверку укомплектованности школы.

Создание комплексов — это указание Министерства образования. Один из плюсов — они позволяют избежать нехватки педагогов по специальным предметам. Объединение школ должно было сработать на эти моменты. Я поинтересовался — возможности 16-й школы были использованы в ситуации, когда не хватало учителей? Оказывается, нет, что-то не получилось. А объединенный штат — 245 педагогов. И при этом 19 вакансий. По поводу сокращения замов — министерством установлены проценты соотношения управленческого аппарата и педагогов. Задача была сократить тех, кто занимается административной работой и увеличить финансирование педагогов. 17-я школа получила в связи с этим в числе первых грант, более 300 000 рублей, правда, он пока не распределен. Это помощь комплексу.

Напомним, что Министерство образование подчиняется напрямую губернатору Воробьёву. То есть «оптимизация» школ и детсадов в образовательные комплексы его решение и ответственность.

И ещё одно наблюдение, которое красноречиво показывает истинные цели и задачи «оптимизации». Реформа совсем не коснулась таких «простых» учреждений, как Одинцовский 10 лицей, который муниципальные депутаты по указке сверху передали в подчинение Министерству образования, Одинцовской лингвистической гимназии, где учатся в том числе дети новоиспечённого депутата Дениса МАЙДАНОВА, ни, конечно, гимназии имени Примакова в деревне Раздоры. Но зато образовательная реформа губернатора по полной потопталась на школах Трёхгорки.

Учеников будет больше

Директор Светлана Просникова подтверждает факт увольнения бывших замов, которых не устроила работа в новых условиях:

— Эти учителя совмещали преподавание с административными ставками заместителей директоров. И уволились в течение летнего периода в результате реформирования. 

— Но у директора есть возможности найти инструменты и удержать педагогов, ведь в других школах таких проблем не возникло, — напоминает глава округа. 

— У нас ситуация не столь однозначна. Если в других образовательных комплексах количество учеников относительно стабильно, то у нас уже два года происходит значительный прирост. В прошлом году — почти 700 детей, в этом году — 600. То есть возникает очень большое количество классов и вакансий. В прошлом году принято на работу 56 учителей, в этом году 46 учителей, — поясняет Просникова.

Учеников будет ещё больше — заселяется ЖК «Сколковский». Напомним, губернатор увеличил этажность микрорайона: по проекту планировки 2014 года количество жителей микрорайона должно быть в 1,5 раза меньше, максимальная этажность — 17 этажей, и школа на 1550, а не 1350 мест, как построили. Даже по нормативам 1350 мест недостаточно для этого микрорайона. Региональные нормы градостроительного проектирования требуют для «Сколковского» минимум 1890 мест. А с учётом того, что в новостройки заселяются в основном семьи активного детородного возраста реальная потребность в 1,5-2 раза больше!

Достали контрольные

Родители продолжают выражать недовольство:

— В неделю у ребенка две конторольные, две проверочные, при этом нас принуждают регистрироваться на электронной платформе, чтобы там мониторить знания наших детей. Многие против. Нам не хватает времени выучить домашнее задание, но мы должны успевать проходить эти проверки. Это четвёртый класс. Что происходит? 

— Таковы указания Министерства образования Московской области. Если вы полагаете, что имеются нарушения, можете подойти ко мне и обсудить этот вопрос, — отвечает Светлана Просникова.

— К вам в кабинет не попасть, ни к вам, ни к завучу.

Ольга Ткачева подтверждает проблему — действительно случается так, что контрольных назначается на одной неделе несколько. Говорит, что на это уже обратили внимание и меры будут приняты. Ни сроков, ни ответственных не называет.

Почему учителей не пытались удержать?

Запутавшись в цифрах зарплат, которыми их закидали депутат, директор и замглавы, родители требуют провести проверку выплат. Они не понимают, почему чиновники не захотели или не смогли удержать учителей. Как-будто специально вытрясали лучшие кадры из школы:

— Можно ли провести ревизию и сравнить зарплаты за несколько лет — выросли или нет доходы учителей, сопоставить их с уровнем инфляции в стране? Поручите контрольно-ревизионным органам провести проверку законности выплат и невыплат учителям. Обида в том, что, когда люди написали заявления об уходе, их не попытались удержать. Вопрос вашей чести — позвонить каждому ушедшему и попросить вернуться. 

— Я не обидела ни одного педагога, — настаивает Светлана Просникова. В защиту директора поднимаются и несколько родителей, полагающих, что личной вины директора школы в происходящем нет — проблема слишком глубока, чтобы быть результатом деятельности только руководителя школы. Вдобавок, приложившего немало усилий по выходу из кризиса. У настоящих виновных другие фамилии.

Глава подытоживает

— Проблемы вскрылись, идти по второму кругу не будем, — завершает дискуссию Андрей Иванов, — насчёт зарплат — проведем ревизию, покажем все штатные структуры, какие у кого оклады. К сожалению, полномочия по повышению зарплат не наши, а министерства образования. Будем поднимать вопрос, вместе с вами. Бюджет Москвы может себе позволить более высокие затраты на систему образования, но придется думать, как выходить из этого кризиса. Что касается заместителей — надо посмотреть, сколько человек необходимо на управление хозяйством, нельзя фанатично сокращать людей так, что в итоге не останется тех, кому необходимо заниматься организацией работы. Даю поручение управлению образования переговорить с каждым уволившимся, выяснить причины и предложить вернуться. По вакансиям — надо использовать все возможности социального пакета, предлагаемого учителям.

Подведём итоги и мы

Уволившиеся 43 учителя из 179, работающих в школе — это без малого 25% текучести кадров в год. Как ни крути, это действительно очень много и яркий негативный показатель работы муниципальных и региональных менеджеров от образования. Конечно, такое раздражает родителей, поскольку привносит нестабильность, особенно, когда уходят сильные учителя-предметники, а замещают их более слабые, неопытные. Серьезной проблемой для родителей является и уход классных руководителей, знающих их детей, умеющих поддерживать дисциплину и настрой на учебу. Несомненно, подобные кадровые потери — серьезный удар.

Можно ли осуждать учителей, да и представителей любых других профессий, ищущих и выбирающих на рынке труда лучшие предложения? Конечно нет! Это проблема работодателя. Он отстал от рынка. И все новые учителя уйдут также, как только получат опыт. Трёхгорка так и будет кузницей кадров для Москвы, территорией отрицательного отбора — остаются только те, которых не взяла Москва.

Напомним, МЦД сделал столичный рынок труда намного доступнее. В Одинцово очень много квалифицированных учителей и врачей, но власти Подмосковья не хотят оплачивать их труд. Москва ищет и находит способы для мотивации востребованных специалистов, а область — нет.

Подмосковные бюрократы никак не хотят признать и наконец начать решать эту проблему единственно правильным путём. Вместо этого они постоянно «заводят рака за корягу». Например, нагружают учителей дополнительными ставками. Посмотрите, в школе работают 179 учителей, а ставок — 321. Это означает, что учителя работают на износ, за двоих-троих. Пытаются увеличить фонд оплаты труда, сокращая в ходе «оптимизации» административных работников, но административная работа сама себя делать тоже не будет.

Параллельно подмосковные чиновники постоянно увеличивают бюрократическое давление на учителей, требуя от них заполнения всё большего числа различных формуляров.

Ещё одно издевательское упражнение подмосковных чиновников над учителями это организацией соревнований между ними, результаты которых влияют на выплаты. Так называемые конкурсы личностного роста. И без того перегруженный учебно-воспитательной и административной работой учитель с трудом выискивает время и силы на подготовку к ним. А сами чиновники сидят в жюри и хлопают танцующим и поющим педагогам… Хорошо бы наоборот — проводить конкурсы для подмосковной номенклатуры. В жюри сидят учителя, а бюрократы соревнуются в разных интересных конкурсах. Например — на скорость заполняют все те формуляры, которые спускают вниз.

Родителям важны: стабильность и непрерывность образовательного процесса с минимальным их вовлечением; высокое качество фундаментального образования; развитие творческих способностей и критического мышления ребёнка; индивидуальный подход и помощь со стороны учителя в сложных ситуациях с детьми.

А не конкурсы, спущенные чиновниками из Красногорска.

«Плач Ярославны»

После собрания кто-то из родителей сочинил несколько велеречивую петицию в вышестоящие органы, как её кто-то обозвал в соцсетях, «плач Ярославны»:

Просим поддержать и помочь в увеличении фонда оплаты труда педагогических работников, и тогда учителя сами будут искать возможность работы в школе.

Мы не просим многого, мы просим сохранить стабильность и порядок в школе, помочь Директору с увеличением фонда оплаты труда своих сотрудников, что в свою очередь закроет проблему нехватки кадров.

Период безвластия и хаоса — это страшный период, в который может произойти всё, что угодно на территории школы, а мы не думаем, что быстро будет найдена достойная замена действующему руководству. Мы просим поддержки в увеличении ФОТ учителям и формирования триединства: Администрация и коллектив школы, родители и отдел образования, ведь только сплотившись мы сможем добиться нужного нам результата.

Как думаете — прочитают и устыдятся?

В тему:

18.191.195.105

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
11 658
masal
лично#
Чё народу так мелко? Активные тиктокеры? Вобще уровень чата какой то. С цифрами всё объяснили, нет нарушен, какие претензии. Текучка не текучка, ушло «Уволились 43 учителя», пришло 49, вах-вах, на плакате всего 9 актуальных вакансий на 179 учителей. Иваныч, чего ты действительно, вроде коренной, а полез хрен знает куда, у тебя вроде сын учитель, пусть идёт учить. Что в Москве по деньгам слаще и так ясно, так всегда было и будет. Вот блин, всё не так в бесплатной не так как в Примаковской платной, где 60 тр в месяц обучение, ага, я вот на отдых приеду, и так, а чё у меня в номере за 3 тр мягкая мебель не такая мягкая как в номере за 9 тр.
yans
лично#
masal: всего 9 актуальных вакансий на 179 учителей
подобные цифры не отражают реальное состояние учебного процесса. В эти 9 вакансий входят учителя математики, физики, иностранных языков. Простой пример. Допустим, что учитель пришел на ставку. Это 18 часов. Это нереально. Значит, минимум 24 часа. Три учителя — 72 часа. В среднем в классе 6 часов математик. Получается, что 12 классов или примерно 400 человек не получают никакого математического образования. С физикой ин. языком цифры будут еще выше.
И дело не только в зарплатах, хотя фактор важный. Создание образовательного комплекса в Трехгорке глупость несусветная. Аргумент — это указание министерства — не катит. Ради эфемерной прибыли, как сказал Дмитриев сформирован грант на 300 т. р., уничтожена управляемость школ. На два или на три здания с количеством учащихся в несколько тысяч человек, оставить одного заместителя, сродни преступлению. Фактически создан неуправляемый монстр. Кстати, из 300 тысяч каждый из 179 учителей получит прибавку около 1670 рублей.
ma333
лично#
Создание образовательных комплексов, как и любых комплексов, опасно ставить «на поток», проводить, как массовое мероприятие.
Иногда это может быть оправдано…например, школа с профильными классами- НИ лаборатория -вуз.
А просто так сливать что попало с чем попало из-за эфемерной финансовой выгоды крайне непредусмотрительно.
Могли бы уже убедиться на примере медицины.
lenivets
лично#
Я шапку переодену…



Жаль, Вамбуро уволился. Он всё перемен жаждал. А перемены вот они, «кушайте не обляпайтесь».
Вот, когда вся эта гигантская конструкция рухнет окончательно, то возврат из руин к прежней системе, представят как достижение цивилизации и администрации?
Гость
#
Ха-ха. Как говорится, и я там была…в логове сатаны.
Имею высшее образование, приехала из провинциального города в МО. Посмотрела. Впечатлилась.

Хочу также отметить то, что в моей провинции люди намного доброжелательны, адекватны и выглядят презентабельнее, чем в МО. Магазины грязные, вонючие, ни одного славянского лица на улице не встретишь так часто, как выходцев из СрА. Но это всё лирика.

Ходила по данным школам, собиралась идти на вакансию, мягко говоря, не впечатлило ничего. Плюс ко всему огромное количество детей-мигрантов, которые русский могут вообще не знать… Благо трезво оценила ситуацию и сбежала вовремя. Работать за такие копейки (в МО, казалось бы) + снимать жилье = невозможно. А тратить лучшие годы жизни, убивая себя вечной экономией, оплатой жилья, школой, где наполнение класса по 30 человек, репетиторством в чужом городе, ползти по дырявой карьерной лестнице куда-то там на педагогическиц олимп — такое себе. Проще в частный заработок уйти, а параллельно в сельской школе работать, где меньше учеников и отношение администрации лояльное.
Блин, человек за 5-7 лет получает высшее образование, чтобы потом выживать на 30 тысяч рублей? Конкретно мне предлагали среднюю нагрузку от 28 до 32 часов в разных школах, ну, соответственно, з/п со всеми приблудами (классное руководство, проверка тетрадей и т. д) была бы не больше 30-35 без вычета НДФЛ. Практически такие же цифры и в моей провинции, если набрать себе больше часов, классное руководство и т. п. Только оклад у нас с 11 тысяч…
Сколько нам надо? Хотя бы 40 на руки. О, боже, да кого это волнует. Моя знакомая знает два языка, не имеет пед. образования, но занимается дистанционно с московскими школьниками репетиторством и в месяц у неё выходит порядка 60 тысяч.
lenivets
лично#
Гость: Имею высшее образование, приехала из провинциального города в МО.
Судя по дальнейшему тексту, может быть лучше обратно уехать?
zaika
лично#
lenivets: Судя по дальнейшему тексту, может быть лучше обратно уехать?
А деньги за билеты кто вернёт?
acdc
лично#
Ленивец, алаверды!
katyadunaeva
лично#
А чего Иванов без намордника? Слишком крут и правила не для него?
ma333: Во многом утрируете.
Ты много демагогируешь. Воды много льешь, стены текста какие-то, а по сути ноль.
ma333
лично#
katyadunaeva: Ты много демагогируешь. Воды много льешь, стены текста какие-то, а по сути ноль.
Не догоняешь. Понимаю. Но под твою скорость мыслительных процессов мне подстраиваться неинтересно. Извини, Дуня поищи источники попроще. Тик-Ток хотя бы, может, осилишь.
dimyrich
лично#
и яркий негативный показатель работы муниципальных и региональных менеджеров от образования. Конечно, такое раздражает родителей,

Подробнее: Кадровый кризис в школах Трёхгорки. Чиновники не хотят платить учителям
И не только родителей… Вообще работа подмосковной администрации раздражает. Во всех сферах! Что ЖКХ, что медицина, что образование везде в подмосковье жопа. Вот сидять с умными рожами эти минетжеры, мать их… «Умное лицо это ещё не признак ума, господа».
Вообщем надо присоединяться к Москве, там хоть какой то порядок. Знакомый учитель физики и испанского (возраст 54года) в обычной Московской школе в Царицыно получает около 80-100круб.
Ну, а вы чего, господа из администрации ОГО? Денег у вас меньше чем у Москвы? Ага! А может просто ума у вас нет! Да и жадные вы, жлобы необразованные. А из умений — только рожи умные умеете строить, да наобещать с три короба. На большее неспособны.
Даешь объединение с Москвой! Подмосковные АДминистрации идут лесом.
dimyrich
лично#
acdc: А чего Иванов без намордника? Слишком крут и правила не для него?
Он так озаботился проблемой образования, что забыл про намордник.
Гость
#
ando: Наши «элиты» исходят из того, что Россия и без того богата талантами, которые сами пробьются. Часть останется, часть уедет. Много умников здесь не надо. Средний уровень образования лучше снижать. Для простоты управления. Упор не на качестве образования по фундаментальным предметам, развитии творческих способностей, абстрактного и критического мышления, а на воспитании лояльности режиму под лозунгами патриотизма.
Умные люди государству очень нужны. Но не сегодняшнему мафиозному бандитскому клану кремля — этим нужны болваны, тюрьмы и зеки. И много холопов среднего пошиба, чтобы обслуживать всю их камарилью. Умные только мешают их преступным замыслам, поэтому границы все еще открыты. Так намного проще.
dimyrich
лично#
ma333: «Упор на воспитание лояльности режиму» — это как? Соблюдать законы, не нарушать установленные нормативные правила, знать гимн и атрибуты государства…в основном, необходимый гражданский минимум.
Соблюдать законы? Вы знаете, в фашисткой германии тоже были законы. Их тоже заставляли соблюдать,… штыком. И? Чем всё кончилось? У чашуестку тоже законы были. Да и вообще…в римской империи и крепостной россии тоже законы были. И чо?

В фашисткой германии тоже были правила, атрибуты г-г-государства, ага. и гражданский минимум — некоторым носить маски и перчатки белые повязки на рукаве и звезду давида на спине. И? ЧО?

И всё кончилось Нюрнбергским трибуналом. Тогда. И это…»государство» закончится тем же, вопрос времени.
dimyrich
лично#
Интересно, а у Иванова сколько оклад? И какие предметы он может преподать? Физику может, для класса 6-го хотя бы, а может математику для 10-го?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи