Великолепные семёрки

27 марта 2008, 22:34

Борис ГромовО социально-экономическом положении Подмосковья и перспективах его развития, о том, какие конкретные улучшения происходят в обеспечении медицинской помощью населения региона, с читателями  делится губернатор Московской области Борис ГРОМОВ. 

— Недавно подводились итоги социально-экономического развития области за 2007 год. Было констатировано, что Подмосковье сегодня — один из самых динамично развивающихся и перспективных регионов России. Как был достигнут такой высокий результат?

— Значительные темпы роста, по существу, отмечены во всех сферах — промышленности, строительстве, транспорте, связи, торговле. На протяжении последних 4-х лет мы удерживаем первое место в стране в возведении жилья. Не стал исключением и год минувший — мы снова преодолели рекорд  ный рубеж, построив более 7 миллионов м2 жилой площади.

Кроме того, в последние годы рост валового регионального продукта (ВРП) в Подмосковье значительно опережает рост этого показателя в целом по России. Когда-то мы только мечтали и прикидывали, как нам достичь рубежа по производству ВРП в 500 миллиардов рублей. И вот в прошлом году мы перекрыли этот “план” в два раза. Это для нас очень важный психологический момент. Он указывает на то, что мы действительно можем работать очень эффективно. Если сохраним стабильно высокий ежегодный рост этого показателя, в чем я нисколько не сомневаюсь, то задача удвоения валового регионального продукта в Подмосковье к уровню 2002 года будет решена раньше — не в 2012, а в 2010 году.

Наша экономика обладает большим потенциалом для своего дальнейшего развития.

— И, похоже, поддержка медицины, в том числе и ее финансирование, остается приоритетом в вашей работе и деятельности регионального правительства...

— Финансирование — важнейший фактор поддержки, развития здравоохранения. Без вложения средств эта сфера сегодня просто не сможет функционировать, невозмож-но будет повышать качество оказания медицинской помо-щи людям. А сейчас вопрос стоит именно так — повышать качество. Именно на это правительство области как раз и нацеливает наше Министерство здравоохранения и, собственно, в своей деятельности руководствуется этим.

За последние 7 лет мы в 7 раз увеличили доходную часть системы подмосковного здравоохранения. Вот такие получились великолепные семерки. Во многом отсюда и положительные результаты нашей медицины. Только в 2006-2007 годах в рамках реализации Национального проекта “Здоровье” дополнительно было направлено в эту сферу 2,6 млрд. рублей. Расходы на укрепление материальной базы медицины фактически увеличились в 25 раз. В целом, уровень расходов на здравоохранение в расчете на душу населения в Московской области выше, чем в большинстве остальных регионов России.

На последующие три года наши вложения в медицину будут увеличиваться.

— Мы затронули нацпроект “Здоровье”. Как он выполняется? Какое продолжение он должен иметь?

— По итогам 2006-2007 годов все направления, предусмотренные проектом “Здоровье”, практически выполнены. Попробую перечислить наиболее важные.

Прошли подготовку и переподготовку за счет средств федерального и регионального бюджетов 1284 врача, что составило 120 процентов плана. Этот процесс осуществлялся на базе всех московских медицинских вузов, а также на факультете усовершенствования врачей нашего областного института — МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Важной составляющей нацпроекта является материальная поддержка медицинских работников поликлиник, амбулаторий и станций скорой медицинской помощи. Общеизвестно, что их заработная плата была всегда меньше, чем у их коллег в стационарах. Поэтому в дополнение к выделенному федеральному бюджету были установлены свои доплаты за счет бюджета Московской области. Они предусматривали увеличение заработной платы всем работникам, подчеркиваю — всем работникам скорой медицинской помощи на 110 процентов уже с 1 января 2006 года, а также работникам фельдшерско-акушерских пунктов — на 65 процентов, детских санаториев и домов ребенка — от 2 тысяч до 4 тысяч рублей.

Выплаты получили 4333 работника скорой медицинской помощи и 659 фельдшерско-акушерских пунктов. Всего было потрачено на эти цели 624 млн. рублей. В результате по сравнению с 2005 годом к концу 2007 года заработная плата этих работников увеличилась почти в 2 раза.

Безусловно, такое значительное повышение было обусловлено нашим ежегодным решением увеличения заработной платы всем работникам здравоохранения. В результате в декабре у участковых врачей, врачей общей практики и педиатров зарплаты составили 27,3 тыс.руб. У медицинских сестер, работающих с ними, — 18,1 тыс.руб., у врачей скорой медицинской помощи — 34,4 тыс.руб., у среднего медицинского персонала станций скорой медицинской помощи — 25,3 тыс.руб. и у среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов — 16,1 тыс.руб.

Особо хочу отметить профилактическую составляющую национального проекта. Я имею в виду вакцинацию населения против целого ряда инфекционных заболеваний. Прежде всего таких, как грипп, гепатит В, детские инфекции. А также работу, направленную на решение выявленных заболеваний. За два года против гриппа привито 1,5 миллиона человек, против гепатита В — 708 100 человек, против краснухи — 337 800, против полиомиелита — около 120 тысяч человек. Со своей стороны мы поддерживаем профилактическую работу за счет средств Московской области. За два года было закуплено различных вакцин на 123 миллиона рублей.

Решению же задачи диспансеризации во многом способствует оснащение поликлиник современным оборудованием. В рамках нацпроекта за 2 года мы получили 1530 единиц медицинского оборудования на сумму 891 млн. рублей. Московской областью также закуплено оборудование на сумму около 300 млн. рублей.Особой проблемой для нас является ВИЧ-инфекция. Уже в 1999 году мы занимали одно из первых место по поражению ею. Благодаря активной работе, начиная с 2005 года Московская область по уровню заболеваемости перешла во вторую десятку среди субъектов Российской Федерации. За 2 года скрининг прошли более 2 млн. жителей региона, осуществляют лечение 2203 пациента за счет средств нацпроекта и областного бюджета (около 140 млн. руб.).

Также важным, на мой взгляд, является блок охраны материнства и детства. Обследование на наследственные болезни обмена позволило нам выявить на ранней стадии заболевания 76 детей с различной патологией и начать их своевременное лечение.

Хочу отметить, что в области работа по раннему выявлению фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза ведется с 1994 года, однако национальный проект значительно расширил спектр нозологий, и материальная поддержка позволила нам обследовать всех новорожденных.

Что касается родовых сертификатов, то они, как мне представляется, окончательно закрепили право женщины на выбор родильного дома. Материальная составляющая сертификата имеет немаловажное значение для работы этих учреждений. А сочетание системы родового сертификата, материнского капитала и общего укрепления экономики нашей страны привело к тому, что в 2007 году в области родилось на 3,5 тысячи детей больше, чем в 2006 году.

Таким образом, социальная политика, проводимая правительством Московской области, позволила существенно укрепить финансовую и материально-техническую базу учреждений здравоохранения. Это привело к повышению доступности высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, обеспечило реализацию государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи.

— Какое развитие получают сугубо подмосковные формирования — медицинские округа?

— Да, действительно наша область явилась пионером в новом подходе организации так называемой межрайонной медицинской помощи.

В начале 2000-х годов на основании детального анализа сети медицинских учреждений — кадрового потенциала, транспортной доступности, структуры медицинских учреждений и т.п. — были сформированы медицинские округа. Они включают в себя от 3 до 8 муниципальных образований с численностью населения от 500 до 800 тысяч человек.

Округа сформированы на основе соглашений, подписанных главами муниципальных образований. И надо сказать, такое решение предвосхитило положение Закона № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по разграничению полномочий между региональными и муниципальными образованиями, предусмотрев возможность заключать соглашения между ними в части реализации социально значимых мероприятий.

Первоначально целью создания медицинских округов было приближение специализированной медицинской помощи к населению. В итоге было образовано около двух десятков новых отделений, таких как травматологическое, урологическое, гастроэнтерологическое, патологии беременности и т.п. Также были созданы гемодиализные центры, кабинеты компьютерной томографии, детские эпилептологические кабинеты и т.д. Однако теперь округа приобретают еще новое значение — это оказание своевременной, доступной, качественной первичной медицинской помощи. Я имею в виду ситуацию, когда жителям одного района по территориальному признаку удобнее получать медицинскую помощь в поликлинике соседнего района. Работа в этом направлении, безусловно, будет продолжена.

— Как осуществляется социальная поддержка медиков? Влияет ли она на решение кадровой политики в сфере здравоохранения?

— В системе здравоохранения Подмосковья работают более 100 тысяч человек, из них более 20 тысяч врачей и 45 тысяч средних медицинских работников. Количество врачебных кадров в области увеличивается ежегодно, наряду со снижением темпов сокращения средних медицинских работников. Укомплектованность штатных единиц по врачебному и среднемедицинскому персоналу составляет соответственно 93 и 96 процентов. Правительством Московской области уделяется особое внимание вопросам повышения уровня оплаты труда в отраслях социальной сферы, в том числе в отрасли здравоохранения.

Как я уже отметил, ежегодно в области происходит повышение заработной платы. Так, с 1 сентября 2007 года в связи с введением ведомственной системы оплаты труда уровень зарплаты работающих в учреждениях здравоохранения увеличился в среднем на 20 процентов. К концу года средняя зарплата в отрасли составила 16 363 рубля.

Планомерное повышение заработной платы медицинским работникам продолжено и в нынешнем году. С 1 января 2008 года увеличены доплаты врачам амбулаторно-профилактических учреждений на 20 процентов, среднему медперсоналу — на 10 процентов, врачам прочих учреждений — на 25 процентов, среднему медицинскому персоналу данных учреждений и ФАПов — на 20 процентов. Эти повышения способствуют привлечению молодых специалистов в лечебные учреждения.

Большое значение имеет и обеспечение жильем. Правительство области работает совместно с главами муниципальных образований, и постепенно этот вопрос решается. К примеру, за последние три года 103 квартиры получили работники Московской областной психиатрической больницы № 2 им. В.И.Яковенко, 60 квартир — сотрудники Московского областного госпиталя ветеранов войн, еще 54 квартиры были выделены медперсоналу МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского.

Немаловажное значение имеют и условия труда. Понятно, что каждый человек, приходя на работу, желает, чтобы его рабочее место соответствовало современным требованиям. Поэтому мы планомерно приводим в порядок все наши медицинские учреждения — проводятся ремонт, реконструкция, оснащение новым современным оборудованием. Строим новые лечебные учреждения. Только за два последних года на эти цели израсходовано 6,6 млрд. рублей. Еще более 11 млрд. рублей. запланировано на ближайшие три года. Все это положительно сказывается на привлечении медицинских работников в систему здравоохранения области.

— И какова в итоге ваша оценка работы министерства здравоохранения области на сегодняшний день?

— Как мне представляется, оценку деятельности этого министерства в первую очередь дают наши жители. С учетом того, что доступность медицинской помощи, как я уже отмечал, становится выше, условия и качество улучшаются, принимаются новые организаторские и управленческие решения, то могу характеризовать работу нашего здравоохранения как весьма результативную.

«Медицинская газета»

Фото Юрия НИКИФОРОВА

 

3.133.157.133

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
2 421
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи