Детям не хватает внимания

05 ноября 2004, 11:43

Как понять своего ребенка и помочь ему решить конфликтные ситуации, «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛЕ» рассказала психолог одинцовского лицея № 2 Вера КОТЮКОВА.

 

Наша беда в том, что дети, впрочем, как и мы, взрослые, не умеют общаться. К каждому человеку мы подходим со своей меркой, оценивая его порой когда он не просит нас об этом. Мы же должны научить ребенка условно поставить себя на место соседа по двору, одноклассника, которого он собирается оскорбить его. Взрослые пользуются оценочным методом и дети его перенимают. Конфликты возникают не только среди одноклассников, но и в одной семье, если стиль общения неверный.

Чтобы поменять стиль общения, нужна программа нравственного воспитания в стране в целом, которая пока отсутствует.

 

- То есть нужно переучивать взрослых людей? Но это невозможно!

Прежде чем научить общению ребенка, следует этому научиться взрослым: поставь себя на место другого, не причини зла другому. Оценочный стиль, к сожалению, превалирует даже в хороших, порядочных семьях. Ко мне на занятия приходят ребята именно из таких семей. В большинстве случаев они жалуются на то, что родители их не понимают. Дело в том, что в тот момент, когда ребенок подходит со своими проблемами, папа или мама заняты собственными делами и слушают его невнимательно.

 

- Но в школах теперь работают психологи. Насколько эффективна подобная беседа с ребенком?

К сожалению, у нас в стране психологов боятся, потому что их отождествляют с психиатрами. Каждое такое обращение расценивается как признак болезни. Боязнь общественного мнения и детей отпугивает от такого визита. Наша обязанность - преодолеть подобное мнение. Приведу пример из собственной практики: придя на родительское собрание, стараешься убедить родителей учитывать возрастные особенности их же детей, быть ближе к ним, добрее. И если они следуют нашим советам, появляется положительный эффект. Особенно, когда информируем их о своей работе, что и как мы делаем. Очень необходим в городе родительский университет. А начинать его надо с родительских собраний. Вторая сторона - работа с педагогическим коллективом. Вы в своей статье говорите, что школа решает свои проблемы одна. На мой взгляд, это правильно, потому что есть психологопедагогический аспект проблемы, а есть нравственный, а ещё - правовой, экономический. Психолого-педагогический - наиболее универсальный, он охватывает все стороны. Педагоги стараются найти причину конфликтной ситуации, а причин здесь столько, сколько и детей. Но если в каждом конкретном случае разобраться, то оказывается, что в основе лежит только одна единственная причина, и её-то нужно устранить.

 

- Классному руководителю, а тем более предметнику, сложно бывает уделять ребенку дополнительное внимание.

- Хороший предметник воспитывает ученика своим поведением, своей манерой общения уже на уроке. У нас в лицее № 2 есть девиз: «Мы работаем хорошо, либо не работаем совсем». Так что главное - это работа с коллективом, с детьми, с родителями. А вот в какой последовательности? Например, в классе - конфликтная ситуация. Нужно собрать родительское собрание. Опыт убеждает, что это дает хороший эффект. Родители сразу включаются в проблему. Детские проблемы обычно начинаются с пятого класса. В этом возрасте все конфликты как бы обостряются. С восьмого-девятого классов ситуация становится более спокойной. К выпускному классу ребята значительно взрослеют, забывая детские неурядицы.

 

- На одном из заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав речь шла о девочке-выпускнице, которая издевалась, а порой и била соседку, хотя та была намного её моложе.

- В этом случае можно говорить о стремлении подростка посредством насилия снять собственное напряжение. Девочка получает от этого удовольствие. В дальнейшем подросток привыкает снимать напряжение подобным образом. Поэтому с такими ребятами мы проводим тренинги, с помощью которых учим сбрасывать непродуктивное напряжение.

Однако нередко непродуктивное напряжение у детей накапливается. И надо их учить тому, чтобы оно переходило в продуктивные действия, которые бы его сняли.

Приведу такой пример. Одна мама пришла ко мне с просьбой о помощи. На её сына жаловались все - во дворе, в школе, на улице. Чуть что, он начинал выяснять отношения с помощью кулаков. Я посоветовала ей приобрести эспандер.

Пусть он в тот момент, когда ему что-то не нравится, вынимает его (даже на уроке) и руками действует. Так в данный момент он сможет снимать напряжение. Мальчику это понравилось, а в один прекрасный день на уроке физкультуры он выжал рукой в четыре-пять раз больше нормы. История закончилась тем, что мальчики этого класса все купили эспандеры, а конфликты пошли на убыль.

Наталия ПОСПЕЛОВА

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.21.247.16

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 963
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи