Беларусь — это не Россия
16 февраля исполнилось бы 80 лет Чеславу Выджицкому, который известен как Чеслав Немен. Певец и композитор мирового уровня сегодня мало известен за пределами Польши.
А в наши молодые годы из рока доступен был только польский рок. Да и ещё немного венгерский. Естественно, что Чеслав Немен был в те времена одним из наших кумиров. А его «Dziwny jest ten swiat» хит на все времена.
Поэтому юбилей певца оказался хорошим поводом посетить место рождения Немена. Итак, едем в Беларусь. Дело в том, что Немен родился в Гродненской области, которая на тот момент являлась польской территорией, а уже через семь месяцев по договоренности с Гитлером Западная Белоруссия стала принадлежать Советскому Союзу.
Дом, в котором до 20 лет жил певец. Гродненская область, д. Старые Василишки.
Я, конечно, не фанат певца, но три обстоятельства сподвигли меня на поездку на авто. Во-первых, в Западной Белоруссии я был только в юности. Во-вторых, в поездку со мной отправился друг-одноклассник, который является серьёзным поклонником всего, что связано с Польшей. Из этого вытекает и третье обстоятельство. Он по отцовской линии поляк, а я должен оправдать свою фамилию поездкой на историческую родину.
Поездка совпала со встречей Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, на которой белорусский президент по поводу объединения высказался вполне конкретно и однозначно:
«Слушайте, мы завтра можем объединиться вдвоем, у нас проблем нет. Но готовы ли вы, россияне и белорусы, на это? Вопрос. Поэтому это надо адресовать вопрос к себе. Насколько вы готовы, настолько мы будем выполнять вашу волю. Если не готовы — какая бы ни была мощная Россия и огромная, она сегодня не в состоянии навязать волю кому-то. Тем более мы, но нам это и не нужно».
Не скрою, что до поездки относился к своей исторической родине не без доли снобизма. Несмотря на колоритного «батьку» Беларусь мне представлялась чем-то второстепенным. Поэтому «разочарование» было очень приятным.
Всегда знал, что у нас уровень отношений такой, что пересечение границы, как проезд через населённый пункт в Московской области. Подтверждаю. Так и было. Много был наслышан об отличных дорогах в Беларуси. Дороги хорошие, местами очень хорошие, но не везде. Приятно, что есть значительные участки дорог с разрешённой скоростью 120. Что не очень приятно – много камер фиксации скорости, как явных, так и тайных. Через несколько дней узнаю, насколько «наездил».
Гродно сразу влюбил в себя. Уютный и очень комфортный город. По-хорошему типичный европейский город с очень древней историей (почти 900 лет). Речь, прежде всего, идёт об историческом центре. Выложенные камнем и брусчаткой тротуары и дороги, двух-трехэтажные дома с вековой историей. Старинные костёлы, храмы.
Конечно, поражает чистота улиц и дорог. Причём, не только в городе, но и в деревнях. Чистота Беларуси – общеизвестный факт, но всё равно удивляет.
На вопрос «почему так чисто?» жители отвечают примерно так: «У нас, конечно, хорошо убирают. Но главное, что у нас нет привычки мусорить.
Возможно, есть влияние того, что город в шаговой доступности от Польши и Литвы (15 и 30 км). Поездка в Польшу и обратно на маршрутке стоит 7 долларов. Можно было бы сравнить Гродно с российским Калининградом. Но такое сравнение не совсем корректно. Дело даже не в географических различиях. Принципиальное отличие в другом. В Калининграде в настоящий момент проживает менее одного процента немцев. В Гродненской области в целом проживает около 20% поляков, 62% белорусов и русских только около 12%.
Те, из белорусов, с кем приходилось общаться, однозначно за полный государственный суверенитет. Недаром же Лукашенко спросил Путина о готовности народов к объединению. Важнейший элемент суверенитета, национальной самоидентификации –сохранение родного языка.
На сегодняшний день сохранение и развитие белорусского языка – целенаправленная государственная политика. Официальные мероприятия ведутся на белорусском языке, названия улиц, указатели также на родном языке. Но парадокс заключается в том, что реклама, названия торговых точек указаны на русском языке. Да и общение ведётся практически на русском языке. Такой вот парадокс. Одна из причин подобного парадокса заключается заключается в том, что Беларусь очень молодое государство.
При очень дружелюбном отношении к нам, белорусы хотели бы иметь только экономическое сотрудничество. Дружба дружбой, а государства врозь. И это правильно.
После поездки у меня сложилось ощущение, что если российская власть и дальше будет принуждать к объединению, то вполне вероятен белорусский вариант майдана. Майданные настроения есть, и не всегда скрываются.
И последнее. Беларусь – это не Россия. А если судить по Гродно и области Беларусь совсем не «совок». Беларусь – вполне европейское с очень дружелюбным многонациональным народом. И ради сомнительного объединения не хочется потерять ещё один братский (безо всяких кавычек) народ. Всё, что я сказал только мои личные впечатления. Не исключено, что в своих выводах и предположениях ошибаюсь.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
52.15.68.97
А Сталин пояснил, что обратной дороги нет.