Кадровый кризис в школах Трёхгорки. Чиновники не хотят платить учителям
В пятницу, 22 октября, в 17-й школе прошло обсуждение масштабного кадрового кризиса, произошедшего в учреждении на фоне реформирования. На встречу с родителями приехал глава Одинцовского городского округа Андрей ИВАНОВ.
Он так объяснил причину своего появления — не только соцсети, но и депутат Совета депутатов Одинцовского округа Ирина ГРАБАРЧУК известила о появлении проблем в коммуникации родителей с директором школы.
Оптимизация родила образовательного монстра
Первой слово взяла начальник управления образования ОГО Ольга ТКАЧЁВА, рассказавшая, что в ходе реорганизации из 17-й и 16-й школ получился один из самых больших образовательных комплексов не только в округе, но и в Подмосковье — несколько детских садов, 4 школьных корпуса, 5500 детей!
При этом нагрузка на учреждение уже превышает проектную. Конкретно в трехкорпусной 17-й школе проектная мощность составляет 3150 учащихся, а учится уже 4007. Здесь работают 179 учителей при количестве ставок — 321. В школе всего 132 класса, из них 18 первых классов.
Начальник управления образования ОГО Ольга ТКАЧЕВА
Образовательный монстр перегружен
Кадровая текучка в 17-й школе — 25%
В 2021 году уволились 43 учителя — 32 ушли в июне-августе, 7 в сентябре, 4 в октябре. Администрация школы набирала новых. В сентябре-октябре приняты 49 сотрудников, но по-прежнему не хватает троих математиков, учителей истории, технологии, географии, физики, английского и немецкого языков.
Классы начальной школы учителями обеспечены, вакансии закрыты, предметы преподаются — уверена Ткачёва, ведь ей об этом рассказала директор школы.
Уволились 43 учителя
Но родители знают ситуацию лучше Ткачёвой
Родители сразу обращают внимание на замены учителей, которыми пыталась заткнуть кадровые бреши:
Приходит на замену физик и говорит, доставайте учебники физики. Если кто спросит — мы с вами геометрией занимались...
***
Замена на обществоведении — дети по очереди читали учебник по параграфам.
***
Углубленные предметы стали фикцией, одно название осталось. Приходится нанимать репетиторов!
***
Учителя ведут на заменах не свойственные им предметы — например, учитель английского математику, что он может преподать, иногда даже учителей начальной школы старшеклассникам на замены ставили.
Родители бурлят
Опытные учителя уходят туда, где платят больше, а нагрузка меньше
Глава округа поинтересовался, почему же все-таки уходят учителя, предложив ответить на вопрос директору школы.
Светлана ПРОСНИКОВА держалась достаточно уверенно и отметила, что на момент проведения собрания имеется всего 5 вакансий. Цифра была больше в начале сентября — не хватало 12 учителей, но за это время велась работа, оказывалась помощь администрацией. Было выделено служебное жилье, приглашены молодые специалисты из Тамбова, Можайска, Москвы, других регионов. Удалось закрыть все вакансии начальной школы, а 5 свободных ставок на 179 работающих учителей — цифра все же не критическая, вопреки информации в соцсетях.
«Почему столько много учителей ушло — первой причиной является то, что рядом Москва, где высокий спрос на хороших учителей, где большие зарплаты. Поэтому опытные заслуженные учителя легко выдерживают конкурс и уходят. Это главная причина. Люди уходят в связи с переездом, изменением семейных обстоятельств, двое ушло в декрет. Но в качестве причин нет фактов уменьшения зарплат. Все надбавки остались прежними», — отметила Светлана Просникова.
Выступает Светлана Просникова, директор школы
Почему в Одинцово низкие зарплаты у учителей?
— У учителей 24 тысячи оклад, они зарабатывают меньше гастарбайтеров! — возмущены родители.
— в Московской области существует единая тарифная сетка, ставки там не поднимались уже больше 10 лет. Ставка без категории — 14 600, 1 категория — 21 600, высшая — 23 500, — закидывает родителей цифрами директор школы.
— Что нам сделать, чтобы поднять учителям зарплаты? — вопрошает зал.
Но начальница Управления образования старается уйти от ответа на этот вопрос, пытаясь объяснить, что учителя никогда не получают только ставку: — Голую ставку учителя не получают, есть стимулирующие и компенсирующие фонды, идут доплаты — и 100, и 150 процентов, есть доплата за классное руководство 11 000.
К дискуссии на стороне коллег с небольшим ликбезом по доходам учителей подключается директор Одинцовской СОШ № 1 и депутат Совета депутатов ОГО Оксана РОМАНОВСКАЯ:
— Заработная плата учителя состоит из оклада, определяемого по образованию, стажу, квалификации. Эта часть не меняется уже 10 лет, это единая тарифная сетка. Есть компенсирующие надбавки — за проверку тетрадей, заведование кабинетом, руководство школьными методическими объединениями. Компенсирующие доплаты производятся в процентом соотношении к окладу. Есть стимулирующий фонд, распределяемый по результатам работы учителя, а это победы в олимпиадах, конкурсах. Победы учителя оцениваются на полгода — победил, например, ребенок в олимпиаде, его учитель на продолжении полугода каждый месяц будет получать доплату 5-6 тысяч. Есть доплаты за профессиональные победы, участие в конкурсах «Лучший предметник», «Лучшая методическая разработка». Учитель может взять и больше часов. В Москве изначально другой оклад — там на высшей категории платят от 35 000. Москве хочется взять профессионального учителя. Я сталкивалась с тем, что к нам приходят молодые учителя, только что закончившие институт — их не берут в Москву работать, хотят себе опытного. Это вопрос не к конкретному директору школы, с этим сталкиваются все.
Выступает Оксана Романовская, директор Одинцовской СОШ № 1 и депутат Совета депутатов ОГО, партия «Единая Россия»
Хотели как лучше
Родители переходят к критике непродуманного, по их мнению, создания образовательных комплексов:
— Их финансирования недостаточно, с учетом количества учеников и сотрудников. Когда учитель занимает 3 ставки — он физически не справляется с работой и правильно ищет другое место, где работы меньше, а платят также или больше. И ещё момент — заместители директора, чьи ставки были сокращены, на самом деле закрывали множество рабочих вопросов, они были нужны. Не может быть один зам на 4 000 детей, он не справится. В каждом корпусе должно быть по заму.
Выступает Олег Дмитриев
В разговор вступает заместитель главы администрации Одинцовского городского округа Олег ДМИТРИЕВ, курирующий сферу образования:
Финансирование школ на учебный год определяется на бюджетный год с января. А финансирование на прогнозируемую численность учащихся определяется летом и в сентябре. Директор подает так называемую тарификацию — количество учащихся, педагогов, ставки, нагрузки в виде таблицы. Приемка образовательных учреждений междведомственной комиссией включает в себя проверку укомплектованности школы.
Создание комплексов — это указание Министерства образования. Один из плюсов — они позволяют избежать нехватки педагогов по специальным предметам. Объединение школ должно было сработать на эти моменты. Я поинтересовался — возможности 16-й школы были использованы в ситуации, когда не хватало учителей? Оказывается, нет, что-то не получилось. А объединенный штат — 245 педагогов. И при этом 19 вакансий. По поводу сокращения замов — министерством установлены проценты соотношения управленческого аппарата и педагогов. Задача была сократить тех, кто занимается административной работой и увеличить финансирование педагогов. 17-я школа получила в связи с этим в числе первых грант, более 300 000 рублей, правда, он пока не распределен. Это помощь комплексу.
Напомним, что Министерство образование подчиняется напрямую губернатору Воробьёву. То есть «оптимизация» школ и детсадов в образовательные комплексы его решение и ответственность.
И ещё одно наблюдение, которое красноречиво показывает истинные цели и задачи «оптимизации». Реформа совсем не коснулась таких «простых» учреждений, как Одинцовский 10 лицей, который муниципальные депутаты по указке сверху передали в подчинение Министерству образования, Одинцовской лингвистической гимназии, где учатся в том числе дети новоиспечённого депутата Дениса МАЙДАНОВА, ни, конечно, гимназии имени Примакова в деревне Раздоры. Но зато образовательная реформа губернатора по полной потопталась на школах Трёхгорки.
Учеников будет больше
Директор Светлана Просникова подтверждает факт увольнения бывших замов, которых не устроила работа в новых условиях:
— Эти учителя совмещали преподавание с административными ставками заместителей директоров. И уволились в течение летнего периода в результате реформирования.
— Но у директора есть возможности найти инструменты и удержать педагогов, ведь в других школах таких проблем не возникло, — напоминает глава округа.
— У нас ситуация не столь однозначна. Если в других образовательных комплексах количество учеников относительно стабильно, то у нас уже два года происходит значительный прирост. В прошлом году — почти 700 детей, в этом году — 600. То есть возникает очень большое количество классов и вакансий. В прошлом году принято на работу 56 учителей, в этом году 46 учителей, — поясняет Просникова.
Учеников будет ещё больше — заселяется ЖК «Сколковский». Напомним, губернатор увеличил этажность микрорайона: по проекту планировки 2014 года количество жителей микрорайона должно быть в 1,5 раза меньше, максимальная этажность — 17 этажей, и школа на 1550, а не 1350 мест, как построили. Даже по нормативам 1350 мест недостаточно для этого микрорайона. Региональные нормы градостроительного проектирования требуют для «Сколковского» минимум 1890 мест. А с учётом того, что в новостройки заселяются в основном семьи активного детородного возраста реальная потребность в 1,5-2 раза больше!
Достали контрольные
Родители продолжают выражать недовольство:
— В неделю у ребенка две конторольные, две проверочные, при этом нас принуждают регистрироваться на электронной платформе, чтобы там мониторить знания наших детей. Многие против. Нам не хватает времени выучить домашнее задание, но мы должны успевать проходить эти проверки. Это четвёртый класс. Что происходит?
— Таковы указания Министерства образования Московской области. Если вы полагаете, что имеются нарушения, можете подойти ко мне и обсудить этот вопрос, — отвечает Светлана Просникова.
— К вам в кабинет не попасть, ни к вам, ни к завучу.
Ольга Ткачева подтверждает проблему — действительно случается так, что контрольных назначается на одной неделе несколько. Говорит, что на это уже обратили внимание и меры будут приняты. Ни сроков, ни ответственных не называет.
Почему учителей не пытались удержать?
Запутавшись в цифрах зарплат, которыми их закидали депутат, директор и замглавы, родители требуют провести проверку выплат. Они не понимают, почему чиновники не захотели или не смогли удержать учителей. Как-будто специально вытрясали лучшие кадры из школы:
— Можно ли провести ревизию и сравнить зарплаты за несколько лет — выросли или нет доходы учителей, сопоставить их с уровнем инфляции в стране? Поручите контрольно-ревизионным органам провести проверку законности выплат и невыплат учителям. Обида в том, что, когда люди написали заявления об уходе, их не попытались удержать. Вопрос вашей чести — позвонить каждому ушедшему и попросить вернуться.
— Я не обидела ни одного педагога, — настаивает Светлана Просникова. В защиту директора поднимаются и несколько родителей, полагающих, что личной вины директора школы в происходящем нет — проблема слишком глубока, чтобы быть результатом деятельности только руководителя школы. Вдобавок, приложившего немало усилий по выходу из кризиса. У настоящих виновных другие фамилии.
Глава подытоживает
— Проблемы вскрылись, идти по второму кругу не будем, — завершает дискуссию Андрей Иванов, — насчёт зарплат — проведем ревизию, покажем все штатные структуры, какие у кого оклады. К сожалению, полномочия по повышению зарплат не наши, а министерства образования. Будем поднимать вопрос, вместе с вами. Бюджет Москвы может себе позволить более высокие затраты на систему образования, но придется думать, как выходить из этого кризиса. Что касается заместителей — надо посмотреть, сколько человек необходимо на управление хозяйством, нельзя фанатично сокращать людей так, что в итоге не останется тех, кому необходимо заниматься организацией работы. Даю поручение управлению образования переговорить с каждым уволившимся, выяснить причины и предложить вернуться. По вакансиям — надо использовать все возможности социального пакета, предлагаемого учителям.
Подведём итоги и мы
Уволившиеся 43 учителя из 179, работающих в школе — это без малого 25% текучести кадров в год. Как ни крути, это действительно очень много и яркий негативный показатель работы муниципальных и региональных менеджеров от образования. Конечно, такое раздражает родителей, поскольку привносит нестабильность, особенно, когда уходят сильные учителя-предметники, а замещают их более слабые, неопытные. Серьезной проблемой для родителей является и уход классных руководителей, знающих их детей, умеющих поддерживать дисциплину и настрой на учебу. Несомненно, подобные кадровые потери — серьезный удар.
Можно ли осуждать учителей, да и представителей любых других профессий, ищущих и выбирающих на рынке труда лучшие предложения? Конечно нет! Это проблема работодателя. Он отстал от рынка. И все новые учителя уйдут также, как только получат опыт. Трёхгорка так и будет кузницей кадров для Москвы, территорией отрицательного отбора — остаются только те, которых не взяла Москва.
Напомним, МЦД сделал столичный рынок труда намного доступнее. В Одинцово очень много квалифицированных учителей и врачей, но власти Подмосковья не хотят оплачивать их труд. Москва ищет и находит способы для мотивации востребованных специалистов, а область — нет.
Подмосковные бюрократы никак не хотят признать и наконец начать решать эту проблему единственно правильным путём. Вместо этого они постоянно «заводят рака за корягу». Например, нагружают учителей дополнительными ставками. Посмотрите, в школе работают 179 учителей, а ставок — 321. Это означает, что учителя работают на износ, за двоих-троих. Пытаются увеличить фонд оплаты труда, сокращая в ходе «оптимизации» административных работников, но административная работа сама себя делать тоже не будет.
Параллельно подмосковные чиновники постоянно увеличивают бюрократическое давление на учителей, требуя от них заполнения всё большего числа различных формуляров.
Ещё одно издевательское упражнение подмосковных чиновников над учителями это организацией соревнований между ними, результаты которых влияют на выплаты. Так называемые конкурсы личностного роста. И без того перегруженный учебно-воспитательной и административной работой учитель с трудом выискивает время и силы на подготовку к ним. А сами чиновники сидят в жюри и хлопают танцующим и поющим педагогам… Хорошо бы наоборот — проводить конкурсы для подмосковной номенклатуры. В жюри сидят учителя, а бюрократы соревнуются в разных интересных конкурсах. Например — на скорость заполняют все те формуляры, которые спускают вниз.
Родителям важны: стабильность и непрерывность образовательного процесса с минимальным их вовлечением; высокое качество фундаментального образования; развитие творческих способностей и критического мышления ребёнка; индивидуальный подход и помощь со стороны учителя в сложных ситуациях с детьми.
А не конкурсы, спущенные чиновниками из Красногорска.
«Плач Ярославны»
После собрания кто-то из родителей сочинил несколько велеречивую петицию в вышестоящие органы, как её кто-то обозвал в соцсетях, «плач Ярославны»:
Просим поддержать и помочь в увеличении фонда оплаты труда педагогических работников, и тогда учителя сами будут искать возможность работы в школе.
Мы не просим многого, мы просим сохранить стабильность и порядок в школе, помочь Директору с увеличением фонда оплаты труда своих сотрудников, что в свою очередь закроет проблему нехватки кадров.
Период безвластия и хаоса — это страшный период, в который может произойти всё, что угодно на территории школы, а мы не думаем, что быстро будет найдена достойная замена действующему руководству. Мы просим поддержки в увеличении ФОТ учителям и формирования триединства: Администрация и коллектив школы, родители и отдел образования, ведь только сплотившись мы сможем добиться нужного нам результата.
Как думаете — прочитают и устыдятся?
В тему:
- Урокодатель: реформы сделали из учителя обслугу
- Голый оклад: учителя не получили доплат из-за оптимизации школ
- Подчинённые Воробьёва назвали проблемные точки с нехваткой школ. Город Одинцово в список не попал
- Депутаты опять сократили расходы на образование
- Сколько стоят украшения министра образования?
3.145.63.131
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Вывод правильный — проблемы слишком глубокие и всеобъемлющие, чтобы иметь надежду решить их на указанном в статье уровне.
Поменьше математики и побольше «естествознания» на предметах типа «МРТ» и «РПС». А для своих за бюджетный счет построена платная школа по воспитанию лидеров с билингвальным обучением с детского сада.
Разрыв между платным и бесплатным образование растёт. Цели, задачи и конечный результат разные и потому всё сильнее разница в программах и организации процесса обучения. В бесплатном образовании заказчик — государство, которому нужны послушные граждане, а в платном заказчик — родители, которые требуют от учреждения на выходе образованных детей уровнем явно выше среднего, способных занять высокое место в обществе.
А кто родители в муниципальных школах? Поставщики сырья для продукции «послушный гражданин»? Какова их роль в образовательном процессе? Что-то потребовать могут только вот на таких собраниях. Впрочем, их тоже полезно вовлечь в производственный процесс и дать установку на лояльность режиму. Через систему образования контролируется общество.
1.
Средний уровень образования лучше снижать. Для простоты управления. Упор не на качестве образования по фундаментальным предметам, развитии творческих способностей, абстрактного и критического мышления, а на воспитании лояльности режиму под лозунгами патриотизма.
Поменьше математики и побольше «естествознания»
Математики даже в общеобразовательной школе запредельно много. Причем практически с каждым годом идет усложнение. ОГЭ в 9-м сейчас гораздо сложнее, чем лет пять назад. Уже не говоря о ЕГЭ, особенно профильных.
«Упор на воспитание лояльности режиму» — это как? Соблюдать законы, не нарушать установленные нормативные правила, знать гимн и атрибуты государства…в основном, необходимый гражданский минимум.
Патриотические лозунги -в принципе, неплохо, вы не находите? Граждане должны гордиться своей страной, это совершенно нормально.
Воспитание лидеров, крутые школы…ну, любой каприз за ваши деньги. К тому же, простите, если все школы начнут выращивать исключительно штучных лидеров, кто будет массовыми исполнителями? Гастарбайтеры?
Роль родителей в системе образования? Лучше минимизировать. Это, простите, как парламентские расследования профанами уголовных дел. Мало что поймут, запутаются, будет много крика и шума, в результате процесс обучения пострадает еще больше.
Конкретные вопросы по конкретному ученику -пожалуйста, решайте с администрацией, учителем.
Но широкая родительская общественность, контролируюшая, обсуждающая, осуждающая, это мама не горюй.
По поводу контроля над обществом через систему образования…тоже довольно спорно и размыто.
Лужков(зачеркнуто) депутат Грабарчук?