Пробковый шлем столицы

01 августа 2008, 15:44

Общедоступная информация о дорожных заторах – мощный инструмент избавления от этих заторов. Анализ трафика объединенными силами автолюбителей – гарантия получения верных и своевременных данных каждым водителем. Это не пропаганда, это та реальность, с которой нам дальше придется жить.

"Пробки" в Одинцово

 

Когда несколько лет назад на Московском автосалоне компания «Смилинк», занимавшаяся сбором данных о плотности трафика в Москве, пригласила журналистов на презентацию нового проекта, представителям четвертой власти демонстрировали графики увеличения числа видеокамер, статичных детекторов плотности потока и систем обмена полученной информацией с ГИБДД. Истинным информационным поводом стало осознание владельцами компании того факта, что онлайновый мониторинг городского трафика это хорошо дорого продаваемый продукт - собранные данные приводили в божеский вид и предлагали как дополнительную функцию популярных тогда навигационных систем. Главными героями борьбы с пробками выступали автоматические устройства, вроде тех же камер, а в качестве дополнительной опции использовались собственная патрульная служба и информация, полученная от слушателей нескольких рейтинговых радиостанций.

В те славные времена информация о пробках ассоциировалась в основном с пятничными тропами дачников и вечерними выкрутасами «трешки». Спустя несколько лет картина изменилась практически полностью. Компания «Смилинк» закончила существование в качестве самостоятельного предприятия. Москва освоила еще около полутора миллионов автомобилей и стала практически непроезжаема каждый вечер вне зависимости от дня недели, а данные о загруженности основных магистралей сильно потеряли в цене. Навигационные системы из объектов буржуйской роскоши превратились в продукт ежедневного использования, и только лишь в этот момент массовый потребитель (владелец машины стоимостью не выше 30 тыс. долларов) наконец-то понял, что по-настоящему ценна лишь информация о трафике на объездных путях, коль скоро все главные дороги гарантировано стоят вне зависимости о полученных навигатором данных. Помимо камер наблюдения (которых в пределах Садового кольца около 30) и детекторов потока (которые расставлены на МКАД с интервалом в 2 км), потребовались новые, более мобильные источники информации. Естественно, речь в данном случае идет об автолюбителях. Реализованное на данный момент решение выглядит следующим образом: добровольный участник программы мониторинга устанавливает на своем мобильном телефоне программу, которая позволяет системе отслеживать и анализировать его перемещения в реальном времени.

МКАД

Однако в работе с городским трафиком есть свои особенности, которые со стороны могли бы показаться абсурдными уже на уровне логики. В частности, пробку обнаружить труднее, чем улицу со свободным движением. Казалось бы, если несколько один или несколько автомобилей на определенной улице не могут набрать среднюю по городу скорость, то мы имеем дело с пробкой. Почему не так? Очень просто. Чтобы быть уверенным, что улица свободна, достаточно иметь одного респондента, движущегося со скоростью около 60 км/ч. При этом троих медлительных автовладельцев мало, чтобы зафиксировать пробку. Первый мог припарковать машину у обочины и уйти по делам, второй – остановиться из-за неисправности или около палатки, чтобы купить сигарет, а третий – затормозить возле светофора. Прямолинейный анализ может обернуться появлением на карте ложных пробок, которые, будучи внесенными в базу данных могут парализовать объездные пути, что приведет к еще большей загрузке основных магистралей.

В подобных ситуациях речь, как правило, идет о второстепенных улицах, на которых нет камер фиксации заторов. Работать с подобными участкам можно только статистическим методом, анализируя объединенные скоростные показатели находящихся там автомобилей. При этом научно подтвержденных данных касаемо минимального числа респондентов нет, но практические исследования показывают, получение безупречной картины дорожной ситуации достигается участием в программе 8-10 процентов водителей задействованных в трафике на каждый конкретный момент времени. Такого показателя «пробочные» сети пока не сумели достигнуть даже в Москве, так что по признаю специалистов того же Яндекс.Пробки, сегодня их система с может практически абсолютно достоверно отображать заторы на МКАД и крупных городских магистралях, но что касается второстепенных дорог, зачастую служащих маршрутами объезда, тут процент попадания колеблется между 60-70 процентами. И при том, что по Москве данных собирается предостаточно.

Расширение подобных сетей ставит их владельцев перед дилеммой. С одной стороны, установка камер, детекторов и организация пунктов обработки информации требует серьезных вложений, с другой – автолюбители в массе своей недостаточно продвинуты для установки в мобильной телефон необходимого приложения. Как водится, всегда есть даровые источники информации, главное иметь желание их обнаружить. По части пробок функции отслеживания вполне способны поделить между собой маршрутки и автомобили транспортных компаний. Что касается последних, им подобного рода сотрудничество значительно более интересно, чем тем же маршруточникам. Хотя бы потому, что адреса доставки, в отличие от траекторий движения общественного транспорта каждый день разные. Да и вообще, частные владельцы отчего-то охотнее соглашаются на взаимодействие, недели представители государственных структур, пусть даже это вопрос архаичного аппаратческого менталитета.

Волнует другое. Вопросом мониторинга трафика сегодня занимаются исключительно частные компании, при этом уже в масштабах столицы проблема заторов выросла из мелкой неприятности в стратегическую проблему. Методы найдены, механизмы решения опробованы, технические нюансы исследованы. Реализация подобной программы на хотя бы даже и на городском уровне уже просто дело техники. Но вот только проблема - машины с синими сиренами все еще могут протиснуться сквозь стоящий город, распугивая окружающих утробным ревом спецсигналов. Но вот как завтра поедем?

3.143.241.253

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
3 428
Nitro
лично#
не уловил смысл статьи
Abaddon
лично#
Nitro: не уловил смысл статьи

ага, буков много, а выводы туманны
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи