Форст - Берлин - Прага

15 мая 2007, 11:03

В Одинцово проживает активный участник Берлинской операции, полковник в отставке Галич Владимир Федорович.

Когда мне предложили рассказать о Берлинской операции и роли Советской Армии в заключительном этапе Великой Отечественной войны, то подчеркнули ты, мол, участник этих боев, тебе и карты в руки. Но мои впечатления об этой славной странице истории Отечественной войны не только субъективны, но и ограничены как моим служебным положением - в то время я был начальником штаба минометного дивизиона, так и пространством: из моего «окопа», а порой и подвала, где размещался штаб дивизиона, был виден маленький участок огромного фронта. И хотя общее проявляется в частном, как о том говорят философы, эти два понятия нельзя ни объединить, ни тем более приравнять.

Мои личные размышления привели к выводу, что наша армия к этой битве начала подготовку в тяжелейших условиях начала войны в июне-июле 1941 г. Именно тогда бойцы, командиры, страна, проявляя героические усилия на фронте и в тылу, заложили основы Берлинской операции 1945 года.

Галич Владимир ФедоровичВ это время наш дивизион в составе войск 1-го Украинского фронта участвовал во всех стратегических наступательных операциях. Мне особенно запомнилась Висла-Одерская операция 1945 года. Наступление было столь стремительное, что, подходя ко второй линии обороны противника, расположившейся на реке Ниде, мы увидели группу немецких солдат, для которых вид нашей колонны был полнейшей неожиданностью. Бросив оружие и прекратив попытки вытащить затерявшуюся в грязи автомашину, оборудованную под офицерскую кухню, они пустились в бега. Таким образом нам достался приятный трофей. Мы с удовольствием воспользовались жареными котлетами, которые были предназначены не нашим офицерам.

Какое чудесное время весна, просыпающаяся после зимней спячки природа будоражит. Чувствуется приближение Победы. Стоим в маленьком городке Шалькау. Приехал из штаба бригады лектор. Прослушали лекцию о международном положении.

Однако в Бреслау идут ожесточенные бои. Рядом расположено огромное кладбище - потери 6-ой Армии. Третьего апреля испортилась погода, сильный северный ветер раздувает многочисленные пожары в городе. Так прошла неделя. Бреслау не сдается. Война продолжается...

На нашем участке фронта наступление началось ночью 13 апреля. Подразделения дивизиона в бое не участвовали. Наблюдая картину боя, мы уточняли расположение целей. Я увидел, как из блиндажа на правом фланге появилась голова немецкого офицера и еще кого-то, которого я не стал рассматривать. Я решился нарушить запрет и открыл огонь одним минометом. Немецкий блиндаж с наблюдателями был очень близок к берегу реки, при ошибке в дальности можно было угодить по своим. Но все получилось удачно - второй и третий выстрел поразили цель. Я был удовлетворен.

Бои идут тяжелые, много сгоревших танков - и наших, и немецких. На спидометре 1000 километров - таково расстояние, пройденное с боями с декабря 1944 года до 17 апреля 1945 года.

18 апреля наши танки вышли на Шпрее. Много пленных бредет в тыл. Наблюдал интересный воздушный бой, наши истребители организовали воздушное кольцо вокруг немецких самолетов. В бою участвует десятка полтора-два самолетов. Есть много падающих горящих машин. Удивительная картина: вверху - самолеты, на земле - танки. Преимущество нашей армии очевидно - третья танковая армия входит в прорыв обороны противника. Немцы отчаянно сопротивляются. Часты интенсивные артобстрелы. Один из них пришелся по огневой позиции нашей батареи. Есть погибшие. Среди них старший на батарее лейтенант Горбань. Я осмотрел состояние огневой позиции батареи, принял необходимые меры, а по возвращении на командный пункт произошёл забавный случай. Иду по широкой, пустынной деревенской улице, вдали на перекресток выезжает крупный немецкий танк и разворачивает орудие в мою сторону. Секунды на размышление... Решаю: наибольшая безопасность бежать навстречу танку. Слышу выстрел, чувствуется ударная волна снаряда, летящего кудато дальше. По-моему, метров 50-70 навстречу танку я пробежал за 3 секунды, далее в сторону, за укрытие. Танк развернулся и ушел. Об этом «броске» потом со смехом рассказывал друзьям - уж очень быстро я бежал...

Примерно в 5 часов утра 24 апреля мы заняли огневые позиции на южной окраине Берлина у моста через Тельтовканал. Прямо передо мной неумело взорванный мост через канал, а еще дальше - Берлин. В Берлине же засевший за стенами противник оказывает упорное сопротивление. Практически, пока он не уничтожен, движение вперед невозможно.

29 апреля мы воюем практически в центре города. Сопротивление противника возросло.

Местные жители, невзирая на бои, бродят по улицам, грабят какие-то продовольственные склады. Чтобы исключить драки между ними, приходится вмешиваться. Немцы послушны. Наши солдаты, используя какое-то количество трофейных продуктов, не всегда приходят к солдатской кухне, ограничиваясь трофеями. Тогда приходят местные жители, стоят тихо в очереди к нашей кухне с кастрюльками. Удивительные все-таки русские солдаты. Бои за город еще идут, притом ожесточенные, а к солдатским кухням очередь местных жителей.

Впрочем, пришло предупреждение экономить хлеб - возможны перебои. Интенсивные бои шли в Берлине всю ночь 29 и 30 апреля - многочисленные огневые налеты способствовали медленному, но постоянному продвижению нашей пехоты вперед. Первого мая мы вышли к так называемому «Презент-гарден» (парк-подарок). Я вышел на аллею этого парка. На дорожке лежал убитый наш солдат, раскинув руки, одна из которых лежала на автомате. Удивительно спокойное лицо. Видимо, пуля сразила его, и смерть была мгновенной, а боли он не успел почувствовать. Смерть в последний день боев особенно печальна. Я его запомнил на всю оставшуюся жизнь...

Конверт со щепоткой земли из «Презент-гарден» в декабре 1945 года я, явившись в отпуск домой в Баку, вручил своему отцу как символ. 1-го мая «Знамя Победы» над Рейхстагом! Казалось, все - войне конец. Небольшой праздничный обед - и спать. Усталость берет своё! 2-го мая праздновать Победу было некогда. Получен приказ - вперед в Прагу, там чехи подняли восстание, и немцы с ожесточением усмиряют непокорных чехов.

3-го мая с утра мы двинулись на Прагу, хотя на пути туда еще не взятый Дрезден. Колонна 3-ей танковой армии и 10 артиллерийского корпуса длинной змеей вытянулась по шоссе Берлин-Дрезден. Навстречу нам также бесконечной колонной двигались пленные фашисты. Они шли нестройными рядами. Изредка мелькали наши солдаты с винтовками. 7-го мая танкисты маршала Рыбалко и артиллеристы генерала Кожухова вошли во взятый Дрезден. В одном из уцелевших на окраине города домов мы хорошо отдохнули. «Гостеприимные» хозяева уступили нам свои кровати и даже застелили их чистым бельем.

8-го мая мы двинулись на Прагу. Вновь огромная колонна войск - танки, пушки, машины - вытянулась в бесконечную ленту. В середине дня слух: немцы подписали капитуляцию - войне конец! Эту новость нам сообщили две прелестные блондинки, стройные и веселые. 8 мая 1945 года в 14 часов 30 минут я записал в своем блокноте:

«Мне хочется как можно более полно запомнить эти минуты. Не знаю, насколько это правда, но через 30 минут война кончается. Последние минуты грандиознейшей битвы в истории. Что из себя представляют эти минуты?

Тысячами машин забиты дороги, в воздухе десятки самолетов, но какая благоухающая тишина. Вокруг радостные, возбужденные лица... Вот она - эта минута, которую так долго ждали, о которой мечтали миллионы.

Слева сзади в 10 км Дрезден, а вокруг страна, которая так много сделала, чтобы победить, а теперь лежит у ног русского солдата покорная. Иду слушать радио...»

Материалы исторической рубрики подготовил Георгий ЯНС

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.144.86.138

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 147
Mikhalich
лично#
Очень..
Marisa
лично#
Никогда не понять нам, что чувствовали люди тогда, на исходе такой долгой и страшной войны. Надеюсь, что не поймем...
F
лично#
Marisa: Никогда не понять нам

наверное частично чувствовали тоже самое, что и Marisa перед выпускными, когда заканчивала 10-й класс.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи