"Сердце отдаю детям"...

03 октября 2008, 17:34

Василий СухомлинскийВ преддверии Дня учителя хочется вспомнить выдающегося педагога Василия Сухомлинского. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Всю свою не очень долгую жизнь (умер в 1970 году в возрасте 52 лет) он проработал в сельской Павлышской школы. Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. Мне кажется, что его книги-размышления актуальны сегодня как никогда.

 

"Живое, непосредственное, повседневное общение с детьми - источник мыслей, педагогических открытий, радостей, печалей, разочарований, без которых немыслимо творчество в нашем труде. Я пришел к выводу, что главный воспитатель должен быть воспитателем небольшого детского коллектива, другом и товарищем ребят. Человек, который встречается с учениками только на уроке - по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей. Учительский стол подчас становится той каменной стеной, из - за которой он ведет "наступление" на своего "противника" - учащихся; но чаще этот стол превращается в осажденную крепость, которую "противник" берет измором, а укрывшийся в ней "военачальник" чувствует себя связанным по рукам и ногам. С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка - застегнутая на все пуговицы рубашка. Главная причина уродливых, недопустимых отношений между наставником и питомцем, имеющих место в отдельных школах, - это взаимное недоверие и подозрительность: иногда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка. Беда многих учителей (дети и особенно подростки называют их сухарями) заключается в том, что они забывают: ученик - это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. В воспитании нет разрозненных вещей, действующих на чело века изолированно. Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Воспитание - это прежде всего человековедение. Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания. Как главный врач больницы не может быть настоящим врачом без своих пациентов, так и директор школы не может руководить воспитателями, если у него нет своих воспитанников. Своих в том смысле, что он с первых дней пребывания ребенка в школе до получения аттестата зрелости поднимается с ним со ступеньки на ступеньку, непосредственно заботится о его умственном, нравственном, эстетическом, эмоциональном, физическом развитии, имеет с ним общие духовные интересы, передает ему свои духовные богатства.

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе". (отрывок из книги "Сердце отдаю детям")

Фото: http://www.photoukraine.com/russian/photos/region/12/354

 

18.223.43.106

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
5 360
Matthaus
лично#
Цитата: Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

При этом он говорил, что формирование гармоничной личности возможно только на основе коммунистической нравственности. Так что, была коммунистическая нравственность, был коллективизм, нестяжательство, честность, как бы ни пытались дерьмократы замарать своими грязными ножонками ту эпоху.
Basya
лично#
Matthaus: Так что, была коммунистическая нравственность, был коллективизм, нестяжательство, честность,

На этом можно было бы и остановиться. Ведь не 7 ноября.

С праздником, уважаемые педагоги! Сил вам, терпения и здоровья!
Я до сих пор помню свою первую учительницу Лидию Ивановну Шальнову. Она для меня была - царствующей королевой, которая одаривала знаниями и мы (дети) ее просто обажали. После войны дети особенно нуждались в душевном тепле, его у нее хватало на всех. Учительница русского языка была из эпохи дореволюционной, дворянка, оч.пожилая дама, русский язык мы любили и знали. Ее любимая фраза была "Ну что вы, любезная (любезный) пишете, как Макар огарком", т.к. некрасиво. Калиграфическим почерком я
обязана ей, требовала грамотности и красоты. Учительница истории была еврейка Софья Аркадьевна. Когда умер Сталин (объявили о его смерти), у нас шел показательный урок истории. Врывается директриса в класс с криком "Умер Сталин", студенты-практиканты сорвались с мест, со мною за партой тоже сидел, он в панике собрал всё с парты, в том числе и мой учебник, дневник и их "ветром сдуло", а учительница сказала, помню, "Ребята, теперь всё будет хорошо!", в школе был шок-переполох, а она и математичка (еврейка) плакали от счастья и радости, что теперь будет спокойно. Мы, дети 13-14 лет уже понимали о чем речь.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи