Городской округ: аргументы «за»
Новое — хорошо забытое старое. Эту истину подтвердил председатель районной Общественной палаты Захар ИВАНОВ. 24 июля на итоговом собрании Общественной палаты он выступил с инициативой преобразования Одинцовского муниципального района в городской округ.
Преобразоваться в городской округ мы пытались еще в 2007 году. Не получилось. Амбиции отдельных политиков «местного розлива» перевесили разумное и рациональное предложение.
За восемь прошедших лет аргументы за городской округ с поправкой на время в принципе остались те же. Какие аргументы выдвигались тогда, можно посмотреть здесь.
Плюс добавился опыт жизни в одном отдельно взятом сельском или городском поселении. «Жить лучше и веселее» стало всего лишь в 2-3 поселениях из шестнадцати, и то с большими оговорками.
Маленькая справка. Городской округ — территория, объединяющая несколько населенных пунктов с единым бюджетом и вертикалью власти. Избираются только глава городского округа и Совет депутатов, а руководители поселений (в городском округе поселения будут называться территориальными управлениями) исключительно назначаются. В Московской области есть подобный опыт преобразования муниципального района в городской округ: Домодедово, Балашиха, Озеры, Подольск.
В последнее время мне много приходится говорить на тему городского округа. Большинство моих собеседников против идеи преобразования в городской округ. У противников три главных аргумента. 1. Сокращается количество выборных руководящих должностей. 2. На местах потеряется стимул к собираемости налогов, так как не будет собственного бюджета. 3. Социальный лифт замедлится, и молодым людям труднее будет сделать карьеру. Количество чиновничьих мест резко сократится. В общем, демократии приходит «абзац».
Небольшое лирическое отступление. Так сложилось, что практически на моих глазах шла разработка и принятие 131-го закона о местном самоуправлении. Еще тогда разработчиков предупреждали, что главная опасность закона заключается в том, что он может породить «феодальную раздробленность».
Разработчики пожимали плечами. Обойдется. Благодаря закону власть для жителя будет находиться в шаговой доступности. Но при этом добавляли: «А что мы можем сделать? Принятие такого закона — необходимое условие вступления в Совет Европы».
В Совет Европы мы вступили, но из той самой «ропы» так и не вылезли. Зато получили необъятную прорву чиновников, которым надо найти, чем заниматься и при этом платить не самые маленькие зарплаты. Не факт, что выбранный руководитель лучше назначенного. Я не встречал статистики, что избранный глава работает качественнее назначенного. К тому же выбранного главу практически невозможно убрать с должности. Кто-нибудь назовет мне случай, когда главу или депутата жители избрали, а потом сами же отозвали. А выборы ради выборов — сплошная трата денег, в том числе и бюджетных, а по факту результата ноль. К тому же дублирование функций и полномочий власть к жителям не приблизило, а отдалило еще больше. Разобраться, кто за что из чиновников отвечает можно только опытным путем, когда просителя (заявителя) футболят из кабинета в кабинет.
По поводу бюджета. Да, у нас есть поселения, где годовые бюджеты приближаются к миллиарду. Но в то же время, за исключением сельского поселения Успенское, не назову ни одного другого поселения, где бы эти миллиарды эффективно работали на благо жителей. Но даже успешным поселениям 131-закон ограничивает использование средств в образовании, здравоохранении и т. д., так как нет у них таких полномочий. В большинстве же поселений даже те полномочия, которые положены по закону, не обеспечены финансово. Полномочия есть, а денег нет. Классика абсурда, которую я периодически цитирую. В муниципальном образовании проживает порядка трех тысяч человек. Бюджет чуть более 2 млн руб. Зато есть глава, руководитель администрации и прочие чиновники. Весь бюджет уходит понятно куда.
Снизятся ли бюджетные поступления на территориях в городском округе? Не знаю. Зато знаю немало глав, которые не напрягались, чтобы пополнить бюджет. Не стоит забывать, что существует налоговая служба. И эффективность ее действий не зависит, откуда идут налоги. Из поселения или городского округа.
Безусловно, предполагаемая реформа больно ударит по чиновничьему аппарату и советам депутатам. Были «первыми парнями на деревне», а станут… Поживем — увидим.
Трансформирование муниципального района в городской округ процесс логичный и в какой-то мере неизбежный. В условиях очень непростой экономической ситуации, если не случится «хотели как лучше, а получилось как всегда», то на выходе есть шанс: 1. Сократить чиновничий аппарат и избежать дублирование полномочий. Есть возможность повысить ответственность оставшихся чиновников за свой участок работы. 2. Единый бюджет позволит поставить все населенные пункты примерно в равные условия. Кто-то назовет это «уравниловкой». А почему житель Барвихи должен жить лучше жителя Юдино? Бюджет Барвихи (Успенки) — это не следствие развития бизнеса, промышленности или сельского хозяйства, а только результат стоимости земли и недвижимости. Поэтому перераспределение доходов в границах одного района вполне нормальное явление.
Примерно такие выгоды вижу в городском округе. Как будет на самом деле, покажет только время. И люди. «Сухая теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
3.135.184.195
Никакой дискуссии не было, запустили «заряженных» за выступающих, строго по направлениям, которые невнятно что то говорили, с 0-вой аргументацией, но всегда бодро заканчивали «Поддерживаем».
1) Мацюкевич-от лица медиков (якобы все за). Хотя медицина-это полномочия области, что к чему она говорила…
2) от лица педагогов
3) некий голицынский предприниматель-заявил что предприниматели, готовы выполнить любое задание партии и правительства
4) Ярмольник-что то невпопад промямлил, в конце поддержал от имени деятелей культуры
5) от имени всех ветеранов и т. д.
Я тоже хотел Галдина послушать, вертел головой, даже не видел его почему то.
льготы сохраняться для сельских поселений
округ не равно везде высотки,
тарифа на жкх прежние
паспорт не надо менять
и города так и останутся городами, а селе селами
да вы и сами то я вижу запомнили то, что запомнить выгодно
Что к чему?
Тезис, что хороший управленец лучше плохого -бесспорен, зачем об этом вещать полчаса?
Агеев-бессвязно рассказал какой он хороший специалист в области местного самоуправления.
Тоже наверное правда.
Причем выступавших «за», были совершенно неподготовленные, например Ярмольник.
Который ни 1 аргумента не привел.
Кроме дельного выступления финансистки, показавшей диаграммы бюджетов по всем поселениям и выдавшей какой то анализ у остальных никакой практически аргументации не было.
Могли бы и получше подготовиться.
Оно и понятно, что для вас с Гавриковым авторитетов нет, кроме вас самих и Маши Гайдар. Но почему никто из вас даже словом не обмолвился о выступлении мэра Одинцово? Что на аргументы Гусева у вас есть возразить?… ну кроме либеральной аксиомы, что власть всегда не права.
Он про преимущества административной реформы ничего не сказал.
Он сказал, что всегда есть недовольные и всем не угодишь, а караван типа идет.
Чему возражать то?
По сути тоже выступление неподготовленное.