Удивительная и красивая жизнь глубинки
В качестве эпиграфа из Юрия Ильича Фурсы. «Глубинка вообще живет в нищете, более 22 миллионов за чертой бедности».
Так получилось, что на прошлой неделе я прожил несколько дней в самой настоящей глубинке. Пензенская область, село Ивановка в 850 км от Москвы.
Лет 8-9 назад написал текст с красивым названием «Фисейская обитель».
Это рассказ о моих предках, которые около ста лет служили в православном храме, как раз, в селе Ивановка. Благодаря статье у меня обнаружилось множество родственников, которые дали много интересных деталей в историю наших предков. Повторю, что материалу про Фисейских уже много лет.
Где-то месяц назад мне позвонила женщина из этого села и сказала, что читали мою статью. И от меня прямого потомка этих священников нужна помощь. Несколько жителей решили около построить церковь. Рядом с разрушенным храмом, где служили мои предки. Подтекст помощи простой — нужны деньги. Я буквально тут же перезвонил Александру Фисейскому, родственнику и известному российскому органисту. Изложил суть дела. Как и ожидал, нашёл полное понимание. Он помимо денег выразил готовность провести благотворительные концерты.
Короче, на прошлой неделе я с дочерью выехал на «разведку» в село Ивановка. Население 200 человек. А, когда было более 500. Работы ни в селе, ни в районе практически нет. Молодёжь вся разъехалась в поисках лучшей доли. По большей части в селе живут пенсионеры с небольшими вкраплениями более молодых людей от 45 лет. Проблема пьянства в Ивановке закрыта естественным путём.
— Все пьяницы уже вымерли, — пояснила мне одна местная жительница.
Стандартная пенсия — 8, 5-9 тысяч рублей. На один жилой дом, два-три нежилых, хотя село полностью газифицировано. Поэтому для ночлега нам был приготовлен отдельный дом.
Несколько дней в глубинке потрясли меня. Потрясли люди. Что греха таить, было такое снисходительное отношение к провинции. Мол, столица совсем другая планета. Это действительно так. Единственный плюс — материальное благосостояние. Тем не менее, я категорически не согласен, что «глубинка живёт в нищете». Главное, что с этим не согласны сами жители. Да, живут бедно. Но живут, а не выживают, радуются каждому дню жизни. Кто-то из мудрых сказал, что богатство — умение довольствоваться тем, что есть. Нищета — это не всегда количество денег, а скорее состояние души.
Алексей и Валентина Шерстнёвы, 45 лет. Он — прапорщик в отставке, служил в химических войсках, пенсия -20 тысяч рублей, жена — тоже молодая пенсионерка, так как тоже была связана с химией. Пенсия — 9 тысяч рублей. Именно им я обязан своим приездом. Меня воспринимали исключительно как прямого потомка моих предков, который, наконец, вернулся на родину.
Алексей в память о своих родителях, несколько лет назад сгоревших заживо, решил построить небольшой храм. На его восстановление он уже накопил 400 тысяч рублей. Они с женой удивительно цельные и светлые люди. Весь их доход — только пенсии. Из этого дохода еще помогают и дочери. Валентина выращивает цветы, пишет картины и стихи. Алексей — садовод -экспериментатор. У него на участке 27 сортов настоящего и вкусного винограда. Еще десятки сортов яблок и груш. В этом году он снял первый урожай персиков. Алексей может часами увлеченно рассказывать о своем саде. А вместе они ощущают себя счастливыми людьми.
Вера Евтеева, постарше. Пробивная сила в строительстве храма. Вместе с детьми и мужем занимаются фермерством. Держат коров, еще есть 100 га земли, полученные после развала совхоза. Плюс малюсенький магазин в райцентре. Выручка в 500-700 рублей считается удачным днём. С помощью детей и внуков восстановила родник. Следующий этап — очистить ручей, чтобы вода в нём «звенела».
В райцентре познакомился с отцом Николаем. Он — благочинный и единственный поп на все восемь приходов района. Денег не хватает. Пожертвования идут на восстановление храма. Рядом стоит недостроенный собственный дом. Нет денег. Но и нет никакого уныния у него. Доброжелателен и очень оптимистичен. Всё читается в его глазах. Простите за штамп, он светится изнутри, и этим светом делится с людьми.
В райцентре попал на фестиваль скандинавской ходьбы. На центральной площади собралось некоторое количество женщин послебальзаковского возраста. Поют, смеются, радуются жизни. Весь фестиваль заключался в том, чтобы пройти от площади до леса, и обратно. И таких позитивных встреч за несколько дней в глубинке была масса, и рассказал я только часть историй.
Моим друзьям из Ивановки хочется возродить село. И строительство храма может стать первым шагом на этом пути. В то же время особых иллюзий на этот счёт не испытывают. И скорее всего, Ивановка, как населённый пункт, после их смерти перестанет существовать. Поэтому дай Бог им долгих лет жизни в этой «Фисейской обители».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
18.118.37.85
Извините за оффтоп.)
Поэтому пока только в формате проведения части отпуска у родственников, там частный дом, шашлык-машлык, позагорать-покупаться летом, в лес за грибами. А воздух там обалденный, им не дышать хочется, а есть его.
Произошли огромные изменения в с/х и рулят крупные автоматизированные агрохолдинги. Тот же «Мираторг» завалил говядинкой, пользуюсь, очень вкусно.
Совхоз раньше содержал деревеньку, где жили его работники. Нет совхоза — нет обслуживания, всё закономерно, хотят жить там — теперь всё на них самих, типа СНТ. Вот это к прос*авшим страну старым коммунистам только претензии.
Фара правильно написала — зимой в город.
По бабке. 93 года и пусть шоколадки на её совести останутся. Ага, немцы пришли — водопровод сделали. Чушь. В районе моего села, жена рассказывала, недалеко маленькая деревенька откуда родом её бабушка, после освобождения все колодцы освободили от трупов и зарыли. Немцы расстреляли кучу, колодцы под завязку.
Кстати, в этом году мы снимали квартиру прямо в центре Рима у Колизея. Видимо, хозяева на даче были.
Парижскомпусть Римском туалете есть надписи на русском языке…» © ВСВ