Сергей Кузин – живописец света и радости
Просто посмотрите эти картины... Нет сомнений - вам понравится. Журналист Радио России Сергей Маркус предлагает познакомиться с творчеством нашего земляка Сергея Кузина. Теперь его картины можно посмотреть в специальном разделе нашей галереи.
С 2000 года в Одинцово поселился один из самых жизнерадостных и легких живописцев нынешней России – Сергей Кузин. Его первый московский арт-дилер Сергей Ананьев задавался риторическим вопросом: «Можно ли изобразить ветер, открывший дверь или передать шелест падающих листьев? Можно ли почувствовать вкус ароматных яблок, глядя на картину?» И отвечал: «Да. Можно – если она написана художником Сергеем Кузиным! Поэтичность сюжетов, лиризм пейзажей, глубина женских образов, талант и масштабность художника позволяют назвать Сергея Кузина – Есениным в живописи».
Фото: Сергей Кузин перед своей картиной
Есть ли, действительно, основания для такой оценки? Во-первых, оказывается, Сергей не только тезка, но и земляк великого русского поэта – в 1962 году он родился в деревне близ рязанского городка Сасово. И, конечно же, хоть давно уже канула в лету «есенинская Русь» - дух этой земли, говор рязанский, пейзажи и трудно передаваемый словами особый стиль этого края остались. А на годы его юности пришлась официальная реабилитация имени и творчества Есенина, более того – именно в то время созрело и заявило о себе литературно-публицистическое движение «деревенщиков». Думается, все это не случайно - и подспудно определило тягу начинающего художника и к русской реалистической школе, и к сугубо русским темам в живописи. Начав с 14 лет страстно и увлеченно рисовать и живописать, Сергей сначала экстерном закончил художественную школу, затем в 1984 году Суздальское Художественное Училище (мастерская профессора П.А. Морозова) – наконец, поступил в твердыню современного реализма – Суриковский институт в Москве.
Сергей Кузин в мастерской
Не будем забывать, что к концу 20 столетия ценности реализма в живописи были потеснены (а для многих и вытеснены) авангардными экспериментами. Началось это в Европе, не без мощного влияния русских – Кандинского и Малевича. Авангард расцвел и получил максимальную политическую и финансовую поддержку. Провозглашенная в начале века формула «Живопись умерла!» пленила множество умов. И многие этому поверили. Теперь на большинстве европейских и американских выставок «современного искусства» господствуют инсталляции, хэппенинги и прочие фокусы, далекие от живописи и, скорее, имитирующие театр или дизайн.
В итоге, пренебрежение к будто бы «умершей» живописи привело к тому, что ныне мало кто может получить в европейских институтах элементарную школу рисунка и живописи. Парадоксально, но Россия оказалась оазисом, сохранившим выросшую в ренессансной Европе школу реализма. И Суриковский институт (как бы его ни критиковать за потворство коммунистической идеологии и соцреализму) все-таки передал следующим поколениям опыт и эстетику старых мастеров. Это любовь к мастерству, к академизму и строгости в рисунке, эстетика «московской школы живописи», исходящая из традиций передвижников и «Товарищества русских художников».
В эту среду и попал Сергей Кузин. До сих пор он с благодарностью вспоминает таких педагогов, как А.Т. Даниличев, И.В. Шацкий, В.М. Николаев, А.Г. Кузнецов, С.А. Сиренко, В.М. Сидорова. Но, кажется, наибольшее влияние на него оказал Михаил Георгиевич Абакумов, живописец тонкий и патриотичный. Он живет в своей родной Коломне (кстати, на полпути между Москвой и Рязанью), дышит провинциальным воздухом – в прямом и переносном смыслах слова. Провинция для него – не «окраина» или «глушь», но Россия в ее несуетности и естественности. Так видеть национальный пейзаж и столь чутко передавать его сокровенную жизнь может лишь влюбленный и «живущий внутри» человек. Несомненно, ранние холсты Кузина написаны под обаянием «Руси абакумовской».
А сам Михаил Абакумов говорил об ученике: «Сережа упорный человек в достижении своей цели, талантливый колорист; у него хороший дар живо и эмоционально чувствовать натуру. Жизнь его не баловала, и большое достоинство, что он добивается всего самостоятельно». Подобная оценка от такого мастера многого стоит!
В 1996 году Кузин с отличием окончил Суриковку, и тогда же приобрел квартиру в Одинцово – но перебрался сюда лишь через 4 года. Ждал, пока завершит образование в той же Суриковке жена Татьяна. Она (что бывает не так часто среди дипломированных художников!) осознала свое призвание – не продолжать свою карьеру, но быть помощницей живописца. И теперь можно с уверенностью сказать – успехи Сергея во многом и ее заслуга.
С начала 1990-х годов холсты Кузина – всегда жизнерадостные и яркие – стали постоянной приметой Центрального Дома Художника в Москве. Сейчас уже трудно перечислить, в каких российских и зарубежных выставках он участвовал, в скольких странах, у каких коллекционеров и любителей находятся его холсты…
Сергею Кузину повезло со временем и он умело с ним ладит. После развала СССР и краха идеологического искусства, в Россию хлынули все течения авангарда и сначала показалось, что реализм - подобно своему «пасынку» соцреализму - тоже уйдет в прошлое. Однако, вихри идеологий покружились над миром искусств, и теперь все мирно разошлись «по своим интересам». Выяснилось, что у традиционного реализма есть свои зрители, заказчики, меценаты. И круг ревнителей строгой школы, добротного письма не только не сузился, но вербует все больше сторонников. Уже не редкость стали выезды российских реалистов на «мастер-классы» на Запад.
В Одинцово первым оценил качество кузинских работ и его трудолюбие живущий здесь с 1963 года Виктор Васильевич Гришин (ныне гендиректор ООО «Поддержка» и президент футбольного клуба с тем же именем). Он позволил ему разместиться с мастерской в одном из арендуемых торговых залов, а супруге Татьяне предложил вывешивать по выходным уличный художественный Вернисаж. В основном там представлены работы современных художников Одинцово. Нельзя еще сказать, что торговля идет бойко: но ведь дело это тонкое, и пока еще только начало…
Чем же сейчас занимается живописец? Можно сказать, что «суриковский период» творчества с необходимым ученичеством у мастеров, «почвенническо-деревенскими сюжетами» и палитрой, напоминающей Михаила Абакумова – позади. Потом пришел интерес к двум новым для него направлениям: к импрессионизму и к академическому парадному портрету.
Причем, выявилась основная волнующая его тема: безоглядное и радостное прославление солнечно яркой жизни. Эту тему он варьирует то в мягких нюансах импрессионизма, то в жарко-ярких и все более условных формах постимпрессионизма. Формула «светлого гимна жизни» пришлась по вкусу прежде всего тем, кто сумел преуспеть в постперестроечной России. Они украшают свои интерьеры картинами Кузина, его светоносными пейзажами и портретами жен и дочерей. Но, оказалось, возник также спрос на «деловой портрет», или, как говорится, «официальный парадный портрет». Здесь никакие вольности импрессионизма неуместны – художник меняет манеру и пишет строго, предельно академично, примеряя на себе забытую было в 20 веке роль «придворного портретиста». Так и складывается нынешний творческий распорядок Кузина: реализм – в камерных портретах и родных пейзажах, импрессионизм и постимпрессионизм – для огромных холстов- «гимнов жизни», и, наконец, академизм – для заказных портретов.
Фото: вместе с женой Татьяной
Ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства В. Прохорова считает: «Творчество Сергея Кузина принадлежит к пространству русской живописной стихии. Только в русском искусстве могут сочетаться одновременно сила и лиризм, полнота чувств и недосказанность, фантазия и ощущение реальности. В этом художник продолжает традиции своих знаменитых предшественников: Константина Коровина, Федора Малявина, Абрама Архипова. Но есть в его работах свой собственный творческий почерк и особое обаяние".
Не будет преувеличением сказать еще раз: сейчас рядом с нами в Одинцово живет и работает один из самых светлых и жизнерадостных живописцев России. И это стоит оценить.
Выставка С. Кузина в Муниципальном выставочном центре
Мы могли видеть его холсты на выставке, устроенной в Муниципальном выставочном зале к Дню Города 3-5 сентября 2005 года и впервые собравшей многих художников, творчество которых стало для нас открытием. На вопрос – почему в его холстах постоянны «вечные темы» - Сергей Кузин ответил: «Один из моих учителей по Суриковке профессор Шацкий говорил мне, что всегда, при любых переменах политики, моды и вкусов, останутся интересными для человека именно «вечные темы»: любовь, материнство, красота природы… Вы идете по залам Эрмитажа, и что вы там смотрите? Все те же неувядаемые «вечные темы»!»
3.138.135.201
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Ф, вот чем этот человек отличается от вас - отсутствием злобы в душе. Ему тоже досталось, но он не обвиняет в своем несчастье других, не ищет врагов, не сочиняет глупостей. Ему некогда, он творит. Даже не знаю, кому больше посочувствовать - ему ли, судя по всему, счастливому, несмотря на несчастье, или вам - задыхающемуся от злобы и ненависти. Знаете, наверное, сочувствовать надо вам.
Lych. Я пишу только то, что думаю лично, на ту или иную тему. И если вы спорите со мной, то сначала убедитесь, в своей правоте, через достоверный источник.
Мне не требуется ваше сочувствие, это лишнее, поверьте.
Каждый занимается тем, что болше всего у него получается. Вы же не знаете, чем я занимаюсь. О каком это несчастье идёт речь? Задыхающемуся от злобы и ненависти? Это уж вы, что-то перегнули. Да, сказывается ваша профессия. Думайте лучше о том, как не попасть впросак, в очередной раз.
Что касается художника, то мне вовсе не безразлично, как он живёт, и работает. Мы всегда ставим таких в пример, учимся у них жить, работать и т.д.
Если бы вы подошли к нему, и стали-бы вести речи о сочувствии - он просто послал бы вас на три весёлых. Это я всё прощаю вам. Иной раз смотрю на вас, как вы там по 4 эт. бегаете, и просто смех разбирает.
Кстати, о каких вы там врагах говорили? Что-то, я их в своём хрустальном шаре не наблюдаю.
Нет. В статье рассказывается.
Уж ЗвиняЙте... Это у меня профессиональное... Это слово через "и" пишется...
Уж ЗвиняЙте... Это у меня профессиональное... Это слово через "и" пишется...
Простите, вечно ведь торопишься. Вы знаете, а у меня по "Русскому языку" всю жизнь три балла было, более того, скажу откровенно, шёё...потом, по истории КПСС тоже три балла было. Только, прошу Вас, не выдавайте меня Лычагину.
Я упрям, и когда кто-то начинает настаивать на какой-либо идее, подаваемой в одном-единственном якобы правильном ключе, начинаю задумываться - а это в честь чего всё? Какой смысл делать из какого-то человека монстра? Какой в этом интерес у
Так ведь я тоже упрямый, и давно уже задумался :
Какой смысл делать из какого-то человека монстра?
Какой в этом интерес у людей?
С работами Сергея Кузина я впервые ознакомился именно в Одинцово, хотя это имя слышал и раньше. В сентябре 2005 г. на выставке в Одинцово я встречался с Вами г-н Маркус С. и узнал многое о творчестве Кузина и о Вашей статье на сайте об этом замечательном и светлом художнике. С удовольствием посмотрел гелерею. Как житель Одинцово и почитатель творчества Кузина имею заветное желание познакомиться с ним лично или посетить его творческую мастерскую. До новых встречь!
...
Да, название-то немецкого автомата я малость попутал. Но с картинкой можно ознакомиться:
рекомендую ознакомиться с устройством StG44 и АК. увидите - различия принципиальные, инженеры думали по-разному.
А самое правильное сказано так:
"Да и зачем надо было делать что-то принципиально новое и отличительное от трофея, если есть готовый вариант вполне рабочего, боевого оружия. И если иные из конструкторов просто «упёрлись» и не пожелали исправить ошибки в своих моделях, на которые им указали, то Калашников пошёл по пути наименьшего сопротивления и покорно переделывал свой образец несколько раз. В результате он просто «вылизал» и довёл до совершенства громоздкий Штурмгевер, превратив его в компактный АК-47.
Но наше вечное, ещё не выродившееся, высокомерное советское чванство не даёт нам признать это как факт. У нас же «особая гордость — на буржуев глядим с высока», хотя все наши автомобили и самолёты испокон сдирались с «буржуйских» аналогов. И самые лучшие на сегодня отечественная машины, это модели АвтоВАЗа, построенного итальянцами".