Заметки обывателя. На школьные нужды

20 мая 2009, 07:17

На днях с женой были в компании, и рано или поздно разговор зашел о школе. Присутствие двух педагогов – весомый аргумент для такого разговора. Посудачили о достоинствах и недостатках местных школ, «перемыли косточки» ЕГЭ. А потом, как водится, перешли к финансовой стороне школьных проблем. Май месяц - не только финиш учебного года, но и подготовка к началу ремонтных работ в школе...

В частности затронули тему  ремонта кабинетов силами родителей, а точнее их денежными возможностями. Придется, мол, скоро скидываться на ремонт, но не каждая семья может поучаствовать – мать-одиночка, кризис и т.д. Но вывод из сказанного показался мне парадоксальным и удивительным. Надо напрячься и изыскать деньги на ремонт, в противном случае учителя будут плохо относиться к ребенку, чьи родители не сдали деньги. В этом коротком разговоре пересеклись две глобальные проблемы – экономика и мораль.

Экономика – повсеместный и упорядоченный сбор денег с родителей на нужды школы. Сегодня имеется в достаточном количестве нормативных документов, чтобы сделать эти сборы практически абсолютно законными, тем более, что инициаторами финансовой помощи зачастую выступают сами родители.

Нет ничего зазорного в том, что родители помогают школе, но только при условии, что эта помощь носит разовый, эпизодический и абсолютно добровольный характер (подарок школе от выпускников или первоклассников, помощь в чрезвычайных ситуациях). Но, когда сбор денежных средств с помощью родительских комитетов, попечительских и управляющих и прочих советов (хорошо, что хотя бы формально учителя отделены от этих денег) поставлен на поток, это уже система, и система, на мой взгляд, порочная.

Денежные сборы на нужды школы развращают и педагогов (от директора до учителя), и родителей. Речь, естественно, идет исключительно о школах, которые находятся на полном государственном обеспечении (справедливости ради, стоит отметить, что в докризисное время государство сделало немало для укрепления материально-технической базы школ). Педагогам, зачем напрягаться, чтобы требовать все необходимое для учебного процесса от начальства или учредителей, проще кинуть клич среди родителей - помогите. Причем нередко на родительские деньги приобретаются вещи, которыми школа по определению должна снабжаться государственными структурами. В данном случае речь идет о различных канцелярских товарах и школьном оборудовании.

Действительно, проще напрячь (наклонить) родителей, чем портить отношения с начальством, требуя положенное. Было бы странным, если бы учителя к такому школьному образу жизни не привыкли. Родительская помощь перестала восприниматься как благотворительность, как подарок, а превратилась в важный структурный элемент, без которого жизнь школы трудно представить. Кстати, всевозможные подношения учителям на различные праздники давно уже не воспринимаются как подарок, а считается обязательным ритуалом для родителей, в котором очень мало искренности и много наивно-циничного расчета. Учителя же по вполне понятным причинам обижаются, если этот ритуал не соблюдается или соблюдается, но в каком-то усеченном варианте. Да, конечно, уровень среднестатистического учителя оставляет желать лучшего, но других просто нету.

Было бы абсолютно неправильно обвинять в сложившейся ситуации школу – мол, учителя такие хапуги, все время что-то требуют. Не меньшая часть вины, а, может быть, и большая лежит на тех, кто несет деньги в школу. И вот здесь мы подходим к той проблеме, которую я чуть ранее обозначил как моральную. Схематично (в жизни все гораздо сложней и запутаннее) можно выделить три причины, по которым родители несут деньги в школьную казну.

1. Искреннее желание помочь школе.

2. Банально откупиться, переложив основные хлопоты за своего ребенка на школу.

3. Заработать для своего ребенка преференции, особое отношение или, напротив, не допустить, чтобы к нему (ребенку) ухудшилось учительское отношение из-за несданных денег.

Постоянно приходится слышать анонимное родительское недовольство на те или иные школьные проблемы. Но, как только предлагаешь снять флер анонимности и озвучить свое недовольство, то тут же слышишь: «Да, ты, что! Это отразится на моем ребенке (поставят «двойку», в угол и т.д.)».

Для меня такая родительская позиция аморальна по многим причинам. Во-первых, если мама-бабушка убеждены, что из-за несданных денег у ребенка могут возникнуть проблемы, то такую школу нужно за километр обходить стороной. Хотя я за более чем двадцатилетнюю работу с предвзятым отношением практически не сталкивался. Отвечая за себя, замечу, что, если с кем-то из родителей возникали конфликтные ситуация, то ребенок в таких случаях получал режим наибольшего благоприятствования (повышенное внимание, даже некоторых в случаях завышение оценок). Так делал я сам, такого же требовал от своих учителей. Не должно быть и тени подозрения на то, что школа может воспользоваться правом сильного для сведения счетов.

Во-вторых, грош цена родителям, которые не могут защитить своего ребенка, если подобная ситуация имела место. Вновь сошлюсь на свой опыт, теперь уже отцовский. У старшей дочери за десять лет в школе был один раз (пошел ради любопытства и по просьбе дочери), у младшей за те же годы два раза. У младшей дочери был как раз по причине неадекватной реакции учителей и администрации на ее дисциплинарные нарушения.

Итог этих двух визитов прост и незатейлив. Учительница, вызвавшая меня в школу, осознала, что прежде чем что-то требовать с ребенка, надо начать с себя (не опаздывать на уроки, не использовать урочное время не по назначению, не считать чтения учебника изучением нового материала и т.д.). Итог второго визита – письменное извинение начальника управления образования за действия школьной администрации – так я познакомился с Гильдой Александровной Ботт. Наверное, учителя моей дочери, мягко говоря, меня не жаловали, но в то же время четко усвоили урок, что я своего ребенка в обиду не дам. Но, тем не менее, деньги на школьные нужды сдавал исправно.

3.137.169.14

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
25 615 (+1)
Анфиса
#
Ник Гошко: крайне возбуждённая дура -

Сам дурак!
Ник Гошко
#
Анфиса: Сам дурак!

бывает но не системно пока, Слава Богу ... Поскольку сын уже взрослый и вполне самостоятельный, могу и расслабить моск.
dimmik
лично#
yans: Это было четыре года назад - сейчас сбор родительских денег упорядочен.

Тогда вопросов нет.
Проблема с денежными средствами решена, а все высказывания в данной теме недовольных родителей это черный пиар.
An-Ka
лично#
Гость: так ничем хорошим это все не кончается а отражается на отметках ребенка и вообще на отношении учителя к ребенку..открытое пренебрежительное отношение..лично у нас так!!!
Гость: У нас 11 гимназия..мы закончили первый класс поборы постоянно то на то то на се...я отказалась платить за доп занятия ребенка с учителем так как в день это триста рублей и нет необходимости ребенок вроде и сам справлялся...так нам за одну ошибку уже учитель ставила 3 с минусом..и все оценки занижала..контрольную всю правильно написанную оценила на 4 с минусом мол не красиво написано (по математике работа была) на мои вопросы почему так сказала ну вы ведь ко мне на доп занятия не ходите..

Мы тоже из 11 на доп. занятия нас никто не принуждал, ходили по своей инициативе ( 200 рублей) тоже первый класс.
Marisa
#
dimmik: все высказывания в данной теме недовольных родителей это черный пиар.

Это не черный пиар, а нормальная и обыкновенная "кухонная" болтовня.
Мы любим повозмущаться на кухнях, ментальность такая ))) а выйдем за ее пределы - и помалкиваем... а то как бы чего не вышло...
Ну, те которые капсом пишут и восклицательные знаки ставят - это иное... эти и в жизни слюной брызжут по поводу и без )
Olegus
лично#
Marisa: Никак не могу понять... сколько в течение последних 10 лет сдавала средств, не будучи, при этом, сильно обеспеченной.. В детсадах и школах... Ни разу никто ничего не вымогал и я не чувствовала себя платившей "поборы"

в принципе - да. Вот так чтоб за учебу и за хорошее отношение - действительно: не захочешь - не заплатишь. Но есть ситуации, когда не сдавать просто неправильно. Бо получится, что за тебя платят другие. Понятно, когда речь идет о бедных. Но есть и "принципиальные" - на общие мероприятия (праздники) ходют, а деньги не сдают - "мы против поборов!"
Marisa:  Проблема в том, что мы, родители - стадо. Куда направят, туда и идем...

вот с этим приходится согласиться - столкнулись в садике. Все были недовольны новой воспитательницей и нянечкой, просто катастрофа после прежней, мы даже раньше забрали, потому что уже на нервах ребячьих сказывалось. Как подходит время так называемого выпускного - началось: надо гигантские подарки (ЖК-ТВ и т.п.), сдавайте по 3000 и т.п. (инициировано самими воспитателями).
Жена была белой вороной - она родителям: с какого бодуна? вы ж сами ругались! Подарите цветочки или кто что хочет. Прежней воспитательнице и больше не жалко, но этим...?!
В ответ: так ведь полагается.... все сдают и мы сдаем.... Как бы хуже не было....

Гость: на мои вопросы почему так сказала ну вы ведь ко мне на доп занятия не ходите..

у нас на английском более утонченная ситуация - наоборот: всем сознательно ставят только хорошие оценки. Но реально знают на эти оценки только те, кто дополнительно занимается с этой же учительницей. Никакого принуждения, всем 5-4, но преподавание на уроке никакое (буквально). Все перекладывается на допзанятия. Или - на самообразование.
Гость
#
Диспут А и М весьма показателен. У одной ребенок ходит в школу, куда даже парты, стулья и освещение приходится покупать за свой счет, у другой же чадо ходит в школу, воздвигнутую главой района как памятник себе еще при жизни. Супершкола! Сам Президент посетит ее и подумает: "До чего же замечательный глава!".

Ну и о чем эти два оппонента могут договориться, при их то столь различных весовых категориях?

Снобизм госпожи М тошнотворен.
Marisa
#
Гость: Диспут А и М весьма показателен. У одной ребенок ходит в школу, куда даже парты, стулья и освещение приходится покупать за свой счет, у другой же чадо ходит в школу, воздвигнутую главой района как памятник себе еще при жизни. Супершкола! Сам Президент посетит ее и подумает: "До чего же замечательный глава!".

Ну и о чем эти два оппонента могут договориться, при их то столь различных весовых категориях?

Мое чадо, 14 лет от роду, физически не могло с первого класса посещать Супершколу, открытую год назад
А диспут - очень показателен, да
Olegus
лично#
Гость: у другой же чадо ходит в школу, воздвигнутую главой района

вообще-то у нее родительско-ученический опыт несколько постарше этой школы будет.
А в "богатых" школах иногда и собирают покруче. Просто на другое.
Просто если это писалось только ради этого:
Гость: Снобизм госпожи М тошнотворен

лучше от предисловий воздержадзе, ИМХО.
Olegus
лично#
Marisa: физически не могло с первого класса посещать Супершколу, открытую год назад

Ник Гошко
#
Гость:  главой района как памятник себе еще при жизни. Супершкола! Сам Президент посетит ее и подумает: "До чего же замечательный глава!".

А я уж подумал было, что в этот раз как-то нестандартно обсуждение протекает.

И почему опять столь праведный гнев анонимен? Как решить проблемы, если пукать из-за забора и убегать. Но, сталкиваясь с оппонентами в калитке, расшаркиваться, кланяться и слюни пускать от почтительного умиления. Вот от чего блевать хочется. От анонимного вашего лицемерия трусливого, как правильно Марина сказала.

Кто там начальника управления образования крышевателем вымогателей считает, кто главу района показушником называет?... Ну пойдёмте вместе к ним, в лицо им это скажите. А я обещаю широкое освещение в СМИ вашего мужественного и принципиального поступка. В пример остальным.

Говнюки трусливые и лживые. Что основная масса комментаторов здешних, что поощряющие их модераторы.
Гость
#
Marisa: Мое чадо, 14 лет от роду, физически не могло с первого класса посещать Супершколу, открытую год назад

Разумеется. Мы в курсе.
Не оттого ли так особенно приятно плюнуть вниз на это стадо, на этих неудачников?
Именно теперь...когда...
Olegus
лично#
Гость: особенно приятно плюнуть

Марин - это что-то очень личное. Весна?
Ник Гошко
#
Гость: приятно плюнуть вниз на это стадо, на этих неудачников?

Зависть и злоба по ёё мотивам - вот основные движущие силы правдорубов. Офигеть, что может получиться из растущих рядом с вами детей.
Гость
#
Ник Гошко: Вот от чего блевать хочется. От анонимного вашего лицемерия трусливого

Абсолютно с Вами согласен.

Ник Гошко: Зависть и злоба по ёё мотивам - вот основные движущие силы правдорубов. Офигеть, что может получиться из растущих рядом с вами детей.

И эту Вашу обеспокоенность тоже целиком и полностью разделяю.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи