Мольбам кинематографистов «внимаем равнодушно»

10 июля 2007, 03:13

В позапрошлом 24-ом номере «НЕДЕЛИ» мы обещали рассказать, почему раритетные старинные автомобили участников пробега «Пекин-Париж 2007» приехали проходить техобслуживание именно в Одинцово. Обещали — выполняем. Нашему обозревателю Александру ЛЫЧАГИНУ помогает в этом Евгений МАГАКОВ, главный технолог реставрационной мастерской «ОЛДТАЙМЕР СЕРВИС».

Чайка - реанимобиль для Брежнева

— Евгений, как ваша мастерская попала в Одинцовский район? Ведь, если не ошибаюсь, она раньше находилась в Москве?

— «Олдтаймер Сервис», специализированная мастерская по восстановлению старых отечественных автомобилей, возникла на основе обычного автосервиса, который возглавляли Вадим Добровинский и Василий Уйманов. Первоначально располагались действительно в Москве, но территория, на которой мы работали, кому-то приглянулась. Нас попросили съехать, естественно, пришлось искать подходящее место. Купить что-то в Москве было просто нереально, поэтому мы направили свой взгляд в ближнее Подмосковье, причем присматривали место целенаправленно на западе или юго-западе, так, чтобы переезжать было не слишком далеко. Раньше на данной территории в Акулове, где мы с вами находимся, располагалась старая автобаза, которая не использовалась и сильно обветшала. Мы выбрали именно это место. Здесь, в Акулове, произошёл удачный симбиоз двух составляющих: нашей мастерской и коллекции бизнесмена Дмитрия Юрьевича Октябрьского, которая сейчас переросла в музей «Моторы Октября». Этот музей советских автомобилей и мотоциклов заказывал у нас реставрацию экспонатов для себя, так мы с ним и подружились. Совместными усилиями мы за два года сумели сделать довольно много. Впрочем, пойдёмте — посмотрите своими глазами. Предупреждаю сразу — то, что вы увидите, «простому смертному» пока не доступно. Увидеть всё это можно будет только после того, как начнёт работу наш музей, а для этого нам нужно как минимум несколько лет… Мы вошли в павильон, и у меня, что называется, «спёрло дыхание». От восторга. Нет, я не специалист в автотехнике. Но даже не слишком сведущий в вопросе человек не может сдержать здесь возгласов восхищения. А Евгений продолжает рассказывать:

— Здесь лишь пятая часть всего, что у нас есть, площади не позволяют показать всё одновременно, поэтому в павильоне стоят лишь «знаковые» модели, которые способны вызвать наибольший интерес. А вообще у нас есть планы по созданию мегамузея техники — крупного, серьёзного, на национальном уровне. Сформирована целая коллекция модельных рядов — к примеру, таких, как автомобили «Москвич» — начиная с довоенных «КИМ-10» и дальше — 400-й, 401-й. Вот, к примеру, уникальный прототип «Москвича-421». Их всего две штуки было сделано, это не фургон, который более-менее известен, а универсал. Деревянные стойки, деревянный силовой каркас — для экономии металла. Но было принято решение, что советскому человеку универсал не нужен. К нам экземпляр попал, можно сказать, случайно, купили у одной фирмы. И от этих «дедушек» — вплоть до 41-го «Москвича» 1989-го года — имеется полная линейка моделей.

То же самое — по автомобилям «ГАЗ». Есть «ГАЗ-А» 1935 года, тот самый, что прежде был «Фордом-А». Советская Россия купила у американцев за золото целый завод, он стал им не нужен, поскольку устарел, ну, а мы выпускали эти машины ещё некоторое время, и с этой машины началась отечественная «волговская» линейка. Вплоть до полноприводной экспериментальной машины 3105, которая в серию не пошла. Но это только вершина айсберга, а есть ещё и грузовые машины, и продукция так называемого «ширпотреба», производимая автозаводами. Есть мотоциклы — к примеру, мотоцикл участкового с механической сиреной, в подлинной жёлто-синей раскраске.

Мотоцикл эскорта 60-х годов, когда было принято встречать таким сопровождением высоких гостей — глав иностранных государств, космонавтов.

Ретро пожарная машина

— Евгений, а где вы планируете разместить музей?

— Пока, предварительно, мы прорабатываем проект в привязке к городу Кубинка, неподалёку от танкового музея. Учитывая, что в комплексе такое сочетание будет интересным для туристов, а если добавить еще и возможности наших авиаторов из Кубинки, да ещё и железнодорожников с различными моделями паровозов и локомотивов — то просто невероятно интересным. Музей техники, аналогов которому в мире не найдётся — 400 танков, многие из которых существуют в единственном экземпляре, плюс наши выдающиеся образцы изделий отечественного автопрома, это, знаете ли… Вот, к примеру, кандидат на почётное место в музее — парадный фаэтон.

Это на нём маршалы принимали парады на Красной площади, вот и ручка специальная для того, чтобы держаться. Родная краска, родные салоны — ничего не переделано, всё так, как это должно быть и как было. Медицинская «Чайка» 13-й модели, которых было выпущено всего 12 экземпляров. В эскорте престарелого Брежнева такая машина стала обязательной — вдруг что-то с генсеком случится, медики должны быть наготове. А ещё две такие машины ушли во Вьетнам. На случай, если придётся при нападении врагов срочно вывозить тело Хо Ши Мина из мавзолея, они были оборудованы специальными холодильниками. Вот машина Хрущева в бытность его секретарём компартии Украины. Это не просто машины, это вехи истории. А вот вехи кинематографические.

Мотоколяска, к примеру. Восстановленная вплоть до приборов 1959 года. Помните, «Где этот чёртов инвалид?». И даже шлем на сиденье в коляске лежит точь-в-точь такой, как на герое Моргунова — Бывалом.

А вот микроавтобус «Старт». Он всем запомнился по «Кавказской пленнице». Жутко неудобный в управлении, кстати. Сделан на базе 21-й «Волги». Попал к нам в скверном состоянии — этот автомобиль предыдущий владелец буксировал на жёсткой сцепке, которая оборвалась. Машина врезалась в избу, сильно пострадала. Корпус стеклопластиковый. Но удалось восстановить, хотя процесс реставрации ещё не закончен.

Эстония-8, 1964г

— Кинематографисты вас, наверное, осаждают?

— Их просьбам, мы, к сожалению, внемлем редко. Нет возможности давать такие авто на съемки, это требует больших хлопот. Нужен эвакуатор для перевозки, при автомобиле кто-то должен постоянно находиться, страховка обязательна — словом, слишком всё непросто. Вот если сюда к нам, на месте поснимать — тогда пожалуйста.

— Как к вам попадают эти машины?

— О, пути самые разнообразные. Что-то ищется, находится, что-то нам, представьте, дарят. К примеру — надо гараж освободить для роскошного «Ламборджини» или «Форда», а в нём «рухлядь» какая-то стоит…

Здесь главное — начать, а дальше уже идёт всё как-то само собой, и процесс уже не остановить — когда участвуешь в выставках, «обрастаешь» знакомыми, когда приезжают съемочные группы и журналисты… Многие, зная, чем мы занимаемся, находят нас сами и предлагают. Когда я покупал себе свою первую «Победу», сомневался — где я найду резину, где запчасти. А потом оказалось, что найти можно почти всё.

— Ремонт таких автомобилей — сложная вещь?

— Очень отличается от обычного ремонта, здесь всё по-другому. Много ручной работы. Нужна точность в деталях, глубокое знание предмета. Когда что выпускалось, чем комплектовалось.

Возникают паузы в работе, иногда машина должна какое-то время постоять, дождаться своего часа. Торопиться нельзя, всё должно вызреть. Чтобы все ресурсы, все комплектующие были сосредоточены в нужный момент. У нас есть свой постоянно пополняемый склад деталей. Некоторые машины, попадая к нам, становятся «донорами», отдают свои узлы для создания отреставрированной машины. У нас полный цикл восстановления автомобиля, есть всё, что необходимо для такой работы. Своя пескоструйка, покраска, жестянка, хромирование, пошив салонов, переборка агрегатов — всё.

— Где берёте мастеров по ремонту? С каким образованием?

— Главное — это желание заниматься реставрацией старой техники, а методологию можно освоить даже без специального образования. Собственно, этому нигде не учат. Разве что у нас. Можно прийти к нам учеником, поработать и стать мастером, глядя на то, как работают мастера. Увлечённые люди могут расценивать эти мои слова, как приглашение.

— Есть ли заказчики, желающие отреставрировать у вас автомобиль, так сказать, «для личного употребления»?

— Таких много, очередь у нас формируется уже на 2012-й год.

— Леонид Ярмольник, кстати, не у вас ли делал свою «Победу»?

— Мы ему делали кабриолет, на котором он ездит, а сейчас предложили новенькую «Победу», уникальный экземпляр гаражного хранения, выпуска 1955 года, с пробегом всего в 4000 километров. «Родная» резина, к крышке автомобильного «бардачка» даже бумажка-ярлык до сих пор приклеена с надписью «Автомобиль». Машина времени. Ярмольник увидел — загорелся, говорит «Беру! ». За славой не гонимся, за именитыми клиентами — тоже, а всё получается как-то само собой.

Машина Хрущева— Пока нет музея, есть ли возможность где-то увидеть хоть часть коллекции?

— Не слишком частая. Мы принимаем участие в различных выставках автомотостарины. Прошлой осенью выставлялись в «Крокус-ЭКСПО», там были четыре наши «Волги». Чтобы они постояли пять дней, пришлось потратить уйму времени на подготовку, на то, чтобы их перевезти, вывезти. Нужно подготовить людей.

К сожалению, не хватает сил, чтобы участвовать во всех мероприятиях. И слишком много задач стоит, которые надо решать — и по поиску автомобилей, и по их транспортировке. Не успеваем.

— Есть клубы любителей различных автомобилей. К примеру, я знаком с руководителем «победистов» Игорем Соломатиным, учились в одном институте с ним…

— Это мой хороший знакомый. Недавно в аварию попал, звонил мне — не знает, как оценить ущерб по такому автомобилю, проблема со страховой компанией. К сожалению, клубы имеют тенденцию разваливаться. Раньше было проще — можно было «выбить» помещение и собираться там, к примеру, каждую среду. Сейчас такое не проходит, вопрос всегда упирается в деньги. А если начинаются денежные вопросы — то начинаются и конфликты, люди разбегаются. Клубной жизни, как таковой, уже просто нет. Увы.

— Каков твой личный путь к этому увлечению?

— Я закончил Московский институт нефти и газа, факультет инженерной механики. С самого раннего детства увлекался автомобилями. Начиналось всё со двора, где всё время кто-то что-то ремонтирует. Подай ключ, подержи, помоги… Ну, а потом — пошлопоехало.

— Как к вам попали участники автопробега «Пекин-Париж 2007»? Откуда они узнали о существовании мастерской в Одинцово?

— Ну, такая информация в среде специалистов распространена достаточно широко. У нас есть знакомые в оргкомитете этого уникального ралли. Куда же идти таким гонщикам, как не к нам? Не в обычный же сервис. В Одинцово приезжали три раллийных автомобиля, и еще к нам привозили в починку некоторые узлы, к примеру — радиатор со знаменитой «Италы», победительницы исторического ралли 1907 года. Заменили масло, отремонтировали генератор — всё бесплатно, только комплектующие оплатили раллисты, за работу мы с гостей не брали ничего. Наши ведь люди.

Что осталось мне сделать после такого интервью? Поблагодарить Евгения и попросить его о приглашении на открытие музея. Настолько быстро, насколько это возможно для воплощения такой большой мечты. Очень уж хочется, чтобы красоту, увиденную мной в мастерских «Олдтаймер сервиса» и павильонах «Моторов Октября», смогли оценить обычные посетители. И восхититься, как восхитился я.

Александр ЛЫЧАГИН

«Одинцовская НЕДЕЛЯ» специально для «Одинцово-ИНФО»

3.138.122.90

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 653
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи