Фиктивный брак под ящик сухого

02 июля 2007, 06:40

Девяностый… Не самый плохой год в моей жизни. Работал тогда референтом бюро международного молодёжного туризма «Спутник» в Одинцовском ГК ВЛКСМ, под началом второго секретаря Миши Кранчева. Отправлял комсомольцев в поездки по ближнему зарубежью - Болгария, Румыния, Чехословакия, ГДР… В Румынию никто ехать не хотел - там жили ещё беднее нашего, а вот остальные соцстраны успехом пользовались - кое-что можно было привезти. При тогдашнем товарном голоде туризм был не просто путешествием - это всегда был шоп-тур. Как там у Высоцкого: «сэкономь там пару рупий, не бузи, мне хоть что, хоть чёрта в ступе привези». Поэтому путёвки были чем-то вроде награды, их давали по решению бюро ГК ВЛКСМ.

Александр ЛычагинПерестроечный комсомол, который я застал (в горкоме я работал с 1988 года), по рассказам старших товарищей, отличался от прежнего. Было посвободнее, и идеологией уже особо никто не грузил. Не то, что в прежние времена - ходила история про то, как первый секретарь горкома увидел на кофточке какой-то комсомолки, работавшей в ГК, надпись «Tennis». «Это что такое? - последовал вопрос. - В кофточках вероятного противника по горкому ходишь? Ты советская комсомолка, сними эту гадость! » В слезах девушка убежала домой, дома на месте злосчастной надписи сделала вышивку - цветочек. Не выбрасывать же хорошую вещь. Кстати, кофта была болгарская, то есть самый что ни на есть соцлагерь.

Но при мне такого уже не было. Хотя в остальном - система работала, как прежде. Прием в ВЛКСМ (расскажи нам, за что получены ордена комсомола), членские взносы, сверки, задачей которых было выявление «добровольно выбывших»… Были такие - это те, кто при увольнении из одной организации с учёта снимался, а на учёт в той, куда устроился на работу, не вставал. Взносы люди экономили. Как-никак - один процент от зарплаты. Как-то не припомню, чтобы за это исключали - просто ставили на учёт и строго выговаривали.

То, что партия журила комсомол в газетах, было вполне естественным явлением тех лет. Кого ж ей ещё было журить? Не себя же… Безумно смелая шутка КВНщиков тех лет «Партия! Дай порулить! » (Сейчас уже приходится пояснять, что таким образом обыгрывался лозунг, висевший на каждом втором заборе, - «Партия - наш рулевой»). А других партий не было, вот комсомол и критиковали. Но отношение к этому было спокойное, ведь времена-то не те, что при Сталине. Это тогда одно слово партии - и секретарь комсомольский трудится на лесоповале. Если вообще жив - ведь не один функционер жизнью в те годы поплатился, хоть бы первого секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева вспомнить, между прочим - одного из создателей комсомола. Оказался вредителем, по мнению Сталина и органов НКВД. Во вредительстве не сознался, был честным и твёрдым человеком, других оговаривать не стал, поэтому был расстрелян вообще без суда.

Ну, а в девяностые партия беззаконий не чинила. Может, поругает в газетах - но она же и поможет, когда надо. Поэтому каких-либо свинцовых несправедливостей припомнить не могу, наоборот - только светлое. Кстати, не у одного меня такое впечатление от тех лет осталось. Один знакомый рассказывал, что лучшее, что было в его жизни - это молодёжный стройотряд, организованный комсомолом. Другой, музыкант-рокер, повстречался мне как-то уже в постперестроечные времена и признался: «Сань, я тогда на вас, комсомольцев, «гнал», а сейчас понял - при вас что-то для нас делалось, рок-фестивали проводились, а теперь никому мы не нужны, всё только за большие деньги».

Помню, очень уважали ребята турслёты, которые тоже проходили в районе под эгидой комсомола. Летом с палатками на берег реки Москвы съезжались команды от предприятий района - совхоза «Наро-Осановский», 122-го авиаремонтного завода в Кубинке, тепличных хозяйств «Заречье», «Матвеевский» - в общей сложности человек по двести собиралось. Соревнования по футболу, волейболу, ориентированию, туристскому многоборью, чай в котелках... Вечером - дискотека. Вроде бы, отдых, развлечение, а как коллектив сплачивает! Ну и знакомства завязывались. Сколько семей появилось благодаря таким комсомольским мероприятиям! Да хоть бы и меня взять - ведь с женой я познакомился на учёбе комсомольского актива.

Запомнился визит наших побратимов-чехов из округа «Прага-Запад», наша ответная поездка в Чехословакию. Популярным делом было проведение конкурсов профмастерства - доярок, тепличниц, продавцов. Они как-то всегда получались похожими на праздник, особенно когда их организовывала Валя Трифонова - третий секретарь ГК ВЛКСМ (кто разбирается в этих вторых-третьих, сразу вычислит, что «второй» - это зам. первого по идеологии, а «третий» - по селу).

Одинцовский комсомол начинает заниматься бизнесом - горком предоставляет кров молодёжной предпринимательской организации «МТО «Центр» с Андреем Горбачёвым во главе.

А страна… Да, страна в это время бурлила. Заседания Верховного Совета СССР транслируются по радио, по улицам ходят люди с приёмниками в руках - слушают. Газеты типа «Аргументов и фактов» выходят миллионными тиражами, и их всё равно не хватает - подписка попадает в разряд дефицита. На прилавках пусто, зато говорить можно всё, что угодно, по этому поводу и по любому другому. Тут ещё антиалкогольная кампания масла в огонь подлила. Помню, как мы с секретарём комитета ВЛКСМ совхоза «Матвеевский» Леной Ширяевой заявление в загс фиктивное подавали. Спиртное можно было купить только по бумажке о предстоящем бракосочетании, а нам позарез нужен был ящик сухого вина на всю компанию для турслёта - не пьянства ради, а шашлыка для. И чего не сделаешь ради друзей…

Всё это бурление, конечно же, в комсомольскую жизнь тоже проникало. Одни «альтернативные выборы» первого секретаря чего стоили… От молчаливого «одобрямс» приказано было перейти к демократической процедуре. Кроме шуток - всё было по-честному, без подтасовок. Славу Артамонова, уходившего на другую работу, сменил секретарь комитета ВЛКСМ Одинцовского УВД Саша Черников, хотя оппоненты у него был сильные - зам. зав. орготдела Андрей Андреев, второй секретарь Миша Кранчев. К пленумам горкома готовились, чуть ли не днём и ночью писали отчётный доклад - каждый давал информацию по своему направлению, секретарь-«идеолог» компилировал всё вместе, а первый секретарь выступал. На первых альтернативных выборах и с микрофонами было поставлено всё «по-демократически» - они стояли в зале. И если прежде докладчиков нужно было долго уговаривать и готовить, то к этому микрофону в зале мигом выстроилась очередь.

Ну, а девяносто первый год был не за горами… Скоро всё у комсомола кончилось.

Александр ЛЫЧАГИН

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

18.188.101.251

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 941
definity1
лично#
Цитата: Взносы люди экономили. Как-никак - один процент от зарплаты. Как-то не припомню, чтобы за это исключали - просто ставили на учёт и строго выговаривали.
после 150 руб/мес - 1.5% от зарплаты
Меня как раз в 1989 осенью исключили за неуплату
Не платил полгода по идейным соображениям - когда комсомольская номенклатура
за мои взносы усердно каталась по соцлагерю - мне стало лениво оплачивать эти поездки.
Вызвали на собрание - долго журили, давили на совесть - и исключили
Я не сопротивлялся...
kriket
лично#
Не был ты на выездных семинарах в домах отдыха под Звенигородом и в Рузе. А то бы "по-сопротивлялся"...
Cyber100
лично#
Про "Tennis" == ЗЛО!
Гость
#
А мля ! У вот кто страну разрушал НА ! Ату егхоо ату !!
Гость
#
Ну мля массонской звезды не хватать на шее 111
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи