Системный подход к музейному делу

10 августа 2007, 05:02

Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов - эти и другие не менее именитые фамилии звучали в государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина, что в Больших Вяземах. Причем Михаил Александрович Шолохов присутствовал собственной персоной. Правда, не автор «Тихого Дона», а его внук - директор музея Шолохова.

2 августа здесь проходил творческий семинар директоров литературных музеев со всей России. Такие семинары проводятся ежегодно на базе музеев той или иной области. В этом году пришел черед принимать семинар нашей области.

Встреча по своей сути была очень камерной. И гостей, и участников было не больше 40 человек. Все разместились в уютной библиотеке дворца усадьбы Голицыных.

Практически ежедневно на территории Московской области проходят различные по масштабу и значимости мероприятия. И то, что именно этот творческий семинар для посещения выбрал губернатор области Борис Громов, факт сам по себе отрадный. Помимо губернатора, на семинаре присутствовал заместитель председателя правительства Московской области Сергей Кошман, глава Одинцовского района Александр Гладышев. Лишнее подтверждение тому, что вопросы культуры для власти являются приоритетными. Об этом в своем выступлении и говорил Борис Всеволодович: бюджет культуры по сравнению с 2000 годом вырос многократно, ежегодно растет зарплата работников культуры, хотя по-прежнему остается не очень высокой, принят областной закон о музеях. Губернатор, на мой взгляд, высказал очень важную и верную мысль: «Я уверен, что человек не должен воспитываться вне нашей истории, вне нашей культуры». Кстати, выступавшие в прениях директора музеев из других регионов подчеркивали, что для области характерен «системный подход к музейному делу».

Ведущая семинара, министр культуры Московской области Галина Ратникова, объявила очередного лауреата областной поэтической премии имени Роберта Рождественского. Им стал поэт Юрий Воротнин. Он получил не только памятный знак, но и чек на 60 тысяч рублей. Все-таки поэты, как дети, - люди очень непосредственные. Председатель областной писательской организации поэт Лев Котюков в конце своей приветственной речи достает из кармана рубашки медаль со словами: «Борис Всеволодович, примите от нас эту памятную медаль»…

Надо сказать, что атмосфера встречи была не только камерной, но и очень непринужденной. В свое время усадьба почти 23 года была летней резиденцией генерал-губернатора Москвы Голицына. И министр культуры Галина Ратникова помечтала о том, что неплохо бы и нашему губернатору, боевому генералу, иметь такую резиденцию.

Экскурсию по усадьбе для Бориса Громова проводил директор музея-заповедника Александр Рязанов. Он оказался очень хорошим экскурсоводом, так как после экскурсии Борис Всеволодович распорядился выделить на ремонт музея 65 миллионов рублей.

Глава района Александр Гладышев на семинаре выглядел несколько расстроенным. Я поинтересовался у Александра Георгиевича о причинах такого настроения. - В начале 90-х годов пришел служить сюда отец Владимир Симонов, молодой, инициативный батюшка. Мы начали восстанавливать храм. Очень были тогда сложными взаимоотношения тогдашнего директора музея и храма. Мне пришлось приложить немало сил, чтобы директор изменил свое отношение к храму. Мне этот храм дорог. Здесь мы в 1995 году с женой венчались, первую внучку крестили. У нас сейчас очень хороший руководитель музея - Александр Михайлович Рязанов, никаких проблем, полное понимание. А расстроило меня то, что нынешний настоятель храма хочет застеклить галерею, которая украшает здание. Он объясняет это тем, что для прихожан не хватает места. Хорошо, что много прихожан, но это не значит, что мы должны храм, простоявший несколько столетий, таким образом модернизировать. Я считаю такой новодел варварством. Я уже об этом сказал благочинному и обязательно скажу владыке.

Георгий ЯНС

3.16.82.182

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
6 961
Историк-реставратор
#
Совершенно верно говорит А.Гладышев - застекление галереи храма 16 века совершенно недопустимо! Он для нас в первую очередь памятник архитектуры, а его роль как действующего храма ныне второстепенна. Для людей нужно в Голицино строить новый храм, а этот -разгрузить от несвойственного ему потока народа. Дело в том, что это по функции - усадебно-семейный храм, и он не рассчитан на большой приход!
Елена
#
C мнением историка- реставратора не согласна.
Голицыно в духовном плане очень слабый город.
Людям нужна молитвенная помощь, духовное окормление и поддержка.
Вот и потянулись со всей окрестности к нынешнему настоятелю, от которого ее получают.
И эта помощь дает ощутимые результаты. Едут люди со всей окрестности.
Именно поэтому количество прихожан увеличивается с каждой службой.
Нынешний настоятель очень скромный человек, но сотни людей с исправленной жизнью своей и своих детей и внуков знают о действенности его молитвенной помощи.
Витражи для увеличения площади храма были в начале века.
Когда будут организованы службы в верхнем и нижнем храме или будут построены в Голицыно новые храмы, их можно будет снять.
Время сейчас такое, о людях нужно думать, которые без помощи Божией не справляются со своими проблемами. Проблему храма нужно решать в духе христианской любви к людям.
Филатова Елена Владимировна, врач-кардиолог.
Сергей
#
По поводу резиденции Гладышеву, как боевому генералу.
У него и так давно все есть. И внукам хватит, и правнукам.
А голиыфно, действительно городок - гле процветают все пороки и секты, особенно Иеговы распространились.
Храм, нужно понимать нужен Гладышеву и административным шишкам для себя. Простой народ подождет.
Привет.
Goshko
лично#
Сергей: По поводу резиденции Гладышеву, как боевому генералу.
У него и так давно все есть. И внукам хватит, и правнукам.

...инвентаризацию, что ли, делал?..

...тупо-злобную херню по поводу Храма даже комментировать невозможно. Тут психиатр нужен....
..и ник какой-то один выбери... а то ты через раз - то Сергей, то Елена... С полом, что ли, никак, не определишься?
Ирина Б.
#
Во все времена храмы строили для молитвы. Чтобы приходили люди к Богу.
Это главное.
Автор говорит о модернизации храма, но это неверно. Ведь в 19-ом веке галерея храм была застеклена (существуют фотографии того времени). И не случайно храм был расширен. Знасти, это было необходимо людям...
Зимой с детьми прихожане стоят на улице, в храм войти невозможно, а хочется побыть на службе. Не думаю, что наши предки стоили этот храм, чтобы он был памятником, поэтому его расширяли. Храм должен быть храмом.
Goshko
лично#
Goshko: ..и ник какой-то один выбери... а то ты через раз - то Сергей, то Елена... С полом, что ли, никак, не определишься?

Ирина Б.: Ирина Б. | 19 августа 2007, 14:30

..во, теперь ты уже Ирина... а в остальном - по-прежнему, бред какой-то
Елена.
#
Goshko: Goshko: ..

Уважаемый .
Не у всех людей есть компьютер с выходом в интернет.
Но многим хочется высказаться по поводу статьи.
Вот и написали на листах свое мнение. И поток писем, которые будут передавться , возможно, будет расти. Письма разными почерками, конечно, можно отсканировать, только лицу, которому передали люди свои письменные свидетельства, легче их напечатать.
Приеэжайте в храм на службу, я их Вам покажу.




Лидия
#
Историк-реставратор:  Он для нас в первую очередь памятник архитектуры, а его роль как действующего храма ныне второстепенна.


Как можно говорить о второстепенности духовности? И о первостепенности культуры?
Бездуховный человек не в состоянии ни оценить, ни, тем более, сохранить музейные ценности!
Чем больше людей будет в храме, тем культурнее станет общество.
При нынешнем расширении храма ни один кирпич не сдвинут с исторического места.
И назвать варварством и новоделом реставрацию витражей, за счет которого была расширена площадь храма в 19 веке, по крайней мене, неправильно.
Все старания настоятеля храма нужно только приветствовать.
Низкий поклон ему за это!
Раиса Васильевна
#
Считаю, что сначала надо узнать мнение прихожан, которые посещают храм, а не руководителя которого мы не видим.
Я, стоя на службе в храме, только и мечтаю о дне, когда можно будет молиться не думая о том, что упадешь в обморок от тесноты и духоты. И, когда мы узнали, что О.Павел собирается увеличить площадь храма, как это делали наши предки, засчет витрин, мы очень обрадовались.
Что касается внешнего вида храма, он от этого не пострадает, а о людях надо все-таки думать в первую очередь.
Я полность согласна, что, когда будут другие храмы в Голицыно, витражи можно будет убрать.
Светлана А.
#
До глубины души тронута несправедливость этой статьи.
Очень легко обидеть человека, а вот досконально разобраться - нет времени. Когда этот исторический памятник нынешний настоятель, приняв полтора года назад, отмывап вместе с нами от грязи, голубиного и собачьего помета - этого никто не видел. А когда Батюшка думает о людях, и всем сердцем переживает об этом уголке, хочет только добра, то такого человека надо затоптать...
Очень неприятно, что наш глава района сразу хочет жаловаться, а не придти к людям и поговорить.
Это трудно сделать?
Возникает вопрос, как после этого идти на выборы, как голосовать и верить человеку, который видит только мишуру, а самого главного - не видит?!
Татьяна
#
С мнением историка-рестовратора не согласна!Храм ежедневно посещают сотни людей и пока нет другого храма,нужно расширить галерею,установить витражи.Ведь витражи украшали храм в начале века.Если галерею не застеклить,фундамент будет разрушаться от непогоды.
Роль храма не может быть второстепенна,как пишет г-н Георгий Янс.Очевидно его совсем не волнует судьба прихожан,а к данному вопросу нужно подхоить с добрым сердцем.
Алла
#
Видно,до духовных потребностей людей Гладышеву нет никакого дела,ему нужно,чтобы все внешние формальности были соблюдены. А вместо того,чтобы жаловаться,лучше поговорил бы по-человечески с настоятелем храма.Таких батюшек сейчас редко встретишь.Благодаря о.Павлу очень многие люди пришли к вере,привели в церковь своих детей и близких;многим он помог добрым советом,и вернул к нормальной жизни.Я думаю,Борис Всеволодович Громов не одобрил бы такого отношения Гладышева к людям и храму,и никогда бы не позволил себе назвать заботу о людях варварством.
Гость
#
Работы, производимые в Преображенской церкви, не только нивкоей мере не являются, варварством, модернизацией или новоделом, но исполняют защитно-реставрационную функцию. В последние десятилетия цоколь храма и белокаменные стены разрушались, а до начала 60-х годов храм был защищен стеклянными рамами от влияния морозов, влаги, тающих снегов. Скорее, варврством было:
- цементная штукатурка стен в приделах храма,
- проведение отрытой электропроводки по фрескам,
- уничтожение старинного чугунного пола,
- отопительные трубы, вбитые в стену,
- окна ПВХ,
- и банные витражи.
Когда в настоящее время продуманно и исторически грамотно стали укреплять и восстанавливать храм, впервые написав его историю в 2006 году, это вызвало необоснованные эмоции. Матерная брань на фресках; леса, зараженные грибком; загаженная голубиным пометом и заваленная мусором в человеческий рост галерея - вот что было на начало 2006 года.
Прихожане храма
#
Воскресная школа заработала сейчас, как нам кажется, довольно активно, и мы, родители, удовлетворены преподаванием в этой школе. Кроме того, все, совершаемое ныне в храме соответствует рекомендациям и документации, выдаваемое Министерством культуры РФ.
Когда в 60-х годах XIX века возводилась колокольня, она должна была освободить уникальную звонницу от колоколов. Что и совершилось. Одним словом - все реставрационные мероприятия, все производимые работы по храму, на которые у его настоятеля имеются разрешения и согласования Минкультуры и Федеральной службы по надзору в сфере охраны памятников культуры, носят защитный характер, а работы квалифицируются учеными каки первоочередные и консервационные. Так что нынешняя реставрация однозначно продлевает жизнь и как памятнику.
Александр, студент, 20 лет
#
Я не согласен с мнением А. Гладышева. Новодел – это не варварство. Варварство – это ограничивать нуждающихся людей от источника помощи.
В этом районе других храмов нет. И ограничивать приход людей в действующий храм из-за тесноты глупо, когда есть возможность помочь всем: всего лишь застеклить галерею.
Историк-реставратор говорит, что нужно построить новый храм, а этот не трогать. Так пусть строят! Но все прекрасно понимают, что это строительство займет не один год. Поэтому надо пользоваться тем, что есть и что может принести реальную помощь людям.
Недозволение расширить храм – это ограничение верующих, ущемление их. А. Гладышев говорит: «Я уверен, что человек не должен воспитываться вне нашей истории, вне нашей культуры…». Хочу дополнить: «… вне храма, без руководства опытного духовного отца». Именно в храме человека учат правильно жить. Вокруг полно «культурных» алкоголиков и наркоманов, которые воспитаны внутри нашей культуры и потом уничтожающие её. Людям нужно духовное воспитание. И если храм не может вместить всех прихожан, нужно его расширить, а не переносить приход в другое место.
Настоятель храма хочет просто помочь многим и многим. Зачем его ограничивать? Наоборот, нужно помогать, что есть силы и всячески способствовать этому.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи